"Интеллектуальные ресурсы России"


Один из новых, еще не совсем прижившихся праздников - День российской науки - еще не приобрел своих традиций, и часто ученые узнают о нем только из газет. Тем не менее, наука сегодня приобретает новое дыхание, все чаще упоминается ее значимость как в жизни отдельного человека, так и общества в целом. Сегодня выдвигаются концепции развития мирового сообщества с учетом накопленных знаний, развития высокоскоростных информационных технологий, влияния человеческой деятельности на природную систему всей планеты. Обсуждать такие глобальные вопросы можно только в сообществе ученых разных научных направлений, взглядов, регионов. С этой целью 18-19 февраля в Дубне состоится Всемирный форум "Интеллектуальная Россия".

"Открытие форума, - сообщают его организаторы, - это старт широкого общественного движения в целях содействия разработке и реализации стратегии развития страны в XXI веке". Мероприятие инициировано Национальным комитетом "Интеллектуальные ресурсы России" и осуществляется при организационной поддержке администрации города, ОИЯИ и университета "Дубна". В нем примут участие крупнейшие ученые и организаторы науки, руководители ведущих вузов, известные деятели культуры и искусства, руководители крупных российских корпораций ведущих секторов экономики, лидеры интеллектуальных сообществ регионов России, руководители средств массовой информации, представители федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти. На заседаниях круглых столов будут обсуждаться научные электронные информационные ресурсы, недра и развитие, медиасфера общества знаний; инновационное развитие регионов России.

Наша газета познакомит сегодня читателей с Национальным комитетом "Интеллектуальные ресурсы России", расскажет о его концепции, целях, задачах и проведенных мероприятиях.

В 2003 году по инициативе Российской академии естественных наук при поддержке Российской партии ЖИЗНИ было принято решение о создании структуры, способной проанализировать и сконцентрировать интеллектуальный потенциал России, разработать стратегию его использования в целях процветания страны. Так, с учетом мнения ведущих российских ученых была создана общественная организация - Национальный комитет "Интеллектуальные ресурсы России" - под сопредседательством президента РАЕН О.Л.Кузнецова и Председателя Совета Федерации С.М.Миронова.

Основные направления деятельности комитета:

Если обратиться к хронологии, можно отметить следующие ключевые моменты деятельности комитета в 2004 году. В январе прошло заседание Высшего совета комитета, в обсуждении организационных вопросов и ближайших планов приняли участие профессора С.П.Капица, Р.М.Тер-Саркисов, М.П.Карпенко, вице-президент РАСХН А.А.Жученко, вице-президент РАМН Н.П.Бочков, академики С.С.Григорян, М.В.Алфимов, А.А.Рахманин, А.Н.Дмитриевский, первый заместитель секретаря Совета безопасности РФ В.П.Шерстюк, директор ВНИИстандарта В.В.Груздов и другие. Состоялось первое выездное заседание высшего совета в Северодвинске, участие комитета в региональной конференции "Инженерный корпус и стратегия инновационного развития России" в Удомле (Тверская область) и "Наукограды - локомотивы инновационного развития России" в Радужном (Владимирская область). Очередное заседание Высшего совета проходило в апреле в Современной гуманитарной академии. Материалы выступлений и доклады, прозвучавшие на этих форумах были опубликованы в новом журнале "Вестник Национального комитета "Интеллектуальные ресурсы России"". В них приведена интересная статистика, любопытные примеры, проанализирован опыт работы научно-образовательных организаций, обозначены конкретные шаги и программы. Отрывки некоторых выступлений мы рекомендуем прочитать нашим читателям.

Из выступления Президента РАЕН О.Л.Кузнецова.
Первое направление деятельности комитета - формирование позитивного образа России в сфере обращения с интеллектуальными ресурсами. Это во многом зависит от бережного отношения к интеллектуальной собственности внутри страны, особенно про приватизации государственных научных центров... Эти организации приватизируются без учета нематериальных активов, то есть, без знаний, ноу-хау, без экономической оценки авторских свидетельств, патентов.

Второе направление - поиск будущих Ломоносовых, Вернадских, Менделеевых, Леденцовых, участие в их образовательной и нравственной подготовке.

Третье направление - формирование мощного компьютерного банка российских научных открытий в области естественных и гуманитарных наук.

Четвертое направление - содействие разработке правовых, экономических и организационных механизмов коммерциализации интеллектуальной собственности.

Пятое направление - популяризация наиболее ярких, прорывных инновационных достижений.

Одно из ключевых направлений - поддержка региональных интеллектуальных сообществ и проектов, которые вызревают в регионах.

Важным направлением работы О.Л.Кузнецов назвал экспертизу проектов и технологий, оказание помощи разработчикам инноваций во взаимодействии с органами законодательной и исполнительной власти. И наконец, еще одно направление - создание условий для функционирования и развития "интеллектуального моста" Восток-Запад, помощь в самоорганизации российской диаспоры, привлечение ее к продвижению российских инноваций на мировой рынок. Он сказал, что первые успешные шаги на этом пути уже сделаны в Дубне. Удалось объединить около 700 русскоязычных ученых и специалистов, уехавших и успешно работающих в университетах, прежде всего, США и Германии.

Из выступления Председателя СФ РФ С.М.Миронова.
Сейчас в России живет 12 процентов ученых всего мира, и они владеют половиной мирового уровня знаний во многих областях. Но, в то же время, мы производим всего 0,3 процента от мировой наукоемкой продукции. Если мы не сможем превратить знания в производство продуктов и услуг, то будем продолжать терять рынки...

Одна из программ, которую наш комитет будет разрабатывать - это формирование долгосрочной национальной стратегии развития высшего образования, создание единого образовательного пространства. Нас интересуют новые формы обучения, новые вузы, поостренные на использования электронных технологий доставки знаний учащимся в место их проживания или работы...

Из доклада ректора СГА профессора М.П.Карпенко.
В настоящее время в образовательных учреждениях разного уровня (выше дошкольного) обучается 30 млн. человек. Всего число образовательных учреждений (по данным Госкомстата РФ за 2003 год) составляет около 81 000. Указанное количество складывается из общеобразовательных школ - 66 000, гимназий, лицеев и школ-интернатов - 3 000, вечерних школ - 2000, учреждений начального профессионального образования - 4000, средних специальных учебных заведений - 3000, вузов - 1000, филиалов вузов - 1700. В данный расчет не вошли организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в которых, по официальным данным, обучается ежегодно 1 400 000 человек. Кроме того, не учтены курсы дополнительного образования, языковые и школы искусств, учебные центры организаций и предприятий.

Совокупное количество образовательных организаций в РФ, действующих в 2003 году, можно оценить в 85 000.

Для России, особенностью которой является наличие огромных территорий с неравномерной плотностью заселения, задача широкой модернизации образовательного процесса, внедрения в практику преподавательской деятельности новых информационных технологий стоит особенно остро. Причем из реально функционирующих школ лишь 30 процентов расположены в городах. Большинство же (70 процентов) - находится в сельской местности. В связи с этим жители практически всех субъектов РФ по объективным причинам не имеют декларированной Конституцией равной возможности получить образование, отвечающее отечественным и мировым стандартам.

Для России единственным выходом в настоящее время является широкое внедрение в практику педагогической деятельности принципиально новых методов обучения - методов XXI века, основанных на применении информационных и телекоммуникационных технологий как наиболее совершенных форм дистанционного образования.

* * *

15 апреля состоялось первое заседание Экспертно-консультативного совета по вопросам электронного обучения, открытого образования и внедрению новых образовательных технологий при Комитете Государственной Думы по образованию и науке. Планируется, что решения совета станут основой законодательных инициатив комитета в области электронного образования в стране. 10 июня был организован круглый стол "Проблемы и перспективы электронного образования в России". В нем приняли участие наиболее авторитетные российские и зарубежные специалисты в этой области.

Из доклада председателя совета профессора В.П.Тихомирова.
E-learning представляет собой динамично развивающуюся область образования. В США, например, к концу 2004 года 90 процентов колледжей и университетов будут предлагать онлайновые академические курсы. Аналогичные тенденции наблюдаются и в Европе. Очевидный выигрыш от новых ученых технологий состоит в существенном снижении затрат на обучение, в их несравнимо большей гибкости - как с точки зрения выбора места и времени обучения, так и по содержанию (объем и актуальность) учебного материала.

У нас сегодня по-прежнему - а я хочу еще раз подчеркнуть, что наша система образования пережила своего родителя (государство) примерно на 12 лет - общий ориентир на государственный бюджет. Но во всем мире, в ряде стран, принята совершенно понятная, внятная государственная политика по переводу системы высшего образования в зарабатывающую, самофинансирующуюся отрасль народного хозяйства. Если брать Австралию, то третье-четвертое место в валовом внутреннем продукте дает доход от образования.

Рынок образовательных технологий растет такими сумасшедшими темпами роста, что мы имеем ежегодные темпы роста 50-70 процентов. Но Россия на этом рынке не представлена. Немножко в покупающей части, но уж точно, что не в продающей. Рост объема обучения в мире на базе Интернета - 86 процентов в год. Здесь мы тоже не имеем своих позиций. Наконец, распределение зарубежных студентов. Россия имеет в общей массе одну сотую процента США - 35 процентов.

Из выступления Председателя СФ РФ С.М.Миронова.
Вторая программа... связана с созданием информационной базы науки и образования. Развитие информационных технологий, Интернета стимулировало выпуск как электронных версий традиционных журналов, так и чисто электронных изданий. Это, в первую очередь, дало толчок к созданию электронных библиотек. Примером такой библиотеки является Научная электронная библиотека, создаваемая с 1997 года под руководством академика М.В.Алфимова и при содействии Российского фонда фундаментальных исследований. По его предложению на базе этой библиотеки наш комитет начинает разработку программы "Национальная научная электронная библиотека". Цель программы - превратить эту библиотеку в общероссийский информационный научно-образовательный ресурс инновационного развития.

Из статьи "Информационная поддержка науки и образования: российский опыт использования электронных ресурсов". Авторы: А.Ю.Кузнецов, И.К.Разумова, М.Е.Щварцман, Национальный электронно-информационный консорциум.
Количество журналов, издаваемых в мире, очень велико. В течение последних 10 лет оно возросло в среднем на 5000 наименований в год и достигло в 2003 году цифры 168 000. По данным опроса, проведенного среди 100 наиболее престижных университетов США, к числу журналов, представляющих интерес для науки и образования, можно отнести 28 000. По данным Института научной информации (ISI) в Филадельфии (США), научные журналы высокого уровня включают примерно 8000 наименований по разным областям научного знания.

Стоимость любой научной информации, и электронной в том числе, очень высока, цена годовой подписки одного журнала может достигать 10-20 тысяч долларов. При этом на протяжении последних десятилетий наблюдается ежегодный рост цен на подписку в среднем на 8 процентов при росте годового бюджета среднего американского университета - 3,5 процента в год. Те не менее подписка на научную информацию является одним из приоритетных пунктов бюджета любого западного университета, и вопрос об отказе или существенном сокращении подписки даже не обсуждается. Так, Корнельский университет в США в 2003 году затратил на подписку 6,8 млн. долларов, из них более половины - на электронные научные журналы. Библиотеки в Южной Африке затратили на электронную подписку более 14 млн. долларов. В этом же году Санкт-Петербургский государственный университет, который является одним из наиболее крупных, передовых и престижных университетов России, истратил на подписку иностранной научной периодики около 8000 долларов США. Безусловно, такая ситуация с подпиской не может не сказаться на уровне всей, в частности, университетской, науки в России.

По данным ISI, в 2003 году в Гарвардском университете было опубликовано более 12 200 статей, в Корнельском - 5164, в Санкт-Петербургском - 986. Разница в числе публикаций впечатляет, и причин этому можно найти множество, но, безусловно, одна из них - это недоступность самих журналов для российских исследователей. Каждый, кто занимается научной работой, прекрасно понимает, что для того, чтобы опубликовать статью на какую-то тему, надо знать последние работы ведущих специалистов в этой области, то есть, читать современную научную периодику.

Из статьи "Научная электронная библиотека: итоги и перспективы". Авторы: В.А.Глухов (ИНИОН РАН), В.Д.Новиков, А.Н.Петров (Центр фотохимии РАН).
Нехватка средств на выписку зарубежных журналов для российских научных библиотек начала ощущаться уже в конце 70-х - начале 80-х годов. Начиная с 1992 года, положение стало катастрофическим - экономические трудности привели к резкому сокращению подписки и практически полному прекращению закупок новейшей учебной и справочной литературы. Например, Академия наук в 80-е годы получала на закупки иностранной литературы до 15 млн. долларов в год, в 1994 - один миллион, в 1998 - 2002 годах средства не выделялись совсем.

Осознавая важность информационной поддержки российской науки и образования, совет РФФИ в конце 1996 года принял Программу поддержки научных библиотек... Дальнейшим развитием программы стало создание и открытие 1 декабря 1998 года Научной электронной библиотеки для российских ученых.

В настоящее время в Научной электронной библиотеке зарегистрировано более 850 коллективных пользователей. Число ученых, студентов и преподавателей, зарегистрированных в качестве индивидуальных пользователей, составляет около 160 тысяч, из них около половины регулярно "посещают" библиотеку. Среднестатистический читатель посещает библиотеку 8 раз в год. За 2003 год наши читатели получили из библиотеки более 700 тысяч статей. Библиотека eLibrary.ru сегодня один из наиболее популярных сайтов в научном секторе российского Интернета. По числу обращений (около 20 000 в день) он постоянно занимает одно из первых мест в научном разделе независимой российской рейтинговой системы Rambler.

Материал подготовила Галина Мялковская