Науки о жизни
Земные проблемы и орбитальные полеты - круг задач радиобиологов
В начале октября в Дубне состоялась III Международная конференция "Генетические последствия чрезвычайных радиационных ситуаций". Ее организаторами стали Институт общей генетики РАН, ОИЯИ, Институт медико-биологических проблем РАН, научные советы РАН по проблемам радиобиологии, генетики и селекции, радиобиологическое и ядерное общества России. Около 70 специалистов из радиобиологических, медико-биологических и других исследовательских центров Болгарии, Германии, Польши, Франции, Украины приняли участие в конференции. Россию представляли ведущие специалисты в этой области из Москвы, Дубны, Обнинска, Пущино, Сыктывкара, Томска.
Предметом обсуждения участников конференции стали фундаментальные проблемы радиационной генетики человека, животных и растений, молекулярные механизмы радиационного мутагенеза, индуцированной генетической нестабильности и другие механизмы, формирующие генетические изменения при воздействии радиации на человека, генетические последствия Чернобыльской и Кыштымской аварий, ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне и других экстремальных радиационных ситуаций. Слово - участникам конференции.
Профессор А.В.Севанькаев (Медицинский радиологический научный центр, г. Обнинск): Радиационной цитогенетикой я занимаюсь с 1963 года, считаю себя в некоторой степени учеником Н.В.Тимофеева-Ресовского - я "вырос" из его отдела. Всех радиационных цитогенетиков, собравшихся здесь, знаю лично, поскольку мы все работали в программе ликвидации медицинских последствий Чернобыльской аварии. Наша лаборатория была ведущей в этой программе, к нам стекались все результаты, вся информация. Вот и на этой конференции интересный доклад по результатам исследований изменений здоровья ликвидаторов и их потомства сделала И.Г.Воробцова из Центрального научного рентгено-радиологического института (Санкт-Петербург). Е.В.Домрачева (Москва) исследовала заболевания крови у ликвидаторов и населения с загрязненных территорий.
В будущем году исполнится 20 лет со времени чернобыльской аварии, и мы решили выпустить специальный номер журнала "Радиобиология и радиоэкология", посвященный результатам проделанной за эти годы работы, свести вместе всю накопленную информацию. Делается это не только для того, чтобы получить цельную картину на основании накопленных данных и уже проделанного анализа, понять направление дальнейших исследований, но и для того, чтобы привлечь внимание научного сообщества к последствиям аварии.
Меньше месяца назад состоялась юбилейная конференция МАГАТЭ, которая постановила, что проблемы Чернобыля больше нет! Кроме радиационно-индуцированного рака щитовидной железы никаких последствий аварии не наблюдается. Им так удобно, им надо развивать атомную энергетику. А, между прочим, в Японии до сих пор продолжают изучать последствия атомной бомбардировки, хотя за это время появились на свет уже несколько поколений. И последствия после взрыва "чистой" бомбы не сравнить с целым комплексом сложных и взаимосвязанных последствий взрыва реактора, действие которых ощущается гораздо дольше. Тем не менее, финансирование наших исследований практически прекращено - нашу программу передали в Министерство по чрезвычайным ситуациям, а у них, понятно, денег едва хватает, чтобы пожары тушить, да последствия наводнений ликвидировать.
До сих пор в Обнинске продолжались начатые в 1989 году регулярные цитогенетические исследования детей и подростков пострадавшей от Чернобыля Калужской области. Сразу после аварии такими исследованиями занимались многие институты СССР, а потом России, но сегодня мы - последние. В этом году мы тоже прекращаем регулярные исследования, выборочные будем продолжать.
Что касается ОИЯИ - я здесь много работал в молодости, проводил исследования на ваших установках, был близко знаком с Владимиром Максимовичем Назаровым из ЛНФ, который увлекался биологией. А потом из-за Чернобыля в сотрудничестве с Объединенным институтом возник перерыв, хотя с Евгением Александровичем Красавиным мы поддерживали и поддерживаем постоянный контакт. Очень важно, что в ОИЯИ будет радиобиологическая лаборатория, поскольку в Дубне уже работает университет, где готовят биофизиков. А с Красавиным у нас есть интересные задумки по применению тяжелых ионов, исследования с которыми уже ведутся на вашем нуклотроне, для лучевой радиотерапии. У нас есть медицинский центр, где проводится лучевая терапия онкологических заболеваний, и надо думать о новых, более эффективных источниках для нее. Мы с Евгением Александровичем и его коллегами займемся экспериментальными исследованиями с углеродом. Вот и на конференции обсуждались многие фундаментальные проблемы и новые направления исследований в радиобиологии, и собрались здесь многие ведущие специалисты в этой области. Хотя приехали не все, кто хотел, - явно, по причинам финансового характера.
Профессор В.К.Мазурик (Институт биофизики, Москва): В Дубне я впервые, бывал в Обнинске, в Озерске - эти, в общем-то, все более-менее закрытые города похожи друг на друга, но от Дубны у меня осталось праздничное ощущение, особое впечатление получаешь от того, что город стоит на берегу Волги. Приятно ходить по улицам, названным именами великих людей, вспоминая историю развития ядерной физики, отечественного атомного проекта.
Эта конференция организована блестяще - наверное, потому что есть все условия: прекрасная материальная база, сохраненные традиции, может быть, это связано и с личностью Евгения Александровича Красавина, с которым я знаком давно.
Старые данные, связанные с проблемой нестабильности генома, сегодня пересматриваются в свете новых научных представлений после расшифровки генома человека. Это же событие стало причиной взрыва нового интереса к генетике и протеонике - области науки, изучающей роль белков в физиологии человека и живых организмов. Этот интерес связан с тем, что эффекты, которые 20 лет назад казались непонятными, теперь можно объяснить с новых позиций. Ионизирующее излучение вызывает состояние нестабильности генома. Оно характеризуется не только чисто генетическими проявлениями, но имеет и функциональную основу. Это перевод клеток в такой режим, который обеспечивает их адаптацию к условиям среды. Это состояние рискованное, состояние неустойчивости: оно приводит к тому, что из клеток выбирается наиболее приспособленная, она дает клон, который обеспечит адаптацию. Но среди таких могут оказаться клетки со свойством бессмертия, то есть обеспечивающие развитие раковой опухоли. Все это вероятностные, причинно обусловленные процессы. Эта вероятность очень мала, но она существует. Такая теоретическая проблема рассматривалась и в свете аварий - Чернобыльской, Уральской, техногенных аварий на предприятиях. Пока полной определенности нет, но интерес и динамика в этом вопросе ощущаются.
А.Вуйчик (Институт химии и ядерной техники, Варшава): Я специалист по радиационной цитогенетике. Один из моих студентов - Марта Деперас-Каминьска работает у Е.А.Красавина. Она использует уникальные возможности оборудования для изучения клетки с помощью тяжелых ионов. Это очень интересная проблема для оценки эффектов влияния космического излучения. Я счастлив участвовать в этой конференции, потому что услышал очень много интересных докладов, в первую очередь, российских ученых. Хочу высказать некоторое критическое замечание: у представленных на конференции работ очень высокий уровень, наверное, в этой области радиобиологии есть и другие ценные результаты, но опубликованные на русском языке они потеряны для меня и других не читающих по-русски. Я думаю об этом с большим сожалением.
Г.Штефан (Институт радиационной гигиены министерства экологии, Мюнхен): Область моих исследований - цитогенетика, также я занимаюсь оценкой генетических рисков. Все доклады на конференции были интересны для меня, поскольку они связаны с оценками рисков для здоровья человека. Группа, которую я возглавляю, сотрудничает с коллегами из московских институтов, в основном, - с Институтом общей генетики, и специалистами из Обнинска. Было бы интересно наладить сотрудничество и с ОИЯИ, поскольку здесь очень хорошие условия для проведения экспериментов с облучением материалов. Мы будем обсуждать эти возможности с Е.А.Красавиным.
После завершения работы конференции состоялся семинар "Перспективные проблемы космической радиобиологии применительно к длительным орбитальным и межпланетным пилотируемым полетам". На нем обсуждались проблемы космической радиобиологии в отношении медицинского обеспечения длительных орбитальных и межпланетных полетов, факторы, способные оказать существенное влияние на надежность таких полетов.
Вот что рассказал один из организаторов этого семинара профессор В.М.Петров (Институт медико-биологических проблем, Москва): Поскольку эти работы идут не первый год и нам важно, чтобы интенсивность таких исследований нарастала, мы решили использовать эту конференцию для обсуждения стратегии и тактики наших исследований. Мы объединили конференцию и семинар еще и для того, чтобы вовлечь в круг этих проблем как можно больше российских специалистов. Сегодня ключевые вопросы космической радиобиологии уходят в область клетки - вопросы сохранения ее жизнеспособности, выполнения клеткой своих функций в составе различных систем организма. Поэтому радиационная генетика стала базовой в этих исследованиях. Во-вторых, ОИЯИ - именно тот институт, где можно не только моделировать условия космического полета, но и проводить тонкие эксперименты по изучению воздействия на клетку космических частиц. А с возникновением здесь новой лаборатории радиобиологических исследований открываются новые возможности для таких исследований - именно поэтому мы проводим свои встречи здесь, привлекаем специалистов ОИЯИ, а лаборатория нашего института уже много лет проводит здесь исследования на клеточном уровне.
Возможность продолжения этих исследований мы обсудим с Е.А.Красавиным. Наша стратегическая программа предполагает использование в качестве инструмента исследований тяжелые заряженные частицы, то есть опять же - установки ОИЯИ с привлечением специалистов земных специальностей. Идея объединения усилий специалистов наземной и космической радиобиологии появилась, когда впервые были обнаружены нарушения хромосом крови космонавтов. Именно тогда Институт общей генетики имени Н.И.Вавилова, Институт медико-биологических проблем и Объединенный институт объединились для исследования этих проблем.
Что касается полета на Марс - в течение 3-4-х лет в рамках МНТЦ был разработан проект полета, вплоть до чертежей, показана абсолютная его реализуемость на базе современного уровня развития техники и технологий. Предполагается использование электрореактивных двигателей на основе солнечных батарей большой поверхности. Рабочее тело - ксенон - дает небольшую, но постоянную тягу, так что полет можно будет осуществить за 425 дней, из которых 30 экспедиция проведет на поверхности Марса. Проект сегодня стоит 20 млрд. долларов - тоже не заоблачная стоимость по реалиям сегодняшнего дня. Но для того, чтобы его осуществить после 2025 года, многие задачи надо решать уже сегодня, если мы этим займемся через 15 лет - будет уже поздно.
Ольга Тарантина