ICRC-2005
Леонид Ткачев
Индийские встречи
Самая крупная (до 1000 участников и докладов) международная конференция по космическим лучам проводится каждый два года: 27-я проходила в Гамбурге, 28-я - в Цукубо (Япония), 29-я недавно завершилась в городе Пуне (Индия).
Индию хотелось, конечно, увидеть давно, но не очень в это верилось. Тем не менее, свою заявку на доклад о состоянии работ по подготовке космического эксперимента ТУС я отправил. И оргкомитет не только принял мой доклад, но и в ответ на мою просьбу пообещал финансовую поддержку - освободить от оргвзноса и предоставить дешевое жилье. Так что возможность поехать на несколько дней в Индию стала реальной перспективой.
Время подготовки к конференции пролетело в работе - надо было заранее послать письменные материалы для включения в труды конференции. Хотелось представить все наиболее интересное: результаты фоновых измерений излучения ночной атмосферы, полученные в полете спутника МГУ "Татьяна", результаты методических работ по изготовлению прототипов зеркала Френеля для работы в условиях открытого Космоса с перепадами температур от -150 до +150 градусов, полученные совместно ОИЯИ и НПО "Энергия". Кроме того, на пучке электронов и пионов 50-80 ГэВ в ЦЕРН были проведены совместно с группой из LAPP (Annecy, Франция) измерения флюоресцентного излучения, инициированные прохождением заряженных частиц через воздух. Таким образом можно получить данные о флюоресцентном излучении атмосферы при прохождении широких атмосферных ливней на высотах 10-30 км, что имеет интерес для всех экспериментов по измерению космических лучей при энергиях 1019-1021 эВ флюоресцентным методом.
И вот 1 августа я жду посадки на рейс Москва-Бомбей (сейчас городу вернули его первоначальное название - Мумбей). Уже проверены посадочные талоны, но посадка задерживается сначала на полчаса, затем на час, затем пассажиров вернули в зал ожидания. Вокруг много знакомых и полузнакомых лиц - участников конференции из Москвы и других городов России. Вспомнили последние сообщения оргкомитета по электронной почте о том, что за неделю до этого в Бомбее из-за непрекращающихся несколько дней муссонных дождей произошло сильное наводнение. Несколько дней не работал международный аэропорт, и было прервано автомобильное сообщение с другими городами, в том числе с городом Пуне, который от Бомбея отделяют 170 км. В одном из последних сообщений оргкомитет написал, что дожди прекратились, возобновилась работа аэропорта и наладилось сообщение с Пуне. Как бы там ни было, но примерно с двухчасовым опозданием мы вылетели...
В Бомбей прилетели в два часа ночи по местному времени. Температура - градусов 25, теплый тропический дождь. Пограничный и таможенный контроль прошли быстро, потом довольно долго стояли в очереди к единственному окну, где можно было поменять доллары на индийские рупии в соотношении примерно 1 к 42. Участников конференции в аэропорту встречали несколько растерянные представители оргкомитета, потому что одновременно с нами приземлилось еще несколько задержанных рейсов из Европы, с которыми прибыло немало участников. Прошло часа полтора, пока нам назвали отель, в котором, может быть, еще есть заказанные для нас места. Через полчаса несколько такси привозят к отелю, нас человек 15, мест 5 или 6. Отдаем их дамам, сами устраиваемся как придется: на диванах, в креслах.
Наутро после завтрака я вышел на улицу. Не просохший от ночного дождя город уже проснулся, по улице сплошным потоком мчался разнообразный транспорт, движение левосторонее: велосипеды, мотоциклы, разнокалиберные такси и автобусы. Рядом с проезжей частью дороги бесчисленные лавки - стол и крыша над ним, в которых готовится и тут же продается еда для простого люда. Больше всего поразили трехколесные такси - типа наших мопедов, впереди водитель, сзади небольшой диван на двух пассажиров, боковых дверей нет, но есть крыша над головой, что немаловажно при здешнем климате: то солнце печет, то дождь льет. Забегая вперед, замечу, что каждый участник получил от организаторов зонтик с эмблемой конференции, выручавший от дождя или палящего солнца. Проезд в таком такси в полтора-два раза дешевле, чем в обычном: полчаса езды - 100 рупий. Движение на улицах довольно быстрое и чрезвычайно плотное, несмотря на это, за все время конференции я не видел ни одного ДТП, хотя ежедневно нас возили по городу на автобусах. Редко встретишь на улице полицейского и не видно полицейских машин (нам бы такое). На тротуарах масса пешеходов, но через короткое время замечаешь, что в основном это молодые мужчины и мальчишки, женщины и девушки встречаются довольно редко.
К 10 утра были поданы большие автобусы, в которые собрали прибывших ночью участников конференции. Оргкомитет заранее по электронной почте всех предупредил, что запланирована автобусная экскурсия по Бомбею и затем эти же автобусы повезут нас в Пуне. Как сообщила молодая женщина-экскурсовод, население Бомбея составляет 16 миллионов человек, из них 10 миллионов живут в трущобах, сделанных из шифера, картона и фанеры, 4 миллиона - бездомные, у которых вообще нет никакой крыши над головой, и только 2 миллиона имеют нормальное жилье. Тем не менее население Бомбея возрастает на 700 тысяч в год. И картину такого города мы наблюдали из окна автобуса - бесчисленные лачуги, вроде наших гаражей, но без ворот, выходящие на проезжую часть дороги, где и течет повседневная жизнь их обитателей. Про антисанитарию и груды всевозможного мусора не пишу. Поразительным контрастом выглядят шикарные рекламные картины, вздымающиеся на высоких щитах над убогими крышами грязных лачуг, обещающие красивую жизнь, например, в Абу-Даби - всего лишь 30 тысяч рупий на 20 дней. Но город растет, в нем есть высокие современные здания, хотя нам показывали большей частью старые, колониальной постройки сооружения.
Весьма своеобразное впечатление производят строящиеся многоэтажные здания: в Индии не используют привычные нам башенные краны, все делается из железобетона, и опалубка, поддерживаемая бамбуковыми палками на уровне 6-7-го этажа, выглядит необычно. В заключение экскурсии мы высадились на набережной, с океана дул парной ветер, пахло водорослями, грязно-серая волна била в гранитную стенку. В двух-трех километрах от берега виднелись несколько искусственных островов на стальных опорах. Экскурсовод сказала, что под морским дном нашли нефть, много нефти, и началось ее промышленное освоение. А здесь нас быстро окружили попрошайки, продавцы мелких сувениров и даже заклинатель с двумя кобрами.
После обеда не меньше часа караван наших автобусов выбирался из города, мимо нескончаемых лачуг. Пошел дождь, и я обратил внимание на крыши этих жалких строений: на досках - полиэтиленовая пленка, придавленная сверху камнями, чтобы ее не сорвал ветер. Проехали километров 50, и дорога пошла в гору, продолжал лить дождь и я насчитал более 20 небольших водопадов, потоки воды срывались вниз со всех сторон на десятки метров. Неширокая в городе дорога превратилась в современное 4-6-рядное шоссе с вереницами вполне приличных автомашин и автобусов в обе стороны.
В Пуне подъехали под вечер, смеркалось. В четырехмиллионном городе закончился рабочий день, и наше движение почти остановилось, около часа мы стояли в пробке на мосту и оказались свидетелями индийского наводнения. Параллельно дороге - метров 100 ниже по течению реки - шла линия высоковольтной электропередачи, на каждом берегу высокие мачты, но вода поднялась так высоко, что провода оказались в воде. Мощный поток растягивал провода, потом они вырывались из воды и под действием натяжения, как из рогатки, на десяток метров вылетали вверх по течению, падали в воду и потом все повторялось сначала. На мосту стояла большая толпа зрителей.
Наконец движение возобновилось, и через полчаса мы подъехали к шлагбауму перед территорией университетского комплекса. Полицейский махнул водителю, и мальчики подняли шлагбаум. Помимо университета на этой территории расположились еще десятка два различных исследовательских центров, скрытых буйной тропической растительностью. Здание, где разместился оргкомитет конференции, наполнено народом и гудит, как улей. Регистрируемся, получаем по весьма приличному кожаному портфелю с материалами конференции. Тут же стоят полтора десятка компьютеров, но попытка послать email о том, что с нами все в порядке и мы на месте, оказалась неудачной из-за отсутствия связи.
Довольно быстро участников конференции развезли по отелям и общежитиям. В компании с несколькими физиками из МГУ, МИФИ и ИЯИ меня поселили в общежитии-гестхаузе Института тропической метеорологии в получасе езды от университетского комплекса. В номере, к нашему удивлению, стояли двухярусные кровати. При ближайшем рассмотрении оказалось, что они снабжены противомоскитным пологом типа балдахина из легкой полупрозрачной ткани. Встретивший нас молодой парень, выполнявший администраторские и все прочие обязанности, понимал по-английски, но чистых простыней и полотенец все равно на всех не хватило. Мы сразу не сообразили, для чего нужен балдахин, поэтому первая ночь прошла под писк мелких голодных комаров.
Наутро за нами пришел автобус, и мы отправились на открытие конференции. Традиционно на последние конференции по космическим лучам собиралось до тысячи участников. Однако около 300 человек, напуганные наводнением, побоялись приехать и отменили свое участие в последний момент или прибыли на конференцию с опозданием. Тем не менее организаторы были готовы к встрече 1000 участников - для Индии это являлось беспрецедентным мероприятием, хотя, как мы в этом сами убедились, в Пуне есть зал примерно на 1500 мест. Спонсорами конференции стали полтора десятка различных международных и национальных организаций, в том числе Международный союз чистой и прикладной физики, Национальный центр радиоастрофизики, Межуниверситетский центр астрономии и астрофизики, Департамент атомной энергии, Департамент науки и технологии, Индийская академия наук и другие.
На пленарных заседаниях заслушивались приглашенные, обзорные и рапортерские доклады. Работали три параллельных секции. OG секция охватывает широкий круг проблем происхождения, ускорения и распространения космического излучения, включая рентгеновское, гамма- и гравитационное излучение, а также нейтринную астрономию и астрофизику. В SH секции сосредоточены проблемы происхождения и распространения солнечных космических лучей, а также взаимодействия галактических космических лучей с гелиосферой. В НЕ секции обсуждаются проблемы внегалактических лучей сверхвысоких энергий, физики и астрофизики частиц и космологии. Спектр и масштабы обсуждаемых на конференциях проблем, получаемые или ожидаемые результаты оставляют неизгладимое впечатление и все выше поднимают планку требований к новым проектам, рассмотрению которых всегда уделяется много времени. Большое внимание обращено к стендовым докладам, на которые приходится примерно 70 процентов оригинальных сообщений, и заранее планируется несколько сессий конференции для представления и обсуждения стендовых докладов по всем направлениям исследований одновременно.
Открытие конференции предполагалось провести в большой на 1500 мест аудитории имени Чавана (известного общественного деятеля Индии) в другом конце города. Однако из-за неприбытия значительной части участников оргкомитет перешел, как было в шутку сказано, в режим динамического планирования и решил провести первое заседание в большой аудитории Межуниверситетского центра астрономии и астрофизики на территории университетского комплекса. После выступления почетных гостей, спонсоров и начальства началась деловая работа конференции. Невозможно в газетной статье рассказать обо всем интересном на конференции, да и в век Интернета нет такой необходимости. Интересующимся читателям сообщаю ссылку на Интернет-сайт конференции: http://icrc2005.tift.res.in, а кроме того я надеюсь провести в ОИЯИ семинар и рассказать о научной части более подробно.
(Окончание следует)