Из официальных источников
Что мы знаем об ИРЦ?
Жители города с февраля 2005 года стали оплачивать услуги ЖКХ не через муниципальное предприятие "Расчетно-кассовый центр", а через коммерческое предприятие - ООО "Информационно-расчетный центр". Быстрый рост стоимости услуг и вопрос, за что мы платим, оставили в тени не менее важный вопрос - кому мы платим? Одно дело платить государству в лице муниципалитета, или напрямую службам ЖКУ за предоставляемые услуги, другое дело - некой коммерческой фирме. Вопросов к этой службе у жителей накопилось много, поэтому разговор с руководством ООО "РКЦ" директором С.А.Григорьевым и финансовым директором А.А.Каприной на очередном брифинге для журналистов был острым.
Прежде всего, для чего был создан коммерческий центр?
С целью ослабления бюджетной нагрузки на город мы взяли здание в аренду. Это примерно 1 миллион рублей в год в бюджет города. Что входит в обязанности центра?
Наше предприятие занимается предоставлением следующих услуг: расчеты квартплаты, сведение в единую квитанцию стоимости всех услуг населению, отчеты и предоставление информационных услуг - выдача справок по заявлениям обратившихся. Тарифы мы не формируем и не утверждаем.
На предприятии есть два отдела - по расчетам и начислению квартплат и по регистрации и учету движения населения (паспортный стол), а также административный аппарат. В отдел по расчетам и начислению платежей входят также бухгалтеры - операционисты пяти ЖЭУ. Муниципальным остался только отдел субсидий.
Вы являетесь коммерческой структурой, значит, ваша деятельность должна приносить вам прибыль. Из чего она складывается?
Мы приступили к работе в феврале, когда завершилась реорганизация муниципального предприятия "РКЦ". Тогда тарифы уже были утверждены, и мы весь год работали в этих рамках. По закону тарифы могут меняться раз в год. Но в отличие от муниципальной структуры, мы имеем право на коммерческую деятельность по договорам с различными предприятиями, работающими на рынке услуг населению. Дорого стоят поддержка программного обеспечения расчетов, а также паспортные и информационные услуги. Но для населения они бесплатные. Коммерческая деятельность позволяет нам гасить затраты.
На каком счете накапливаются наши платежи, если на квитанциях расчетный счет центра не указан?
Деньги населения мы не накапливаем, а ежедневно перечисляем поставщикам услуг. Все деньги от населения аккумулируются на их счетах. Мы отправляем 100 процентов собранных платежей. И именно с поставщиков услуг надо спрашивать за расходование средств.
На квитанциях расчетный счет не указан, так как счетов у нас несколько, в разных банках и на почте. Это сделано для удобства жителей.
А почему ЖКУ не могут сами собирать деньги, зачем нужно промежуточное звено?
Мы не считаем нашу функцию посреднической, наше предприятие специализируется на информационных услугах. Но представьте себе ситуацию, когда каждый поставщик услуг сам собирает платежи - энергетики, коммунальщики и т.д. Тогда все эти предприятия должны содержать у себя штат отдела регистрации, учета, начисления и т.д. и все это ляжет на плечи плательщика дополнительными расходами. И у каждого будет своя база данных, не единая, как у нас, позволяющая нам в конце месяца делать до 60 отчетов. Например, Управление народного образования делает нам запрос о детях, которые должны пойти в 1-й класс. И мы в течение 3-5 минут этот отчет даем, а раньше учителя по подъездам ходили.
Есть ли у вас договоры с жителями?
У нас есть договора с ЖКУ-1 и ЖКУ-2, а у них - с населением, правда, не со всеми жителями, и заключены они примерно 10 лет назад. Но с апреля жителями будут выбраны управляющие компании, и они должны будут заключить договора с каждым владельцем или нанимателем жилья. В связи с вступлением в силу нового Жилищного кодекса жители должны будут выбрать управляющую компанию, которая будет вести все расчеты с поставщиками услуг, контролировать их качество, либо создать товарищество собственников жилья, либо самоустраниться от этого процесса. Если жители самоустранятся, то им будет назначена управляющая компания в административном порядке.
В вашем центре сосредоточена вся информация о жителях и их жилье. Как защищена эта информация?
В соответствии с законом. Ни одной справки мы не даем на руки, если нет личного заявления или официального запроса. Наша база данных закрыта и защищена от внешнего проникновения.
Наш программный продукт мы сейчас хотим сертифицировать, чтобы каждый наш житель мог быть уверен в качестве наших услуг и в том, что каждая копейка правильно просчитана.
Надежда Кавалерова