Ветераны нашего Института


25 октября исполнилось 75 лет профессору Виктору Александровичу Карнаухову, главному научному сотруднику Научно-экспериментального отдела ядерной спектроскопии и радиохимии Лаборатории ядерных проблем.

Виктор Александрович, выпускник физического факультета МГУ, в 1954 году поступил на работу в Курчатовский институт, где в секторе Г.Н.Флерова складывался коллектив будущих основателей Лаборатории ядерных реакций ОИЯИ. Его первая научная работа (1954 г.) посвящена теоретическому анализу возможности существования протонно-радиоактивных ядер. Она послужила основой для экспериментального поиска таких ядер на циклотроне У-300 в ЛЯР. Эти исследования привели В.А.Карнаухова к открытию новой разновидности радиоактивного распада - эмиссии запаздывающих протонов (1962 г.). Он развивал статистическую модель процесса, что позволило извлекать из экспериментальных данных информацию, недоступную другим способам (силовая функция бета-распада с высокой энергией, плотность уровней и массы удаленных ядер и др.). Работы положили начало новому направлению в ядерной физике, которое активно развивается в различных научных центрах мира.

В 1959-1962 гг. В.А.Карнауховым с сотрудниками наблюдался и был идентифицирован альфа-активный изомер полония-212 с аномально высоким коэффициентом запрета. В.А.Карнаухов - соавтор открытия нового вида ядерной изомерии - спонтанного деления тяжелых ядер из изомерного состояния (1962 г.). Позже им совместно с коллегами из Института имени Н.Бора проведены первые надежные измерения энергии возбуждения подобного необычного ядра.

С 1977 года В.А.Карнаухов работает в ЛЯП ОИЯИ. Здесь он выполнил серию работ, посвященных анализу возможных свойств и способов наблюдения аномальных ядер разного типа: суперплотных (1977 г.), долгоживущих гипер-ядер (1979 г.), супертяжелых ядер с х-частицами (1984 г.), частиц странной ядерной материи (1986 г.), кластеров, состоящих из отрицательных пионов и нейтронов (1993 г.). Этот анализ стимулировал постановку соответствующих экспериментов.

Большой цикл работ В.А.Карнаухова и сотрудников (1977-1987 гг.) связан с проблемой л-конденсата и суперплотных ядер. Были развиты оригинальные методы поиска аномальных ядер среди продуктов взаимодействия релятивистских ядер с тяжелыми мишенями, позволившие достичь рекордного уровня чувствительности обнаружения.

В последние годы В.А.Карнаухов занят актуальной проблемой фазовых переходов "жидкость - туман" и "жидкость - газ" в ядерном веществе. Создана многодетекторная установка с 4-геометрией для исследования процесса фрагментации в ядро-ядерных соударениях при релятивистских энергиях. Были получены убедительные свидетельства о новом, четвертом (после -распада, испарения нуклонов и деления) виде распада возбужденных ядер - тепловой мультифрагментации. Эксперименты под руководством В.А.Карнаухова проводятся на пучке нуклотрона ОИЯИ международной коллаборацией ФАЗА (ОИЯИ, РНЦ "Курчатовский институт", Дармштадт, Краков, Айова).

Работы В.А.Карнаухова широко известны в мировом сообществе специалистов, где он пользуется заслуженным авторитетом. Это относится, в первую очередь, к исследованиям по протонному распаду, которые вошли в ряд учебников, монографий и энциклопедических изданий. Он - автор более 100 научных публикаций и монографии, лауреат Государственной премии СССР.

Встречая юбилей, В.А.Карнаухов, как всегда, энергичен, целеустремлен и полон азарта, сил, и научных замыслов. Друзья и коллеги искренне поздравляют Виктора Александровича, желают крепкого здоровья и новых успехов в исследованиях.

И. Звара, С. П. Авдеев

Автограф юбиляра


В 1954 году автор этих строк окончил физфак МГУ и был зачислен на работу в НИФИ-2 (ядерное отделение Физического института при МГУ). В этом институте я делал дипломную работу, и, честно говоря, меня не радовала перспектива заниматься там наукой. Но благодаря счастливому случаю я попал "на смотрины" к Георгию Николаевичу Флерову, который работал тогда в Лаборатории измерительных приборов АН СССР (ныне Курчатовский институт). Встреча была дома у Г.Н. Для меня Флеров был легендарным человеком, выдающимся ученым, и я сел на черный кожаный диванчик в его кабинете с твердым намерением понравиться. Были совершенно неожиданные вопросы по физике, но задачу свою я, по-видимому, выполнил. На следующий день я был уже в кабинете Игоря Николаевича Головина - первого заместителя И.В.Курчатова, и одного телефонного звонка в министерство оказалось достаточно, чтобы выполнить все формальности с моим переводом из МГУ в ЛИПАН.

(Из книги "ОИЯИ-40", Дубна, 1996 год.)