Послесловие к спектаклю
Какой быть первой опере, или О любви с первого взгляда
Первое знакомство с таким непростым жанром, как опера, во многом влияет на дальнейшее отношение человека к этому искусству. Многие подростки на предложение родителей сходить в театр категорично заявляют - я уже смотрел десять лет назад какую-то оперу, на всю жизнь хватило.
Поэтому профессионализм актеров, привлекательность декораций и костюмов, необычность постановки на долгие годы определяют вкус маленьких зрителей, их желание возвращаться в волшебный мир театрального зала.
Опера "Кошкин дом", которую подарили дубненским ребятам солисты "Новой оперы", думается, со временем станет одним из шедевров русского оперного искусства для детей. В спектакле много неожиданных режиссерских решений, а само действие разделилось на несколько сцен, которые как бы втягивали зрителя в происходящее. На балконах расположился хор: слева мужской, справа - женский, маленькие зрители (да и сопровождавшие их взрослые) очень удивились, что голоса доносятся сверху, и стали искать глазами поющих. Оркестр разместился между зрителями и сценой, и у родителей была возможность заодно познакомить малышей с музыкальными инструментами.
Сам спектакль можно было бы условно разделить на визуальную и звуковую части - арии оперных солистов разыгрывали актеры, скрытые под большими куклами. В то же время эти компоненты были органично связаны - поющие артисты, согласно образу, танцевали и общались между собой. Иногда, отвлекаясь на певцов, зрители забывали смотреть на кукол, и наоборот. Не отстали по оригинальности от действия и декорации - сложные многоуровневые конструкции в один момент превращали фасад дома в празднично украшенную гостиную, а нарядный кошкин дом - в пожарище. В общем, скучать не приходилось, можно было все время прислушиваться, рассматривать, сравнивать (благо, текст детям знаком и нет надобности сверяться с либретто по программке).
Замечательный, прекрасный подарок и детям, и родителям. Хочется поблагодарить лично Е.Ставинского - его стараниям мы обязаны удовольствием слышать и видеть солистов "Новой оперы"; а также отметить работников ДК "Мир", которые способствуют и помогают этому достойному просветительскому делу.
Отрицательный момент, обойти который невозможно, - это слишком маленькие зрители. Видимо, повлияло то, что дети до трех лет пропускались бесплатно, а, может, и зрители постарше вели себя на уровне трехлетних. Перед артистами, признаться, было неудобно, мы пытались неловкость компенсировать аплодисментами. Пусть утешением труппе служит наше родительское убеждение, что, несмотря на сложность восприятия, наши дети смогли полюбить оперу с первого взгляда!
Г. Алексеева