Молодежь и наука


Вчера они заняли свои месте в аудиториях университетов и продолжилась их студенческая, аспирантская жизнь. Но были в их летней жизни почти две недели, проведенные в Дубне, которые приблизили их к большой Науке...

Лето. Июль. У студентов закончилась сессия. Настало время отдыха. А в Учебно-научном центре ОИЯИ... опять наступила учебная пора - начался летний период студенческих школ и практик. Итоги трудового лета подвели в беседе с нашим корреспондентом Ольгой ТАРАНТИНОЙ директор Учебно-научного центра С.П.Иванова и заместитель директора Т.А.Стриж.

Первой прошла III Международная студенческая летняя школа "Ядерные методы и ускорители в биологии и медицине". Ее традиционные организаторы - УНЦ ОИЯИ, Университет имени А.Мицкевича (Познань), Пражский технический университет и Московский государственный университет. Но в этой школе участвовали не только студенты из университетов Польши, Чехии и УНЦ, но и из Белоруссии, Болгарии, Румынии, Словакии и России (МГУ, МИФИ, Новосибирск). Самыми большими делегациями оказались группы из Польши, Чехии и МГУ. Новыми участниками стали студенты из Словакии, Белоруссии и Болгарии. Эта школа - самая многочисленная из трех проведенных: в ее работе участвовали 75 студентов и 21 лектор.

Открывая школу, академик В.Г.Кадышевский отметил, что в последнее время все большее значение в медицине придается использованию достижений физики, особенно ядерной. Широкое использование ионизирующих и неионизирующих излучений, радионуклидов, гамма-источников, электронных и протонных ускорителей, компьютерных томографов сделало медицинскую физику стратегическим оружием медицины. Участников школы приветствовал и профессор В.Навроцик, председатель ПКК ОИЯИ по физике конденсированных сред, бессменный член организационного комитета школы, председатель оргкомитета 2-й школы в Познани.

Опыт предыдущих школ и активное участие в разработке программы членов программного комитета (в первую очередь, профессора Г.Байера и профессора С.Дмитриева) позволили прекрасно сбалансировать программу, которая содержала доклады по обширной тематике: ядерная медицина, радиационная физика в медицине, основы дозиметрии ионизирующих излучений, ускорительные комплексы в медицине, электронная, фотонная и адронная лучевая терапия, использование современных технологий визуализации в медицине, использование ионизирующего излучения в медицине и других прикладных областях. Студентам, приехавшим на школу, можно было только позавидовать, поскольку лекции им читали не только высококвалифицированные специалисты ОИЯИ, МГУ, МИФИ, Института биофизики (Москва), но и профессора из Института ядерной физики (Чехия) и Института ядерной химии и технологии (Польша), Карлова и Чешского технического университетов (Чехия), Краковского технического университета (Польша), госпиталя Женевского университета (Швейцария), онкологических исследовательских центров Германии и Польши, Словацкого циклотронного центра, Института ядерных исследований (Болгария), Института Хана-Майтнер (Германия).

Первые четыре лекции профессора Г.Байера (Швейцария): "Изотопы в медицине: требования, производство, применение, перспективы", - стали прекрасным введением в проблему, позволили участникам подготовиться к последующим курсам. Лекции профессора В.Е.Алейникова (ОИЯИ) носили название "Основные понятия дозиметрии ионизирующих излучений".

После такой стартовой подготовки, введения в предмет слушателям были прочитаны следующие лекции: Н.Н.Блинов (МИФИ, Россия) - "Современные рентгеновские технологии", Г.Е.Кодина (Россия) - "Современное состояние медицинского применения радиоизотопов в России", Т.Холи (Чехия) - "Передовая детекторная техника в рентгеновской и нейтронной томографии", С.М.Варзарь (МГУ, Россия) - "Разработка новых методов протонно- и электронно-лучевой терапии", П.Куколович (Польша) -"Математические основы радиотерапии", А.Войчик (Польша) - "Биологические основы радиотерапии", Я.Ружичка (Словакия) - "Словацкий циклотронный центр и проект медицинского нуклотрона", Х.Хомеер (Германия) - "Быстрые лёгкие и тяжелые ионы в медицине. Исследования и модификации материалов (2 лекции)", М.Беран (Чехия) - "Терапевтическое действие бета-излучения в ядерной медицине", О.Екель (Германия) - "Современные технологии адронной терапии (2 лекции). Планирование курса радиотерапии", Й.Новотны - (Чехия) "Физические и технические основы стереотаксической радиохирургии и радиотерапии при использовании гамма-ножа Leksell и линейного ускорителя (2 лекции). Основы и применение гель-дозиметрии в радиационном контроле", Л.Аврамов (Болгария) - "От оптических исследований тканей - к высокоточной лазерной терапии", Е.К.Козлова (МГУ, Россия) - "Физические основы применения импульсного электрического поля для диагностики скрытых повреждений биологических мембран", М.Радванска (Польша) - "Оценка фактической дозы в ядерно-медицинской диагностике".

Лекции М.В.Фронтасьевой (ОИЯИ) - "Нейтронно-активационный анализ в биологических науках и смежных областях", Г.В.Мицына (ОИЯИ) -"Терапевтический адронный комплекс Лаборатории ядерных проблем ОИЯИ", Е.И.Лучина (ОИЯИ) - "Конформная внутричерепная 3D-терапия и радиохирургия", - представили работы, ведущиеся в лабораториях ОИЯИ и связанные с развитием методики нейтронного активационного анализа (ЛНФ) и с работой медицинского пучка на ускорителе ЛЯП.

Ускорительной тематике - и, конкретно, созданию протонного ускорителя для медицинских целей была посвящена лекция члена-корреспондента РАН В.Е.Балакина "Новое поколение оборудования для протонно-лучевой терапии онкологических заболеваний".

На первый взгляд, несколько в стороне находилась лекция проф. Й.Стаменова (Болгария) "Здоровье и окружающая среда", однако постановка вопроса не просто вписывалась в основную тематику, но и позволяла взглянуть на использование методик ядерной физики несколько с другой точки зрения, понять меру ответственности физического сообщества перед человечеством, предложить использование достижений физики для охраны окружающей среды и здоровья людей.

Большая часть лекций с любезного разрешения лекторов опубликована на сайте школы http://uc.jinr.ru/3SummerSchool/lecture.html.

По традиции студенты рассказали о своих работах во время студенческих сессий. Эта школа стала рекордной и по числу студенческих докладов. Если на первой школе было сделано всего 12 докладов, на второй - доложена 31 работа, то на нынешней ребятами было представлено 42 работы по тематике школы. Лучших докладчиков по традиции определили сами участники школы, ими стали студенты польских университетов Кинга Бжозовска, Эва Шиковна и Мариуш Петжик.

У ребят была насыщенная культурная программа, вместившая и большую и интересную экскурсию в Дмитров, и соревнования по волейболу и теннису, концерт и традиционные шашлыки. А какой же осталась в их памяти школа, можно понять из письма, пришедшего от студентки из Минска Ольги Галочкиной:

"Сразу хочу выразить большую благодарность всем организаторам проекта. Это замечательная идея - собрать молодых людей из разных стран, заинтересованных в одной проблеме, летом на берегу реки... Что касается самой школы, то мне показалось все достаточно хорошо проработанным. Распорядок дня идеально подходит как "жаворонкам", так и "совам". Большинство лекций показались мне весьма увлекательными и полезными. А когда я узнала, что люди читают лекции здесь лишь по собственной инициативе и на добровольных началах, я была удивлена. Значит, знающие и, более того, работающие в этой области люди просто хотят поделиться информацией и своим опытом с молодыми и будущими специалистами. Это вызвало у меня восторг и глубокое уважение. Огромное спасибо каждому лектору! Я считаю разумным со стороны организаторов приглашать не только студентов со специальностями близкими к радиологии. У меня, как у будущего специалиста в области радиоэкологии, сложилась общая картина мира... Я очень завидую тем ребятам, для которых это является обязательной практикой!!!"

Со своей стороны УНЦ выражает большую благодарность полномочным представителям в ОИЯИ правительств Болгарии, Белоруссии, Польши, Румынии, Словакии и Чехии, которые выделили специальные гранты для проведения школы. Проведение школы также было поддержано грантом РФФИ. Отдельные слова благодарности - дирекции ЛЯР и особенно С.Н.Дмитриеву, привлекшим к участию в школе нескольких лекторов и финансово поддержавших их приезд.

Следом за школой работала II Международная студенческая практика по направлениям деятельности ОИЯИ, которая тоже была поддержана грантами полномочных представителей правительств стран-участниц. Ее целью было заинтересовать студентов университетов стран-участниц ОИЯИ будущей работой в Объединенном институте. На ней ребята не только слушали лекции, сделанные на высоком уровне, но и работали в лабораториях. Как показал опыт проведения двух практик, такой интерес есть. Это подтверждает и возросшее количество желающих участвовать в практике - вместо запланированных 30 человек в ней участвовали 38, при том что части желающих все-таки пришлось отказать. Наиболее многочисленными были команды Чехии и Польши. В этом году значительно увеличили свои делегации Румыния (7 студентов) и Словакия (6), приехали ребята из Белоруссии и Болгарии. Кроме лекций была и всем запомнившаяся экскурсия в учебно-исследовательский центр МИФИ "НЕВОД". В этом центре на нейтринном водном детекторе, координатном детекторе и мюонном годоскопе идет обучение студентов в условиях реальных экспериментов в областях физики высоких энергий, нейтринной физики, физики космических лучей, Солнца и солнечно-земных связей. Возможно, проявленный взаимный интерес двух учебных центров найдет выражение в какой-то новой форме сотрудничества.

Во второй половине практики ее участники влились в работу Международной школы "Теория ядра и ее астрофизические приложения", завершившейся 4 августа. В конце практики каждый ее участник подготовил итоговый научный отчет вполне научного, а не студенческого уровня. А осенью состоятся большие отчетные семинары по участию студентов в этой практике в Польше и Чехии.

Важно, что представители землячеств активно приглашали студентов поработать в своих национальных группах, - значит, и в них появится молодая смена, вольется свежая кровь. Проведению практики в этом году помог НЦеПИ, да еще предоставил рабочее место - студентка из Белоруссии выражала неподдельный интерес и большую надежду продолжить в следующем году начатую работу.

"Я почувствовал себя более счастливым по сравнению с прошлым годом, потому что лично включился в работу и сам провел все измерения, имея очень хороших руководителей. Опыт практических измерений, о которых я раньше имел только теоретические представления, очень полезен". Стефан Николов, Болгария.

"Кроме работы на прекрасной машине - ускорителе У400, мы увидели синхроциклотрон и нуклотрон. А интересные лекции значительно расширили мои знания. Возможность участвовать в реальном эксперименте позволила объединить теорию и практику воедино. Месячное пребывание в ОИЯИ позволило досконально понять специфику работы в ядерном центре. Я бесконечно благодарен за возможность приехать в Дубну и за знания, которые я здесь получил". Кшиштоф Цюпек, Польша.

"Мы узнали очень много нового, встретили новых людей. Такие летние практики - великая идея. Надеюсь, она будет продолжена и хочу дать совет другим студентам участвовать в ней!". Растислав Дворницкий, Словакия.

На этом "летняя" жизнь в Учебно-научном центре не затихает и плавно перетекает в "зимнюю": аспиранты УНЦ участвовали в традиционной Гомельской школе в Белоруссии, двое поехали на практику в ЦЕРН, будут участвовать и в летней школе "Новые направления в физике высоких энергий", которая скоро состоится в Ялте (Украина). А еще УНЦ организует целевой курс подготовки молодых специалистов - будущих участников эксперимента CMS на Большом адронном коллайдере. Программа подготовки начинается в октябре-ноябре...

Фото Веры Коренсковой.