Новый Жилищный кодекс: вопросы и ответы
Новый Жилищный кодекс призван, по идее его разработчиков и наших законодателей, выстроить новые отношения между государством и народом, его населяющим, в такой жизненно важной сфере жизни каждого человека, как жилье. Любой закон требует внимательного прочтения и осмысления, а этот особенно - в нем заложены положения, в корне меняющие существующую систему ЖКХ. Поэтому мы решили, что комментарий к этому непростому закону будет полезен и интересен читателям. Материал предоставлен Женским информационно-образовательным центром "Стимула".
С какого момента возникает обязанность по внесению платы за помещение и коммунальные услуги?
Новый Жилищный кодекс устанавливает необходимость не только своевременного, но и полного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, причем распространяет данную обязанность не только на граждан, но и на юридических лиц, собственников - жилых и нежилых помещений. Кодекс определяет момент возникновения обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги для физических и юридических лиц. Согласно кодексу, обязанность по внесению платы за жилое помещение и платы за предоставляемые в этом помещении коммунальные услуги возникает у граждан и юридических лиц только с момента возникновения права собственности на жилое помещения или заключения соответствующего договора, устанавливающего основания использования жилого помещения, либо после предоставления жилого помещения в установленном порядке члену жилищного или жилищно-строительного кооператива.
При этом Кодекс не содержит положений, устанавливающих момент возникновения обязанностей по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и платы за коммунальные услуги собственниками нежилых помещений. Представляется, что при решении споров о расходах собственников нежилых помещений на содержание общего имущества в многоквартирном доме и оплате предоставленных им коммунальных услуг судебные органы должны будут применять к данным правоотношениям нормы кодекса, касающиеся внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, по аналогии.
Каковы сроки внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги?
Никаких изменений в сроках внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги Жилищный кодекс не предусматривает: плата должна вноситься ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим. Новым является положение о возможности установления иного срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги договором управления многоквартирным домом. Кодекс предусматривает в качестве существенного условия договора управления не срок внесения платы, а более широкое условие: порядок внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.
При этом стороны договора управления могут согласовать авансирование или предварительную оплату, что особенно актуально при оплате коммунальных услуг. Это связано с широко распространенной практикой авансовой системы оплаты управляющими организациями тепловой энергии, газа, холодной и горячей воды, услуг водоотведения ресурсоснабжающим организациям. При этом возможны варианты оплаты до наступления оплачиваемого месяца и оплаты в течение оплачиваемого месяца.
Кто является получателем платы за жилое помещение и коммунальные услуги?
Кодекс определяет круг лиц, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также определяет порядок принятия решений о внесении этой платы для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Кодекс устанавливает, что плата за пользование жилым помещением (плата за наем) вносится нанимателями жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда наймодателю соответствующего жилого помещения. Поскольку плата за наем является доходом собственника жилого помещения и не связана с объемом и качеством оказываемых работ и выполняемых работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома, то ее внесение осуществляется наймодателю при любом способе управления таким домом.
Кодекс устанавливает особый порядок для нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией. Такие наниматели вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги управляющей организации, осуществляющей управление многоквартирным домом. В этом случае управляющая организация обязана принять исполнение обязательства за собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.
Каковы особенности оплаты коммунальных услуг и расходов на содержание и ремонт общего имущества в товариществах собственников жилья и жилищных кооперативах?
Кодекс предусматривает, что органами управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или специализированного потребительского кооператива может быть предусмотрен любой порядок внесения обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг. Это обусловлено тем, что отношения по внесению взносов и обязательных платежей в товариществе (кооперативе) не тождественны отношениям, возникающим из возмездных договоров. Указанные некоммерческие организации вправе самостоятельно решать вопросы внесения взносов, вытекающие из отношений членства в них граждан и организаций.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив, обязаны участвовать в общих расходах на управление многоквартирным домом, его содержание и ремонт путем внесения обязательных платежей, поскольку все собственники помещений, независимо от членства в такой организации, несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме Собственники помещений в таком многоквартирном доме, не являющиеся членами указанной некоммерческой организации, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом. Кодекс не устанавливает содержание и не регулирует особенности заключения и исполнения такого гражданско-правового договора. Его условия устанавливаются по соглашению сторон.
Как производится оплата жилья и коммунальных услуг в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья или кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией?
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, обязаны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги этой управляющей организации. Основанием внесения такой платы является договор управления. При этом по смыслу Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения обязан внести плату управляющей организации за все виды коммунальных услуг, которыми он пользуется в принадлежащем ему жилом помещении. Эта норма распространяется не только на граждан, но и на иных собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, включая Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Каковы особенности оплаты жилья и коммунальных услуг собственниками помещений в многоквартирном доме, осуществляющими непосредственное управление домом?
Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги своим контрагентам по договорам, заключенным с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Кодекс предусматривает, что договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме заключаются собственниками помещений на основании решений общего собрания, а договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) - заключаются каждым собственником помещения самостоятельно, а соответствующая плата вносится на основании таких договоров.
Каков порядок оплаты собственниками услуг и работ по содержанию и ремонту непосредственно принадлежащих им помещений?
Кодекс определяет порядок оплаты собственниками помещений в многоквартирном доме за услуги и работы по содержанию и ремонту непосредственно самих принадлежащих им помещений, т.е. объектов, не являющихся частью общего имущества многоквартирного дома. К таким услугам и работам, в частности, относится проведение ремонта устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, проведение текущего ремонта жилого помещения. По общему правилу, такие услуги и работы не являются предметом договора управления, а осуществляются и оплачиваются в соответствии с договорами, заключенными собственниками жилых и нежилых помещений с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Нужно ли платить за жилое помещение и коммунальные услуги, если помещение не используется?
Кодекс устанавливает обязательность внесения собственниками, нанимателями и иными лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги независимо от использования или неиспользования соответствующих помещений. При наличии приборов учета расчет платы за соответствующие виды коммунальных услуг производится с использованием их показаний, без какого-либо перерасчета, независимо от факта проживания в жилом помещении. При временном отсутствии граждан в занимаемом жилом помещении внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с обязательным перерасчетом платежей (но не обязательно полным освобождением от соответствующей платы) за период временного отсутствия. Порядок такого перерасчета утверждается Правительством Российской Федерации. При этом часть коммунальных услуг, предоставление которых не прерывается при временном отсутствии (например, отопление в многоквартирном доме) необходимо оплачивать независимо от факта такого отсутствия.
Кто и в какие сроки должен информировать жильцов об изменении платы за жилое помещение и коммунальные услуги?
Кодекс устанавливает обязанность наймодателя информировать в письменной форме нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также предельный срок предоставления такой информации. Аналогичная обязанность установлена кодексом для управляющей организации в отношении информирования собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
Кодекс устанавливает предельный срок предоставления информации: не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в новом размере.
Какие меры могут быть применены к неплательщикам за жилье и коммунальные услуги?
Кодекс предусматривает, что лица, не исполнившие или исполнившие ненадлежащим образом свои обязательства (несвоевременно или не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги) обязаны уплатить своему кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты. Ранее действовавший Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (ст.155 устанавливал аналогичное значение в качестве предельного размера пени.
Снижение размера пени или ее отмена не допускается. Уплата установленной кодексом пени производится независимо от того, предусмотрена она договором или нет. Пени начисляются от не выплаченных должниками в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты, по день фактической выплаты включительно. При этом кодекс устанавливает запрет на увеличение установленного размера пеней.
Должен ли собственник оплачивать содержание и ремонт общих помещений многоквартирного дома?
Кодекс устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Содержание понятия собственности физических и юридических лиц в многоквартирных домах содержится в статье 289 Гражданского кодекса, определяющей что "собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома". Под общим имуществом собственников квартир в многоквартирном доме в соответствии со статьей 290 Гражданского кодекса понимаются "общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры".
Нормы Жилищного кодекса конкретизируют и расширяют понятие общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также устанавливают, что бремя содержания жилого помещения и бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме заключается во внесении собственниками помещений платы за содержание и ремонт жилого помещения. Собственники помещений участвуют в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно их доле в праве общей собственности на это имущество.
Кто и как принимает решение о проведении капитального ремонта многоквартирного дома и определяет размер платы за капитальный ремонт?
Все вопросы по организации капитального ремонта многоквартирного дома решают собственники помещений в многоквартирном доме. До вступления в действие кодекса вопросы очередности и объемов проведения капитального ремонта многоквартирных домов, как правило, решали органы местного самоуправления.
Решение о проведении капитального ремонта многоквартирного дома (срок начала, необходимый объем работ) и оплате расходов на него (стоимость материалов, порядок финансирования ремонта, сроки возмещения расходов) принимается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с учетом предложений управляющей организации. При непосредственном управлении многоквартирным домом решение о проведении капитального ремонта также принимается общим собранием собственников помещений, а при управлении ТСЖ, жилищным кооперативом или специализированным потребительским кооперативом - органами управления соответствующей некоммерческой организации.
Установление размера платы за капитальный ремонт органом местного самоуправления возможно, как исключение, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме в течение года со дня вступления в силу ЖК РФ не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. В этом случае проведение капитального ремонта может быть одним из условий проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации.
Должен ли новый собственник помещений многоквартирного дома оплачивать капитальный ремонт?
Кодекс предусматривает, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех новых собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. Если права собственности на помещение в многоквартирном доме перешли к новому собственнику, то к нему переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома. Если капитальный ремонт не проводился или все обязательства предыдущего собственника на момент отчуждения жилого помещения выполнены, то к новому собственнику никакие обязательства не переходят. В таком случае обязательства по оплате капитального ремонта будут впервые возникать у нового собственника.
Кем устанавливается размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме?
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Это, в свою очередь, означает, что собственники помещений при установлении размера этой платы должны согласовать между собой объем всех необходимых расходов на содержание многоквартирного дома, а также его текущий и капитальный ремонт.
Если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органами местного самоуправления, а в городах Москве и Санкт-Петербурге органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения является существенным условием договора управления. В случае несогласования условия о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения в договоре управления такой договор считается не заключенным.
Чем отличаются компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг от льгот по оплате жилья и коммунальных услуг?
Компенсации должны заменить льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в виде скидки с оплаты для граждан, имеющих право на льготы. Ранее действующий механизм предоставления "натуральных льгот" заключался в освобождении гражданина, имеющего право на льготу, от оплаты части стоимости жилья и коммунальных услуг. Сущность компенсационного механизма заключается в возмещении гражданам произведенных ими расходов в размере, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации или местными правовыми актами. Сначала гражданин, имеющий право на компенсацию, несет в полном размере расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а потом часть его расходов или все расходы на эти цели компенсируются предоставляемой такому гражданину денежной выплатой.
Как определяется величина компенсации расходов на жилье и коммунальные услуги?
В большинстве случаев размер предоставляемых в соответствии с федеральными законами льгот составляет 50% размера полной платы за жилые помещения и коммунальные услуги. В случае определения размера компенсации в процентном выражении от цен на содержание и ремонт жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги, с изменением размера платы за жилые помещения и коммунальные услуги одновременно будет изменяться и величина компенсации. При других способах определения размера компенсации (например, в виде фиксированной суммы) необходимо устанавливать условия и порядок индексирования указанной суммы.
Кодекс предусматривает, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемые гражданам в денежной форме, включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам. Эта норма необходима для избежания предоставления повторной государственной помощи в осуществлении одного и того же платежа.
Вопросы к разделу 8 ЖК РФ.
Как осуществляется непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме?
Кодекс предусматривает право собственников помещений в многоквартирном доме самостоятельно решать все общие вопросы управления своим домом без создания товарищества собственников жилья (ТСЖ) или жилищного кооператива и без привлечения управляющей организации (управляющего). В отличие от положений ФЗ "О товариществах собственников жилья", Жилищный кодекс РФ не ограничивает число собственников помещений, способных выбрать такой способ управления домом. Ранее действовавший закон ограничивал возможность непосредственного управления кондоминиумом случаями, когда кондоминиум включал в себя "не более четырех помещений, принадлежащих двум, трем или четырем различным домовладельцам". Оптимальное число собственников помещений в многоквартирном доме, которым целесообразно использовать этот способ управления, определит практика.
Кодекс предусматривает, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять в рамках способа непосредственного управления многоквартирным домом несколько путей реализации своего решения:
В случае, если в качестве управомоченного лица выбран один из собственников помещений в многоквартирном доме, его полномочия будут основываться на решении общего собрания, отраженном в протоколе. Выдача такому лицу доверенности не требуется.
В случае привлечения собственниками помещений управомоченного лица, не являющегося собственником помещения в этом доме, все или большинство собственников помещений в доме вправе выдать такому управомоченному лицу доверенность в простой письменной форме. Выдача такому стороннему лицу доверенности "от лица общего собрания" кодексом не предусмотрена. При этом данное стороннее лицо не может считаться управляющим.
Если собственники помещений хотят помимо выдачи доверенности уполномоченному лицу заключить с ним возмездные договоры, то для этого необходимо изменение способа управления многоквартирным домом. Для этого собственники помещений вправе в любое время выбрать на общем собрании способ управления управляющей организацией (управляющим). Заключаемые после этого договоры должны соответствовать требованиям кодекса к договорам управления, а само это лицо должно считаться управляющим.
Каким образом оформляются взаимоотношения между заказчиками услуг по содержанию и ремонту жилых домов и лицами, предоставляющими такие услуги при непосредственном управлении многоквартирным домом?
Кодекс предусматривает, что при непосредственном управлении собственниками помещений на основании решения их общего собрания должны заключаться договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме с лицами, осуществляющими указанные виды деятельности. Такие договоры являются двухсторонними, в которых все или большинство собственников помещений в многоквартирном доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров. При этом для признания такого договора заключенным необходимо, чтобы его подписало более половины собственников помещений в данном многоквартирном доме.
Реализация способа непосредственного управления многоквартирным домом исключает возможность привлечения профессионального управляющего (управляющей организации). Лицо, имеющее с собственниками помещений возмездные договоры оказания услуг по содержанию дома и (или) о выполнении работ по его ремонту, в зависимости от предмета договора должно квалифицироваться как подрядчик или исполнитель услуг.
Что произойдет, если собственники помещений в многоквартирном жилом доме не выберут способ управления домом?
Кодекс предусматривает, что если собственниками помещений в многоквартирном жилом доме в течение года не выбран способ управления или если принятое ими решение о выборе способа управления не было реализовано, то орган местного самоуправления обязан выбрать управляющую организацию, которая должна управлять этим многоквартирным домом.
Для того, чтобы установить, что в течение года собственники помещений в многоквартирном доме так и не выбрали способ управления своим домом, органу местного самоуправления необходимо выяснить, проводилось ли общее собрание собственников помещений, проверить его легитимность и ознакомиться с содержанием решения собрания, которое должно фиксироваться в протоколе.
Как определяется отсутствие реализации выбранного способа управления домом?
Отсутствие реализации выбранного способа управления домом при непосредственном управлении подтверждается незаключением собственниками помещений или уполномоченным ими лицом договоров оказания услуг по содержанию и (или) ремонту общего имущества с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
При выборе способа управления товариществом собственников жилья или потребительским кооперативом об отсутствии реализации выбранного способа управления свидетельствует неосуществление собственниками действия по созданию такой организации. Если собственники помещений выбрали на общем собрании способ управления управляющей организацией, но не выбрали такую организацию или не заключили с выбранной управляющей организацией договор управления, то это подтверждает нереализацию выбранного способа управления домом.
Какие существуют способы управления многоквартирным домом?
Кодекс впервые определяет понятие управления многоквартирным домом как деятельность, обеспечивающую благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг всем гражданам, проживающим в таком доме. Деятельность по управлению должна отвечать указанным в кодексе критериям независимо от выбранного собственниками помещений способа управления домом.
Кодекс устанавливает, что управление может осуществляться как на профессиональной основе (управляющей организацией, управляющим), так и собственниками помещений в доме непосредственно или создаваемыми ими организациями (товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или специализированными потребительскими кооперативами).
Приведенный выше перечень способов управления является закрытым и расширению не подлежит. Так, например, с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации нельзя рассматривать в качестве легального способа управления многоквартирным домом доверительное управление (гл.53 ГК РФ).
Возможно ли совмещение разных способов управления многоквартирным домом?
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать только один из способов управления домом, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. В связи с этим одновременное совмещение нескольких способов управления многоквартирным домом не допускается.
Кто осуществляет выбор способа управления многоквартирным домом?
Кодекс устанавливает, что выбор способа управления многоквартирным домом осуществляется на общем собрании собственников помещений в этом доме. Решение общего собрания собственников может быть принято как путем очного, так и заочного голосования. При заочном голосовании собственники помещений могут передать в письменной форме свои решения по вопросам, поставленным на голосование, в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания. Собственник помещения в многоквартирном доме может участвовать в общем собрании как лично, так и через своего представителя, имеющего полномочия, основанные на доверенности на голосование, составленной в письменной форме.
Решение общего собрания о выборе способа управления является Решение общего собрания о выборе способа управления домом является обязательным и для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Кто кроме жильцов-собственников жилых помещений в многоквартирном доме может участвовать в принятии решений на общем собрании?
Кодекс предусматривает, что в принятии решений на общем собрании на равных с другими собственниками помещений в многоквартирном доме участвуют муниципальные образования, субъекты Российской Федерации и Российская Федерация. Какие-либо исключения в объеме прав этих собственников помещений кодексом не предусмотрены. От имени Российской Федерации и субъектов РФ в собрании могут участвовать органы государственной власти в рамках их компетенции. От имени публично-правовых образований в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований и по их специальному поручению в собрании могут участвовать государственные органы, органы МСУ, а также юридические лица и граждане.
Возможно ли изменение способа управления многоквартирным домом?
Кодекс закрепляет за собственниками право на изменение в любое время реализуемого способа управления на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Каков порядок выбора управляющей организации органом местного самоуправления в случае непринятия собственниками жилых помещений решения о способе управления?
В случае непринятия собственниками жилых помещений в течение года решения о выборе способа управления домом, выбор управляющей организации органом местного самоуправления должен осуществляться на открытом конкурсе, проводимом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Этот акт может устанавливать не только процедуры объявления открытого конкурса, но и содержать порядок оценки предложений претендентов и условия выработки существенных условий договора управления с победителем конкурса. Указанная функция органов местного самоуправления должна исполняться до тех пор, пока собственники помещений в отдельных многоквартирных домах не будут самостоятельно осуществлять управление своим домом исходя из выбранного ими способа управления.
Какими документами регулируются взаимоотношения собственников помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления?
Собственники помещений в многоквартирном доме заключают с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления, договор управления на условиях, выработанных на открытом конкурсе.
Собственники помещений в течение 30 дней со дня получения проекта договора вправе подписать договор, отказаться от подписания договора или предложить подписать договор на иных условиях (протокол разногласий). По согласованию сторон могут быть установлены и иные сроки подписания договора.
Управляющий, получивший от собственников помещений (собственника помещения) предложение подписать договор на иных условиях, в течение 30 дней со дня получения предложения собственников, в свою очередь, вправе подписать договор или передать разногласия на рассмотрение суда.
Если стороны подписывают договор, то содержащиеся в нем условия считаются согласованными. Если управляющий передал разногласия на рассмотрение суда, то суд может определить условия договора управления и обязать собственников помещений заключить договор управления на этих условиях. Если собственники помещений уклоняются от заключения договора управления, управляющий вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
Что произойдет, если и через год собственники помещений в многоквартирном доме не выберут способ управления своим домом?
Кодекс устанавливает, что срок действия договора управления, заключаемого собственниками помещений, не может превышать одного года. Не позднее чем через год после заключения договора управления орган МСУ обязан созвать собрание собственников помещений для самостоятельного решения вопроса о выборе способа управления многоквартирным домом.
Если собственники вновь не принимают решение о выборе способа управления домом или не реализуют принятое ими решение, то орган местного самоуправления обязан еще раз провести конкурс по выбору управляющего и повторяется процедура заключения договора управления в обязательном порядке с выбранной управляющей организацией.
Что делать, если орган местного самоуправления не выполняет обязанность по выбору управляющей организации?
Кодекс предусматривает меры защиты прав собственника помещения в многоквартирном доме, собственники помещений в котором в течение года не выбрали способ управления этим домом или приняли решение о выборе способа управления, но не реализовали его. Если муниципалитет в этой ситуации своевременно не исполнил обязанность по организации открытого конкурса среди управляющих организаций, то любой заинтересованный собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию.
Всегда ли необходимо проведение открытого конкурса для выбора управляющей организации?
Кодекс предусматривает возможность заключения договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса. Такая процедура допускается, если конкурс признан несостоявшимся. В соответствии с ГК РФ, конкурс признается несостоявшимся, если в нем участвовал только один участник.
Возможно ли управление многоквартирным домом несколькими управляющими организациями?
Кодекс предусматривает управление многоквартирным домом только одной управляющей организацией. Это объясняется тем, что многоквартирный дом - это единый сложный объект недвижимости и управление многоквартирным домом как единым объектом не может осуществляться несколькими управляющими организациями одновременно, поскольку при этом неизбежно принятие ими различных взаимоисключающих управленческих решений, что является недопустимым.