Послесловие к Татьяниному дню


25 января студенты всех поколений отметили свой праздник - Татьянин день, который в этом году, в связи с 250-летием Московского университета, впервые вписан в реестр профессиональных праздников России как День студентов. Кстати, в нашем Институте 377 ученых и специалистов, в том числе 33 из штата дирекции, - выпускники Московского университета.

Делу привлечения молодежи в фундаментальную науку преподаватели вынуждены посвящать в наши дни немало творческих сил. Как убедить школьников выбрать тернистый путь познания мира? Как представить экспериментальные установки, чтобы они не отпугивали сложностью аппаратуры и измерений? И далее - как сделать процесс обучения более привлекательным, как способствовать в выборе специализации? Метод для этого существует давно, достаточно простой и убедительный, проверенный временем, - дать возможность студентам и школьникам поучаствовать в эксперименте, пообщаться с учеными, познакомиться с научными группами. Именно такую "экскурсию" с научной целью в ЦЕРН и организовали для студентов кафедры элементарных частиц МГУ ее руководители - заведующий кафедрой В.Г.Кадышевский, его заместитель А.Г.Ольшевский и директор филиала НИИЯФ МГУ Т.В.Тетерева.

- Кафедра физики элементарных частиц физического факультета МГУ работает на базе филиала НИИЯФ МГУ с 1961 года, - рассказывает Т.В.Тетерева. - Официально она, как и кафедра теории атомного ядра, открылась через пять лет после создания Института. Для людей, которые их возглавили, - Д.И.Блохинцева и В.И.Векслера это не было новой работой, так как они приехали в Дубну из Москвы профессорами, заведующими кафедрами, и привезли с собой методику подготовки научных кадров. То есть, учебный процесс создавали не чиновники, а сами физики. Вообще, если обратиться к истории, параллельно с развитием науки обучение студентов ядерной физике осуществляли ведущие ученые. Именно им и принадлежит идея подготовки молодых ученых и специалистов с четвертого курса на базе тех лабораторий и групп, в которых им предстоит работать дальше.

На одном из кафедральных совещаний возникла идея организовать поездку студентов в ЦЕРН. Мы попросили А.Г.Ольшевского рассказать об этом.

- Александр Григорьевич, поездка планировалась в рамках курса "Лаборатория специализации". Что он из себя представляет?

- Содержание курса "Лаборатория специализации" не ограничено строгими рамками. По смыслу - это практическая работа с научным руководителем на старших курсах, а для студентов, только что распределившихся на кафедру, - работа, которая поможет выбрать дальнейший путь и научную группу. Именно из этих соображений показалось разумным попробовать включить в этот курс поездки в ведущие мировые научные центры для знакомства "воочию" с тем, что сегодня представляет физика высоких энергий.

- При нынешнем финансовом положении науки в России такая экскурсия, наверно, считается роскошью, если не авантюрой. Кто согласился вам помочь с финансированием?

- Основное финансирование обеспечил ЦЕРН, который, кстати, хорошо понимает важность привлечения молодежи в науку. В остальном нам помогали из внебюджетных источников НЦеПИ и НХП, большое спасибо им и ЦЕРН. Кроме того, время визита было выбрано так, чтобы минимизировать расходы, используя инфраструктуру ОИЯИ в ЦЕРН.

При выборе специализации учитывается интерес студентов, этого основополагающего принципа придерживался Д.И.Блохинцев. Ребята должны, обладая базовыми теоретическими и практическими знаниями, ознакомиться с основами работы научных сотрудников, исследованиями, которые они ведут, и только тогда выбирать направление. С точки зрения методики это не только подтверждение поговорки "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Как отметили преподаватели, далее следует качественно иной уровень обучения. В лекциях можно делать ссылки "как вы видели в ЦЕРН" или "об этом вам рассказывали на установке...", - а это уже другие ассоциации, более полное понимание предмета. Ознакомиться с производством деталей аппаратуры, сборкой узлов, увидеть это на реальных экспериментальных пучках и - от романтического "почуствовать творческую атмосферу" до тактильного, детского "потрогать руками" - связать воедино теорию, практику, эксперимент и определить свое место в научном мире.

Впечатлений от поездки, конечно, много. Только фотоснимков сделано около двух тысяч. "Идущим вслед" третьекурсникам был представлен фотоотчет, с которым и сейчас можно ознакомиться на сайте msu.dubna.ru. Что же больше всего запомнилось студентам?

Александр Алахвердянц: По большому счету, канонических лекций было только две - профессор Л.Л.Неменов рассказал о современном состоянии КХД и эксперименте DIRAC, а Ф.Грей в вычислительном центре ознакомил нас с компьютерными ресурсами ЦЕРН. В ЦЕРН нам были показаны практически все крупные установки LHC - CMS, ALICЕ, ATLAS. Знакомству с каждым из этих экспериментов был посвящен целый день. Сначала нам рассказывали о физических задачах, для решения которых нужен данный эксперимент, а затем представляли саму установку. Завершалось знакомство с экспериментом обычно визитом в небольшую лабораторию, где создаются или тестируются детали установки. Например, мы увидели рентгеновскую томографию мюонных детекторов ATLAS. Часто пояснения давались на русском языке, так как с нами часто занимались прикомандированные сотрудники ОИЯИ, поэтому языкового барьера не существовало. Все было понятно, подробно, мы смогли убедиться сами, насколько перспективна и интересна наша специальность. Эксперименты там сейчас идут на стадии калибровки и пробных запусков, но, тем не менее, у нас создалось впечатление о том, какую физику на них будут изучать, какие эксперименты ставить. Моя научная группа в Дубне напрямую с ЦЕРН не связана - я выбрал проект STAR по изучению кварк-глюонной плазмы. В Швейцарии же выяснилось, что на установке ALICЕ также предполагают изучать кварк-глюонную плазму. На мой взгляд, это действительно передовой край науки. Стандартная модель уже достаточно изучена, а у физики спина еще нет даже основной теории, поэтому эксперименты в этой малоизученной области имеют большее значение.

Евгений Углов: На мой взгляд, сейчас неважно, в какой именно стране происходит развитие науки. Разница только в том, где именно строятся установки. Я, например, не могу сказать, что научный уровень, работа или общение как-то отличаются в ОИЯИ и ЦЕРН. Там также можно, сидя на кухне за чашкой чая, обсуждать научные проблемы. Кстати, мы так и поступали, подружившись в своем общежитии с группой физиков из Санкт-Петербурга.

В этом семестре мы должны выбрать тему научной работы. Я уже определился с темой, и эта поездка помогла мне понять, какие результаты мы будем нарабатывать или к каким работам будем подключаться на более поздних этапах. Мое основное научное направление связано с практическим применением теории к экспериментальным данным, которые будут получаться на LHC в 2007-2009 годах. Задача состоит в том, чтобы экспериментатор, получив свои данные, мог далее исследовать необходимые ему характеристики, используя нашу программу и тем самым подтвердить или опровергнуть теоретические модели. Уже зная свое научное направление, я общался в ЦЕРН с экспериментаторами, задавал вопросы и убедился, что им такая поддержка нужна. Поэтому посещение ЦЕРН еще раз подтвердило мой выбор. Надо отметить, что хоть у нас и не столь многочисленная кафедра, но усилия, которые в нас вкладывают преподаватели, очень значительны, за что мы им очень благодарны. Мне кажется, что именно такой подход и должен быть в современной науке.

Татьяна Залялова: В общей сложности мы пробыли в Швейцарии неделю. График был очень напряженный. Обычно первую половину дня мы проводили в ЦЕРН, а вторая предназначалась для посещения других городов и ознакомительных экскурсий. Мы побывали в соседних городах Швейцарии и Франции - Анси, Эвиан... Видели гостиницу, где жил Набоков. Удивил нас Грюйер - маленький старинный городок, расположенный в горах, там мы попробовали фондю. На экскурсии в Шильонский замок встретили много своих соотечественников. В начале нашего пребывания в Швейцарии шел дождь, но вскоре погода стала солнечной и теплой. Мы много гуляли пешком по Женеве, это очень чистый и красивый город. Поднимались пешком в горы по горнолыжной трассе. Там нам удалось даже поиграть в снежки.

Галина Мялковская