Пять часов семнадцать минут проверки на прочность
Комментарии к событиям "тяжелого воскресенья"
Ураган, пронесшийся над нашим городом в прошлое воскресенье, надолго запомнится всем горожанам. Его отметины на городских улицах останутся, наверное, надолго, если не навсегда. Особые воспоминания сохранятся у тех, кто по долгу службы с первых минут начал борьбу с последствиями стихийного бедствия, восстановление энергоснабжения и зависящих от него объектов жизнеобеспечения города. Хронику событий того тяжелого выходного дня воссоздали в беседе с нашим корреспондентом Ольгой ТАРАНТИНОЙ их непосредственные участники - главный энергетик ОИЯИ Владимир Ильич БОЙКО и главный инженер Института Григорий Дмитриевич ШИРКОВ.
В.И.Бойко: В воскресенье в 12.29 при прохождении шквала через Дубну исчезло напряжение на обеих 110-киловольтных линиях, снабжающих город электроэнергией от подстанции "Мосэнерго" "Темпы". Диспетчерская служба из Темпов дважды пыталась подать напряжение на ЛЭП, и дважды линия аварийно отключалась. Стало ясно, что случилось что-то серьезное, но что именно и где - было еще не понятно. В тот момент нашей главной задачей было безаварийно остановить все работающее оборудование - в центральной котельной, в азотном цехе, водопроводный комплекс, канализационные сооружения. Я в это время был за городом. Используя мобильную связь ("Би-лайн" и "Мегафон" продолжали работать, а МТС отключилась), удалось связаться с дежурными в ОГЭ и специалистами, находящимися в этот момент дома и в садах-огородах. Все оборудование было остановлено безаварийно.
Локализуя последствия аварии в системе электроснабжения, мы выбрали наиболее критический к тому моменту узел: три головных канализационных насосных станции могли буквально утонуть в стоках, еще находившихся в системе, после отключения водоснабжения. Если бы это случилось, то положение оказалось бы сверхсерьезным. Удалось быстро собрать бригаду из специалистов и руководителей различных служб ОГЭ. Они воспользовались насосами с автономным приводом, которые имеются в цехе водоснабжения и в котельном цехе, и на личных машинах перевезли их на канализационную станцию. Там ситуация была действительно критическая - приемное отделение уже подтоплено, но машинные залы еще оставались сухими. Мы успели за 15-20 минут откачать эту воду и спасти насосы.
Г.Д.Ширков: Не менее важной задачей стал запуск резервного генератора в ЛНФ для обеспечения безопасной остановки реактора ИБР-2. Хочу подчеркнуть, что реактор никакой опасности для населения города и окружающей среды не представлял, тем более в этот момент он даже не был на мощности, но электроэнергия требовалась для обеспечения технологических процессов и сохранения оборудования реактора.
Другой первоочередной задачей стало сохранение телефонной связи, без которой координация восстановительных работ стала бы невозможной. Аккумуляторы на станции технической связи Института смогли бы выдержать нагрузку всей телефонной сети не более одного-двух часов. Поэтому вместе с начальником отдела технической связи ОИЯИ Ю.Н.Палиловым было решено отключить большую часть телефонных номеров, оставив на связи только основные службы и руководство, в том числе вице-директора ОИЯИ А.Н.Сисакяна, который постоянно контролировал ситуацию, главного инженера Г.Д.Ширкова, который координировал действия разных служб, находясь в дирекции Института. Это помогло сохранить связь, а значит и координацию действий до включения электроэнергии.
Основной ущерб на площадках ОИЯИ был нанесен в ЛВЭ: на нуклотроне начался сеанс, он был охлажден до сверхпроводящего состояния, и дорогостоящий гелий начал нагреваться и улетучиваться.
В.И.Бойко: Кроме того, начался пожар на трансформаторе в 205-м корпусе ЛВЭ. Пожарные сразу добраться туда не смогли - дорога на ЛВЭ была завалена упавшими деревьями, тем не менее, пожар был вскоре потушен и не привел к более серьезным последствиям.
В это время городской штаб по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и руководство ОИЯИ находились в неведении относительно места аварии, и только по линии МЧС глава города около 15 часов получил сообщение, что повреждены 12 пролетов на ЛЭП, но где - оставалось неясным.
К 16 часам в городе появился главный инженер Дмитровских электросетей и были определены места повреждения линии электропередачи - на подходе к головной подстанции в ЛВЭ. Там образовался завал из деревьев, и провода были порваны на обеих линиях. Определение точного места позволило скоординировать работу по расчистке завалов, а поскольку техника к месту подойти не могла, то туда отправили людей с расчистки городских улиц. Когда отрезали от опоры порванные провода, то к 17.10 появилась возможность подать напряжение по одной из линий на ГПП-2 - головную подстанцию, которую содержит ОГЭ. За 20 минут мы подготовили свою подстанцию к постепенной загрузке. Установили очередность подключения по степени важности объектов - первым ИБР-2, затем участок технической связи и сооружения канализации. После этого приступили к восстановлению электроснабжения городских потребителей.
Надо отметить, что диспетчерские службы городской электросети, которые обязаны подчиняться нашим указаниям, строго их выполняли. Мы не могли точно знать, какие сети и подстанции в городе остались исправными, а какие - нет. Поэтому включение производилось с особыми мерами предосторожности.
Примерно в 17.30, согласовав наши действия с городскими службами, мы подали напряжение на подстанцию, обеспечивающую электропитание по улицам Сахарова, Строителей и частично в районе Черной речки. К этой же подстанции была подключена головная канализационная станция. Затем подключили подстанцию ЦРП-2 в районе филиала НИИЯФ МГУ, после чего заработала вторая насосная канализационная станция у школы №8. Параллельно были подключены к электроснабжению жилые дома и городские потребители, в том числе, до 18.00 была подключена МСЧ-9.
К 20.00 мы подали первую воду с водопроводной станции в сеть, до 23 часов обеспечили запуск центральной котельной, а в 23 часа горячая вода поступила ко всем потребителям. На тот момент без электроснабжения оставались деревня Юркино, район университета и промзоны, поскольку линия на ЛВЭ по-прежнему была обесточена. Мы уже начали согласовывать возможность передачи электроэнергии по резервному кабелю с одной подстанции на другую, но из Дмитрова поступила информация, что через два часа они восстановят снабжение на основной 110-киловольтной линии. Действительно, в 3 часа ночи электроснабжение было восстановлено, но подавать напряжение на оставшиеся без электроэнергии объекты мы не стали, поскольку "втемную", без присутствия на каждом объекте электротехнического персонала, это делать запрещено. В понедельник к 11 часам последний потребитель был подключен.
Г.Д.Ширков: На состоявшемся в понедельник в дирекции ОИЯИ оперативном совещании были подведены первые итоги случившейся аварии и ликвидации ее последствий, обсуждались проявившиеся "узкие" места, были намечены необходимые первоочередные действия. Главное, что сотрудники отдела главного энергетика справились с основной задачей - все оборудование было сохранено, а электроснабжение удалось восстановить в короткие сроки.
В.И.Бойко: Конечно, ущерб стихия нанесла - сорвало кровлю, выбило стекла, вышли из строя вспомогательные насосы. В целом, потери ОГЭ составили примерно 500 тысяч рублей, но они могли быть значительно больше. Дежурным диспетчером на головной подстанции, оказавшимся в первый момент один на один со стихией, был Евгений Васильевич Железнов, который некоторое время оставался единственным связующим звеном между В.И.Бойко, Г.Д.Ширковым, С.Ф.Дзюбой и энергетиками в Дмитрове, а при подключении подстанции - непростой операции, действовал профессионально. Высокой оценки заслужили действия начальника цеха ЭКВ ОГЭ Николая Михайловича Новикова, руководителей котельного цеха Александра Алексеевича Лугина, Дмитрия Михайловича Колосова, заместителя главного энергетика В.Г.Иванова, главного инженера ОГЭ А.Н.Грузинова. Спасали насосы на канализационных станциях сотрудники ОГЭ Н.Л.Новиков, В.И.Широков, А.Н.Митюхин, Б.В.Волков, А.И.Карпович и другие.
Грамотно действовал персонал водопроводной станции, оперативно была запущена котельная. Несмотря на то, что в ряде домов были повреждения, к 23 часам к горячей воде были подключены все потребители, которые получали ее до аварии. Электротехнические службы всех лабораторий Института сработали оперативно и четко.
***
Как сообщил участвовавший в директорском совещании Г.Д.Ширков, руководство Института отметило грамотные и профессиональные действия сотрудников ОГЭ и начальника отдела В.И.Бойко, во многом благодаря усилиям которого удалось быстро выйти из кризисной ситуации. Была отмечена работа сменного персонала ИБР-2, оказавшегося на высоте в трудной ситуации, и главного инженера реактора А.В.Виноградова, приехавшего на место и координировавшего все действия персонала.
Связь в городе оказалась "узким" местом. Мобильная связь не выдержала экстремальной проверки, в 14.00 отключилась городская АТС-4, а около 90 процентов телефонной сети ОИЯИ пришлось отключить для поддержания оперативной связи руководства и служб Института.
До самого вечера работал Ю.А.Туманов, сделавший множество снимков и сообщавший в течение всего дня об обнаруженных на площадке повреждениях. До конца аварии находился "на боевом посту" недавно вышедший из больницы после тяжелой болезни начальник штаба ГО А.А.Бобков.
Такого героизма не потребовалось бы, - считает В.И.Бойко, - если бы в исправном состоянии находился резервный электрический кабель. Наш город обладает уникальными возможностями резервного снабжения от Иваньковской ГЭС, которая могла бы подать на город 20 МВт - мощность, достаточную для обеспечения всех бытовых нужд. Вместо этого на ГЭС были вынуждены во время аварии отключить один генератор, а второй оставить на очень малой нагрузке 1,5-1,8 МВт, что представляет собой определенную техническую трудность. Резервный кабель, который должен содержаться в рабочем состоянии городскими службами электросетей, уже два года неисправен. На это не раз обращали внимание городской администрации дирекция и главный инженер ОИЯИ, но денег на ремонт не находится. А ведь именно резервный кабель выручил город пять лет назад, когда возник перебой в электроснабжении из-за торфяных пожаров в Темпах.
Весь ущерб, нанесенный ураганом и вызванным им пятичасовым перерывом в электроснабжении, еще предстоит подсчитать, но одно уже ясно - самоотверженность и профессионализм специалистов ОИЯИ свели его к минимуму.