Сто путей - сто дорог


В будущем году состоится сотый слет туристов города. Готовится книжка об истории развития туризма в Дубне, с иллюстрациями и извлечениями из альманаха "Благовест". В ней будет помещен список участников наиболее интересных походов и основоположников Дубненской школы туризма. Макет книжки будет доступен для ознакомления на 99-м слете туристов. Все критические замечания и дополнения будут приняты, в дальнейшем материал будет помещен в Интернете. Коллеги, есть шанс попасть в историю...

В настоящее время клубом туристов подготовлено к печати пять выпусков альманаха "Благовест". В связи с предстоящим в 2006 году 50-летием ОИЯИ и города я приглашаю к участию в подготовке юбилейного выпуска альманаха всех, у кого есть что сказать в стихах или прозе. Есть надежда под это доброе дело найти спонсоров.

24-26 июня планируется провести 99-й слет туристов в Клетинском бору с традиционной программой: ночное ориентирование (старт в полночь), полоса препятствий, дневное ориентирование, состязания и потешки для детей, просмотр материалов походов и наиболее интересных фотографий, конкурс песни у костра слета. На велосипедах и автомашинах ехать до п/л "Волга", можно на савеловском автобусе. Для победителей соревнований уготованы призы, грамоты и дипломы, автографы корифеев.

О соревновании среди школьников по технике туризма ранее сообщалось. Грамоты за первые места были переданы в школы для вручения на торжественной линейке в день последнего звонка. Выпускника, готовящимся к поступлению в вузы, грамоты за вторые - третьи места будут вручены на слете 25 июня.

* * *

В майские праздники 44 туриста открыли сезон на водных маршрутах. В паводок река Волгуша становится приличной горной речкой, и любители "быстрой езды" в апреле проходят обкатку перед многодневными маршрутами.

Традиционно на Мсте побывало почти 30 человек. На этот раз кроме байдарок и катамаранов в эскадре В.Ю.Шилова обкатали старенький ПСН-6, на котором проходили пороги на реках Камчатки, Памира и Кавказа. Неофитам эта посудина пришлась по душе.

На подвиги в Северное Приладожье отправилась группа из 12 человек. На этот раз прошли всю реку Тохмайоки (кроме двух мощнейших порогов-водопадов). Истоки ее находятся в озерах Финляндии. Не потому ли так много уток в начале маршрута порхало над нами? На реке некогда было около десяти плотин. После их разрушения образовались пороги разного достоинства. О том, насколько они серьезны, можно судить по обелиску, установленному не на самом сложном, оверкилю одного из шести наших катамаранов через корму и вышибанию из упоров в мощнейшем пороге водопадного типа в конце сплава.

Было искушение заехать на реку Сюскюянйоки, там есть порог который в прошлом году мы не решились проходить. Очень уж Алексей Булах хотел сделать первопрохождения. Я был сыт прохождением последнего порога на Тохмайоки, Павел Колесов посчитал, что риск аварии и ее развития опасен. Студенты-экстремисты были достаточно благоразумны в своих намерениях. От прохождения отказались. Не все сразу - вот задачка для проверки мастерства в будущем.

"Белый лебедь", УАЗ с прицепом, повез нас к речке Наровож. Нигде о ней нет сведений, никто из туристов о ней не знает. Вот мы и будем первопроходцами.

Пробивались к ней часов шесть. После асфальта съехали на лесовозную дорогу, потом пробивались через сугробы снега в сумерках, пока УАЗ не встал. Кругом заболоченный лес и сугробы. Пришлось разгрузиться и до пятачка сухой земли, чтобы поставить палатки, вернуться назад километра на полтора. Только там УАЗ мог развернуться, чтобы с помощью "толкачей" на заснеженном участке уехать в Питкяранту.

Наутро, 5 мая, надутые катамараны (перевозили их собранными, но со сдутыми гондолами) почти три километра тащили до речки по набухающему на солнце снегу. Река оказалась узкой, с большим уклоном и потому быстрой, со множеством упавших деревьев. Одни попадали от старости или подмыва берега, другие заваливали бобры. Их хаток было видимо-невидимо. Плотины, ими возведенные, были для нас изрядными препятствиями. Встречались старые плотины и мосты. Все деревянные мосты сгнили и разрушились, следовательно, к реке ни пройти, ни проехать. В такой глухомани раздолье зверю, птицам и рыбе, а нас ждали препятствия. Одно, очень достойное, было столь мощным, что первый катамаран опасно занырнул в конце водопадного слива, со второго катамарана смыло гребца, а третий свечой взлетел в "бочке" и перевернулся через корму. Наш страховочный катамаран только с третьей попытки смог вырваться из мощного улова, чтобы прийти на помощь. За эти секунды перевернутый катамаран пронесло метров на 250.

Дальнейший сплав проходил через неоглядные разливы болот, где еще встречается зимовальная клюква, через разгонные шиверы, играющие в валах нашими судами. Сердце успокоилось тогда, когда у автомобильного моста мы разобрали катамараны, а в назначенный час Ольга появилась на "Белом лебеде" и доставила нас в Петрозаводск. В Москве на Савеловском вокзале играл оркестр, звучали песни. Народ отмечал День Победы. Наше настроение было праздничное, ну а раны залижем потом - это же посильная плата за науку. Отсняты материалы двумя видеокамерами, множество фотоснимков. Расшифрованы походные записи. Что ни говорите, а первопроходцами, исследователями себя чувствовать приятно.

* * *

В июле отпуск проведем на Тунтсайоки, пусть студенты поработают на добрых порогах, обкатаем новичков. Желающих уже десятка два. Может быть и больше. Каждый наш поход - это хорошая школа, как для новичков, так и для бывалых туристов. Все, кому это интересно, на слете, в Клетинском бору могут встретиться и потолковать.

Опыт подготовки кадров для спортивного туризма обобщен в виде учебных модулей в Интернете на основе квантово-виртуального метода дистанционного обучения. Все идет к тому, что в Дубне будет центр подготовки кадров спортивного туризма. Это особый разговор, и в другой раз.

Александр Злобин, председатель правления клуба туристов