О тех, кто работает рядом
Свое направление в физике
19 января исполнилось 60 лет одному из ведущих сотрудников Лаборатории нейтронной физики имени И.М.Франка доктору физико-математических наук Анатолию Михайловичу Балагурову.
Анатолий Михайлович пришел в Объединенный институт ядерных исследований в 1968 году для выполнения дипломной работы студентом Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. С этого времени его научная биография неразрывно связана с деятельностью Лаборатории нейтронной физики. Он прошел путь от стажера-исследователя до начальника крупного экспериментального отдела.
Определить свое направление в физике Анатолию Михайловичу помог Ф.Л.Шапиро, тогда заместитель директора лаборатории. Когда пришло время выбирать тему дипломной работы, Шапиро около часа подробно рассказывал студентам об удивительных свойствах нейтронов, о современных направлениях в физике нейтронов, о сотрудниках своей лаборатории. Он поразил молодежь своей увлеченностью...
Дипломной работой по разработке метода измерения длины рассеяния нейтрона на электроне (n-e рассеяние) руководил Ю.А.Александров, отметивший у студента Балагурова глубокое и детальное понимание физики. Эта работа стала основой первой научной публикации Анатолия Михайловича (1968 год). Она потребовала от него большой аккуратности и изобретательности, экспериментаторского чутья. Тогда же А.М. и познакомился с методом дифракции нейтронов, но о перемене тематики исследований, а тем более о создании нового метода структурной нейтронографии не было еще и речи.
Нейтронная дифракция в ОИЯИ начиналась 30 с лишним лет назад, когда Ф.Л.Шапиро сказал А.М.Балагурову, что они с И.М.Франком придумали интересную тему и решили, что молодой сотрудник прекрасно справится с поставленной перед ним задачей - развитием метода нейтронной дифракции для изучения структуры биологических молекул на импульсном источнике нейтронов ИБР-2. И Анатолий Михайлович не разочаровал их.
За короткое время он сумел создать новый инструмент - нейтронный дифрактометр DN-30 на реакторе ИБР-30 и выполнить ряд основополагающих работ. Результатом этой плодотворной деятельности стала кандидатская диссертация А.М.Балагурова "Нейтронографические исследования структуры монокристаллов методом времени пролета". Кроме того, на установке было выполнено первое в мировой практике определение структуры монокристалла лантан-магниевого нитрата.
Но помимо чисто научной работы Анатолию Михайловичу пришлось столкнуться с административными проблемами, связанными с созданием нового коллектива. К счастью, И.М.Франк и начальник отдела физики конденсированных сред Ю.М.Останевич охотно откликались на просьбы перевести или принять на работу в группу того или иного сотрудника. Постепенно под руководством Анатолия Михайловича сложился вполне боеспособный коллектив, и к началу работы нового мощного реактора ИБР-2 (1982 год) он был уже готов к созданию нового дифрактометра ДН-2. Группа с самого начала была интернациональной, в разные годы в ней работали сотрудники из Румынии, Чехословакии, Польши, Монголии, Кореи, Вьетнама.
Под руководством А.М.Балагурова начали работать В.И.Горделий, А.И.Бескровный, Г.М.Миронова, Б.Н.Савенко. Молодые инициативные сотрудники смогли начать выполнение научной программы за два года до официального пуска реактора ИБР-2. Конечно, не обошлось и без сюрпризов. Первый нейтроновод, созданный коллективом под руководством В.М.Назарова на дифрактометре ДН-2, оказался малоэффективным, но, учтя этот опыт, молодые исследователи совместно с сотрудниками сектора нейтронной оптики смогли сделать новый нейтроновод, который уже без проблем работает до сих пор.
Тематика первых исследований поражает своим разнообразием: биологические мембраны, магнитные структуры, суперионные проводники, сегнетоэлектрики, эксперименты в реальном времени и т.д. Каждый сотрудник группы занимался своими разработками, в то время как А.М. находил время активно помогать всем молодым сотрудникам.
Докторская диссертация А.М.Балагурова (1992 год) "Структурная нейтронография моно- и поликристаллов на импульсных реакторах" содержала решение ряда конкретных проблем физики кристаллов, которые по тем или иным причинам с трудом решались или совсем не могли быть решены на нейтронных дифрактометрах с монохроматическим пучком. Эта работа стала итогом развития структурной нейтронографии по времени пролета в ее обычном варианте. В частности, на созданном под руководством и при непосредственном участии А.М.Балагурова дифрактометре ДН-2 были выполнены крупные циклы исследований доменной структуры ряда сегнетоэлектриков и сегнетоэластиков, структуры нового класса суперионных кристаллов с водородными связями, процессов сорбции и десорбции воды мультиламеллярными липидными структурами, несоизмеримо модулированных кристаллов, высокотемпературных сверхпроводников с изоморфными замещениями.
Но Анатолий Михайлович не остановился на достигнутом и одновременно с проведением экспериментов на ДН-2 начал задумываться над созданием нового уникального фурье-дифрактометра (ФДВР) для прецизионных исследований кристаллической структуры твердых тел (1988 год). За несколько лет были созданы новая фурье-техника, специальная электроника, специализированные программы обработки. И непосредственное участие в каждом этапе осуществления проекта ФДВР принимал А.М.Балагуров.
После смерти Ю.М.Останевича Анатолий Михайлович возглавил отдел физики конденсированных сред. Под его руководством к середине 90-х годов на ИБР-2 были введены в строй еще несколько специализированных нейтронных дифрактометров: ДН-12 - дифрактометр, на котором возможно изучение микрообразцов при рекордно высоких внешних давлениях, СКАТ - лучший в мире дифрактометр для изучения крупнокристаллических текстур, ФСД - лучший в России дифрактометр для изучения внутренних напряжений в объемных инженерных изделиях. Во многом эта работа была выполнена в тесном сотрудничестве с другими известными нейтронными центрами России - Курчатовским институтом в Москве и Институтом ядерной физики в Гатчине.
В 2000 году А.М.Балагуров в составе авторского коллектива был удостоен Государственной премии Российской Федерации за цикл работ "Разработка и реализация новых методов структурной нейтронографии по времени пролета с использованием импульсных и стационарных реакторов".
Основные направления научной работы А.М.Балагурова в последние несколько лет - явление фазового разделения в сложных магнитных оксидах, структура и свойства новых сверхпроводящих соединений, корреляции структурных, магнитных и транспортных свойств в оксидах марганца и гигантский изотопический эффект в них. По каждой из этих тем опубликованы научные статьи и сделаны доклады на конференциях и совещаниях, включая приглашенные доклады на международных нейтронографических конференциях. Эти исследования получили заслуженное признание научной общественности в России и мире. А.М.Балагуров неоднократно выезжал для проведения экспериментов и выступления на семинарах в ведущие нейтронные центры мира, такие как ILL и LLB (Франция), ISIS (Великобритания), BNL и NIST (США), PSI (Швейцария), HMI (Германия). Он является активным членом Международного союза кристаллографов, в течение многих лет участвовал в работе его комиссии по рассеянию нейтронов.
По теме развития методов структурной нейтронографии, создания новых дифракционных установок и получения на них новых результатов по структуре и свойствам кристаллов А.М.Балагуровым опубликовано 5 обзоров и более 150 работ в научной периодической печати, в том числе обзоры в журналах УФН и ЭЧАЯ, статьи в журналах Письма в ЖЭТФ, Phys. Rev. Letters, Phys. Rev. и других. Работы с его участием неоднократно отмечались премиями ОИЯИ.
А.М.Балагуров ведет активную педагогическую деятельность. Он является руководителем девяти кандидатских диссертационных работ, в 2000 году ему было присвоено ученое звание профессора по специальности "физика твердого тела". Начиная с 1994 года, он читает курс лекций "Методы структурного анализа идеальных и реальных кристаллов" на кафедре нейтронографии физического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.
У Анатолия Михайловича большая и разнообразная спортивная судьба: в молодые годы - центральный нападающий футбольной команды сборной лаборатории, неизменный участник и призер многих соревнований лаборатории и института по лыжному спорту, член сборной лаборатории по шахматам и, наконец, сегодняшнее его увлечение - большой теннис.
Десятикилометровую дистанцию в хорошую погоду по местным тропкам он покоряет за 40 минут, а если появляется возможность встать на горные лыжи, особенно в Альпах, ее Анатолий Михайлович не упустит. Анатолий Михайлович много "бродяжничал" с друзьями по глубинкам средней России с палаткой или без, на лодке или пешком.
В семье Балагуровых трое детей: дочь и два сына, три внука. Но до сих пор стиль работы Анатолия Михайловича остается неизменным: по будням и выходным с утра и до 8-9 часов вечера. Его всегда застанешь в кабинете за компьютером, на экране которого высвечены дифракционные спектры, графики с формулами, отчеты и планы работ. Каждого входящего в кабинет встречает всегда внимательное, заинтересованное отношение, стремление помочь в решении проблемы. Анатолия Михайловича трудно представить раздраженным, он никогда не повысит голос, не примет решений, которые могли бы привести к конфликту. Эта мягкость и полное отсутствие тщеславия, увлеченность работой, преданность физике и прохладное отношение к административным должностям - для нас пример настоящего физика-экспериментатора старой классической советской школы.
Поздравляя Анатолия Михайловича с юбилеем, мы желаем ему новых достижений, спортивного долголетия и счастья в личной жизни.
В.Л. Аксенов, А.В. Белушкин, А.И. Бескровный, Б.Н. Савенко