Технопарк "Дубна"


На заседании правительства РФ одобрен проект закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и в ближайшее время будет внесен в Государственную Думу. Весьма высока вероятность его вступления в силу к концу первого полугодия. Что же такое "особая экономическая зона", каковы приоритеты участия в ней ОИЯИ и как это участие скажется на деятельности Института и стран - участниц? - с таким вопросом Н.Кавалерова обратилась к помощнику директора по инновационному развитию А.В.РУЗАЕВУ.

Мы давно следим за этим законопроектом и связываем с ним определенные надежды. Основная цель создания ОЭЗ и, прежде всего, того их типа, который нам интересен (технико-внедренческая зона) - создание благоприятных условий для привлечения инвесторов и коммерчески успешное развитие инновационной деятельности. Особые экономические зоны характеризуют следующие параметры: определенная научно-техническая направленность, занимаемая площадь (не более 200 га), режим зоны таможенного контроля (фактически отсутствие таможенных пошлин), особая налоговая политика - освобождение от некоторых видов налогов и понижение ставок. Так, единый социальный налог снижается до 14 процентов, на пять лет компании освобождаются от налога на землю и имущество. К сожалению, этих льгот не так уж и много, по сравнению с мировой практикой, что признает и министр экономического развития Г.О.Греф. Однако я не сомневаюсь, что в условиях, когда правительство высказало прямую заинтересованность в успехе проекта ОЭЗ, к вопросу о льготах оно вернется достаточно скоро. Для Института очень важно, чтобы привлечение инвесторов не ограничивалось единицами - только в этом случае возрастает вероятность коммерциализации наших инновационных проектов.

Дубна представляется реальным претендентом на получение статуса ОЭЗ. Согласно закону, такой статус правительство будет присваивать по конкурсу, и заявок будет много. Но я думаю, что у нас есть важные преимущества. Это, во-первых, международный статус ОИЯИ. Он связан с возможностью активного участия фирм из стран-участниц, которые уже хорошо знают условия Дубны. Он может быстро обеспечить прямой выход на международные рынки высоких технологий. Но главное: международный характер Института и его богатая история - это своего рода гарантия общественного контроля за прозрачностью ОЭЗ, за соблюдением этики бизнеса, препятствующая появлению налоговых "черных дыр" на этой территории. Второе преимущество заключается в том, что мы подходим к созданию ОЭЗ вместе с солидным бизнес-партнером, участие которого стимулирует рыночный характер проекта и не позволит "уйти деньгам в песок", как это часто бывает в России. Так что шансы у нас большие.

Статус Дубны как наукограда будет в этом процессе играть очень позитивную роль. Но хочу отметить, что, по закону, территория ОЭЗ не может совпадать с городом, это будут несколько участков земли, под управлением специального территориального органа, представляющего федеральную исполнительную власть.

Очень важный вопрос - это научно-техническая направленность особой зоны. Этот вопрос приобретает дополнительный интерес в связи с планами создания в Дубне Российского центра программирования. Должна ли быть такая зона моноотраслевой, например, в сфере информационных технологий, или нет. Мы считаем, что любая узкая специализация нанесет вред как ОИЯИ, так и другим предприятиям города. Поскольку целью является привлечение максимального количества инвесторов, то искусственно ограничивать возможность их появления компаниями только одного профиля заведомо неверно. Но при этом ОЭЗ и не должна быть чем-то аморфным. Поэтому научно-техническая направленность нашей зоны может быть обозначена, примерно, так: ядерно-физические технологии, информационные технологии и их применение в нано- и микроэлектронике, материаловедении, медицине и других областях, где эти технологии являются критическими.

Что делает дирекция ОИЯИ в организационном плане?

Прежде всего, Институт не собирается идти по этому пути в одиночку - вся работа ведется совместно с администрацией города, университетом и предприятиями, входящими в научно-технический комплекс Дубны. Это важно, так как заявку на конкурс по ОЭЗ должно подавать правительство Московской области совместно с городской администрацией - ведь именно эти субъекты уступают дирекции зоны часть своих полномочий по управлению территориями.

Мы совместно разработали "Концепцию технопарка "Дубна" (включая создание технико-внедренческой зоны)", которую А.Н.Сисакян представил на совещании у министра экономического развития Г.О.Грефа. Концепция была одобрена, создана рабочая группа, куда вошел и представитель ОИЯИ, для проработки конкретных шагов по созданию технопарка. В конце апреля итоги этой работы должны быть представлены Г.О.Грефу.

Что главное в этой концепции?

Мы исходим из того, что технопарк в Дубне надо создавать обязательно, и при этом как систему, обеспечивающую развитие высокотехнологичного бизнеса. Если нам удастся выиграть конкурс на статус ОЭЗ, то составной частью такого технопарка станет технико-внедренческая зона со всеми ее преференциями. Однако особая зона, согласно законодательству, это территория, на которой можно заниматься далеко не всеми видами деятельности. Более того, основополагающий принцип ОЭЗ - принцип "greenfield", то есть право стать резидентами зоны и получить льготы имеют только вновь созданные компании. Это общепринятое в мировой практике правило, которое помогает избежать налоговых "дыр". Поэтому, кроме собственно особой зоны, в технопарке должны быть и другие элементы, без которых невозможно выводить на рынок научные разработки. Главное среди них то, что называется инновационной инфраструктурой, четыре уровня которой обеспечивают весь комплекс услуг для вновь создаваемых фирм - технологический, информационно-консалтинговый, кадровый и финансовый. Существенным элементом технопарка должен стать и IT-парк - Российский центр программирования, представляющий собой крупный офисный и жилой комплекс.

По сути дела, мы хотим начать создавать условия для ОЭЗ параллельно с принятием законопроекта. Эта работа имеет смысл в любой ситуации: созданные условия могут повысить наши шансы на получение статуса особой зоны, когда этот вопрос будет решаться, а если по каким-то причинам в Дубне не будет ОЭЗ, то эти условия мы будем использовать так, как это обычно происходит во всем мире при взаимодействии науки и бизнеса.

Что и как нужно сделать, чтобы создать эти условия для особой экономической зоны?

Главный инструмент - частно-государственное партнерство. Начиная с 90-х годов этот механизм широко применяется в странах Евросоюза. В среднесрочную программу правительства России уже включен такой раздел, как реализация программы частно-государственного партнерства в сфере коммерциализации научно-технических разработок.

Что это такое? Это соединение возможностей государства и частного капитала в реализации крупных проектов. Пожалуй, самое сложное здесь - создание механизма соглашений между партнерами. В применении к Дубне, в основе таких взаимоотношений будут находиться договоренности между Министерством экономического развития и торговли, Министерством образования и науки и частным бизнесом, представленным корпорацией "Система". Работу надо начинать уже в этом году, очень важно не упустить время. Речь идет о создании и расширении инженерной инфраструктуры, строительстве необходимых производственных и социальных объектов технопарка, которые будут сданы в аренду инвесторам особой зоны.

Безусловно, мы продолжаем и традиционную работу с инновационными проектами, независимо от того, будет ли в Дубне ОЭЗ или нет. Я уже упоминал нашего бизнес-партнера - Акционерную финансовую корпорацию "Система". Скажу о ней подробнее. Это крупнейшая в России высокотехнологичная компания, бизнес-направления которой охватывают телекоммуникации, информационные технологии, микроэлектронику, производство медицинской, авиационной техники, страхование и другие сферы деятельности. В октябре прошлого года ОИЯИ заключил с АФК "Система" Соглашение о стратегическом партнерстве, предусматривающее широкий спектр сотрудничества. Сейчас, например, мы представляем совместную экспозицию на выставке ЭКСПО-2005 в Японии, "Система" оказала спонсорскую помощь и в проведении ряда научных конференций. Руководит корпорацией В.П.Евтушенков, который вместе с Полномочным представителем правительства РФ в ОИЯИ возглавляет рабочую группу по инновациям и технологиям в Совете по конкурентоспособности при председателе правительства России. В общем, это серьезный партнер, стратегические цели которого в сфере высоких технологий совпадают с нашими.

Какие шаги ОИЯИ намерен предпринять дальше?

Сейчас совместно создается управляющая компания "Дубна-Система", в функции которой будет входить общий и стратегический менеджмент проектов, предоставление бухгалтерских, консалтинговых и других услуг, в которых нуждается новый наукоемкий бизнес, в том числе услуг по маркетингу, сбыту, юридическому сопровождению проектов, включая патентную защиту. Это именно та инновационная инфраструктура, которая связывает идеи и разработки с финансами. Кроме того, в компании предусмотрен бюджет для финансирования отдельных проектов, уже прошедших ранние стадии развития. Таких проектов в ОИЯИ вполне достаточно.

В ближайшей перспективе - работа по созданию международного венчурного частно-государственного фонда с капиталом до 250,0 млн. долларов США и с участием АФК "Система", ее крупных западных партнеров, государственного Венчурного инновационного фонда. Это наиболее эффективный механизм финансирования высокотехнологичного бизнеса, оправдавший себя во всем мире, начиная со второй половины 20-го века.