Технопарк "Дубна"


Встреча вице-мэра Дубны А.А.Раца с журналистами 4 апреля была посвящена созданию технопарка "Дубна".

Администрация, научные и инженерные организации города озабочены тем, чтобы Дубна и дальше развивалась гармонично, чтобы развитие IT-технологий не превратилось в самодостаточный бизнес. Россия - страна с высочайшим уровнем образования, инженерными, научными школами, технической и технологической культурой. И мы должны стремиться к тому, чтобы иметь не только высокотехнологичное производство, но и заниматься исследованиями и разработками. Поэтому и проект организации Российского центра программирования стал обсуждаться в более широком контексте - как часть научно-технологического парка "Дубна", который включает инновационный пояс вокруг предприятий научно-технологического комплекса и университет, его комплексное развитие как универсального учебного заведения.

Инновационный пояс

Эта жизнь уже идет, работают предприятия, которые не надо включать или выключать. Например, созданное на территории завода "Тензор" научно-технологическое предприятие "Криптен" догнало по объему производства завод. Можно назвать также "Трекпор-текноложди", "Дельрус" и ряд других. В ОИЯИ созданы "Аспект", НЦеПИ; отсюда вышел "Контакт", образовалась группа по производству обучающих программ. Это то, что в мире называется "спин-офф", когда от большой организации "отпочковываются" малые, занимающиеся определенными направлениями деятельности. К сожалению, в этом процессе очень слабое участие принимает государство. В других странах деятельность "спин-офф" или инновационные разработки пользуются государственной поддержкой. Государство принимает участие в финансировании, проводит маркетинговые исследования (это дорогая работа для начинающих предпринимателей), предоставляет помещения на первых порах, и так далее.

Однако было бы большой ошибкой рассчитывать, что только наши, "свои" предприятия обеспечат приток свежих идей, которыми нужно заниматься в Дубне. Если вспомнить историю стран, которые поднимались в послевоенное время, - Японию, страны Юго-Восточной Азии - они поднимались отнюдь не на своих идеях, у них не было столь развитой науки. И мы должны выстраивать инновационную политику так, чтоб привлекать сюда идеи и специалистов, не замыкаться в своей скорлупе. В Тайване, например, целенаправленно выявляют, где есть пересечение рыночного спроса и науки, возможность создания нового продукта, который займет нишу на рынке и будет наиболее конкурентоспособен. Как только определится такое направление, независимо от того, развивалось ли оно раньше или нет, со всех стран мира собирают ведущих специалистов, платят большие деньги, предоставляют жилье. И люди здесь ощущают себя востребованными, попадают в свою среду, на "острие" новейших исследований и разработок.

Об особой экономической зоне

За последние 15 лет научно-техническую политику страны в таком развитии никто не обсуждал. Как правило, у нас утверждаются приоритетные направления, которыми никто не руководствуется, потому что они не получают государственной поддержки. В Китае, например, если направление признается приоритетным, включается государственная машина, чтобы в сотрудничестве с бизнесом достичь лидирующего положения на рынке. За время существования Советского Союза было построено порядка 70 поселений - наукоградов, и никогда не заходила речь о том, чтобы они улучшали жизнь людей или производили продукт, который бы люди покупали. Цели были научные, оборонные, энергетические. После распада Советского Союза научно-технический прогресс в мире не остановился, и нашей стране нужно иметь механизм концентрации интеллектуальных ресурсов. Тогда началось обсуждение - как это делать?

Возникло несколько "развилок". Например, где создавать такую зону - в "чистом поле" или на базе имущественного научного или оборонного комплекса, которому не нашлось применения. Министерство экономического развития и торговли (МРЭТ) больше склоняется к "гринфилд". Вместе с тем, проект закона об особых экономических зонах не запрещает, а предполагает наличие такого имущества.

Еще один вопрос - создавать ли технопарки в области IT-технологий или придавать им более широкую направленность. Нашу позицию я уже обозначил - IT-область должна поощряться и развиваться, но, с другой стороны, мы должны стремиться к кластерам - ядерно-физическому в Дубне, биофизическому в Пущино и так далее.

Законодательство

Уже есть проект закона, он доработан на заседании правительства, в ближайшее время будет представлен в Государственную Думу. С нашей стороны было много вопросов, и некоторые из них МРЭТ учло. В частности, определение IT-технологий, которыми было разрешено заниматься в особых экономических зонах, - они трактуются как "разработка программ для ЭВМ и баз данных". Я спросил мобильный телефон - это ЭВМ? Здесь есть программа, вы запрещаете ее создавать? И мог бы привести еще немало примеров, когда микропроцессорная техника нуждается в программном обеспечении. Кроме того, нам удалось доказать, что надо включить и услуги, потому что тенденция мировой экономики - это услуги. Аутсорсинг, например, это тоже услуги.

Встреча с министром Г.О.Грефом (о ней сообщалось в 14-м номере нашей газеты - ред.) была посвящена проработкам решения о создании ОЭЗ в Дубне. Министр с самого начала предупредил, что если закон примут, будет конкурс, если не примут, - тоже не пропадет, следует искать другие пути, чтобы поддержать начинания. Законопроект, к слову сказать, лежал на полке четыре года. Далее в течение полутора часов мы обсуждали разные аспекты этой проблемы. В основном речь шла о том, почему надо это начинать именно в Дубне. Нас поддержали один из помощников министра, В.Евтушенков - президент "АФК-Система", Е.Уткин - генеральный директор "Квазар-микро". По результатам совещания решено создать рабочую группу, в которую войдут представители МРЭТ, Московской области, Государственной Думы, администрации Дубны, ОИЯИ.

Почему власти боятся налоговых льгот?

В истории нашего государства лозунги о необходимости предоставления льгот еще ни разу не приводили к спасению того, кого надо было спасать, но создавали большие дыры в бюджете. Например, создали ЗАТО - закрытые административно-территориальные образования. Всего-то и разрешили, что все собираемые налоги идут в бюджет ЗАТО. А поскольку тогда города имели право давать налоговые льготы, они их и стали давать, и все нефтяные компании перешли в ЗАТО. От 10 до 15 процентов федерального бюджета терялось через кассы ЗАТО - это больше, чем вся страна тратит на оборону или на науку. В итоге - появилось ли в этих городах что-то, что выручает страну сегодня?..

Законопроект, который пролежал четыре года, вообще не предусматривал федеральных налоговых льгот, но все равно Минфин не соглашался. Там были региональные льготы, связанные с налогами на землю, имущество, регионы могли предоставлять льготы на прибыль в части доли, которая им причитается. Теперь, после визита Президента России в Бангалор, дана команда включить и федеральные льготы. В частности, связанные с единым социальным налогом, есть косвенные льготы по налогу на прибыль. Льготы выстроены достаточно прицельно, сильно привязаны к территории. В каком виде закон пройдет через Думу - трудно сказать.

Обеспечение специалистами

Фирмы, как известно, заинтересованы в выборе специалистов, и мы достаточно серьезно прорабатываем этот вопрос. Университет подписал соглашение с компаниями "Люксофт" и "АФК-Система", чтобы усовершенствовать образование. Ведутся переговоры с рядом вузов России и СНГ, чтобы вести деятельность по подготовке специалистов для РЦП. Наиболее популярная идея - после 8-го семестра студенты обучаются здесь и одновременно работают на предприятиях РЦП. Мы рассчитываем, что процентов 30 молодежи будет приходить из университета, остальных надо будет искать. Набор на кафедру САУ существенно увеличен не будет, мы не хотим сделать университет специализированным. Сейчас обозначилась еще одна тенденция - люди, которые обучались в Дубне или жили здесь, обращаются к нам из других регионов и стран по вопросам трудоустройства. В ближайшее время будет создана страница пока на наукоградском сайте, а позже - отдельная, где желающие смогут разместить свое резюме.

Галина Мялковская