Из редакционной почты


Почти одновременное возникновение при Доме ученых сектора экскурсионной работы и курсов по изучению иностранных языков, без сомнения, было велением времени. Люди становились другими. Келейность, закрытость постепенно уступали интересу к тому, что происходит за "железным занавесом", да и в своей собственной стране - с ее богатой историей, не укладывающейся в рамки официальных догматов.

С курсами по изучению иностранного языка все было просто - они были организованы на принципе самоокупаемости. Организовать экскурсионную работу оказалось сложнее. Прежде всего следовало решить вопросы финансовые, затем - содержательная часть: нужно было искать широко образованных искусствоведов, увлеченных краеведов, которые ждали именно нас, еще не проявившихся. Была еще одна идея - сочетать экскурсии с лекциями внутри Дома ученых, и нам удалось заключить договора с Мариной Акопян и Борисом Ривкиным. Первая же лекция Марины со слайдами о Париже вызвала аплодисменты зала... И через десятки лет тот, кто слышал тогда эту лекцию, сегодня в Париже не заблудится...

Финансовый вопрос решился неожиданно быстро. В противном случае мне не о чем было бы здесь вспоминать. Главным бухгалтером Института тогда был Константин Иванович Утробин - добрейший, все понимающий человек. Для решения наших экскурсионных проблем он предложил осуществлять заем на любую сумму сроком на три дня. Это был приемлемый для нас срок, если учесть, что работали мы с очень организованными и милыми людьми. Конечно, Константин Иванович шел на определенный риск, но мы его ни разу не подводили. Свыше двух тысяч членов Дома ученых, их родных и близких побывали, например, на выставке предметов из гробницы Тутанхамона, попасть на которую в Москве было очень непросто. Любой гость нашего Института в любой удобный ему день мог получить билет в Алмазный фонд или в Оружейную палату Московского кремля.

Константин Иванович осилил эту нелегкую ношу, и очень скоро в самых престижных музеях и фондах Москвы и других городов стали работать с нами "под честное слово". Когда и в Большом театре, как во всей стране, повеяло переменами и в последний раз нам представилась возможность по доступным ценам организовать массовый выезд сотрудников Института, Константин Иванович помог приобрести несколько сотен билетов. Наши проблемы понимал и "Аэрофлот", организуя по заявкам Института чартерные рейсы в историко-культурные центры Союза. В результате такой поддержки все участники поездок, слушатели циклов лекций и бесед получили уникальную возможность расширять свой культурный кругозор в течение более двадцати лет. И уже с середины 90-х годов нас везде знали и приглашали, как каких-нибудь дипломатических персон.

Об этом времени сейчас напоминают видеофильмы, снятые во время поездок благодаря Дому ученых и Константину Ивановичу. Эти фильмы кружат по всему миру, пробуждая память о России, в которой есть Дубна, и о Дубне, в которой есть Объединенный институт ядерных исследований.

Вера Багдасарова