Молодежь и наука


В начале февраля гостеприимные стены филиала НИИЯФ МГУ и современная нейтронография объединили VIII конференцию молодых ученых и специалистов ОИЯИ и очередную школу по современной нейтронографии, ежегодно проводимую ЛНФ ОИЯИ и Межфакультетским центром "Строение вещества и новые материалы". В первой участвовали более 80 молодых сотрудников из лабораторий ОИЯИ, а также из университетов и научно-исследовательских центров Гомеля, Киева, Москвы, Ростова, Сарова, Твери, Тулы. Слушателями школы стали студенты институтов и университетов Москвы, Киева и Тулы.
Профессор В.Л.Аксенов объясняет студентам принципы конфокальной микроскопии комбинационного рассеяния света.

Лекции читались для всех участников - по различным аспектам нейтронных исследований и физики твердого тела, об уникальном реакторе ИБР-2, по нейтронным исследованиям Марса. Студенты, приехавшие на школу, выполнили цикл лабораторных работ по дифракции нейтронов, малоугловому рассеянию нейтронов и рефлектометрии в ЛНФ, а по конфокальной микроскопии - в филиале НИИЯФ МГУ. Молодые ученые выступали с докладами на заседаниях восьми секций. В последний день работы конференции авторы лучших докладов в каждой секции были награждены дипломами и подарками.

Мой мини-опрос участников конференции об их впечатлениях в результате оказался более похожим на рейтинг популярности лекторов, не претендующий на репрезентативность.

Первокурсник кафедры нейтронографии МГУ Андрей Клюев (Дубна): Все было очень интересно, но большей частью не понятно. Хотя основные принципы после услышанных лекций стали ясны. Самыми интересными и понятными для меня были лекции А.И.Франка, А.Н.Никитина, Е.П.Шабалина.

Схожим было впечатление и другого первокурсника этой кафедры МГУ из Дубны - Василия Семина: Очень интересные и лекции, и экскурсии в лаборатории Института. Но до конца понятно не все. Больше всего запомнилась лекция А.Н.Никитина.

Более разнообразными оказались впечатления участников конференции - молодых ученых.

Сотрудник ЛНФ, в недавнем прошлом дипломница госуниверситета Нижнего Новгорода Наталья Рябова: На мой взгляд, все лекции очень хорошие, особенно надо отметить А.М.Балагурова и Е.П.Шабалина.

С ней солидарна в оценке сотрудник ЛТФ Вера Баглай (дипломница Тульского госуниверситета), которая к названным Натальей лучшим лекторам добавила В.Л.Аксенова, Н.М.Плакиду и А.Н.Никитина.

Молодой сотруднице ЛНФ Кристине Ждановой (дипломница Воронежского университета) запомнились лекции В.Л.Аксенова, Л.Б.Пикельнера, Е.П.Шабалина и поразившие воображение экскурсии на нуклотрон и фазотрон: "Такие конференции очень полезны для молодежи, причем не только сами лекции, но и общение, новые знакомства. А когда все участники и живут вместе, как на прошлой конференции молодых специалистов, проходившей в Ратмино, тогда возникает слаженный коллектив. Узнаешь, кто чем занимается, жизнь других лабораторий, в общем, то, что не узнать в повседневной жизни".

А вот как подвела для себя итоги круглого стола "Научная программа ОИЯИ: настоящее и будущее" Екатерина Ефимова (ЛФЧ): Мы почувствовали, что дирекция Института занимает активную позицию, существует много интересных научных проектов, но их реализация зависит от финансирования. А в целом - перспективы у Института есть. Руководство, ведущие специалисты Института обеспокоены состоянием дел с молодежью (как сообщили на круглом столе, из 5000 сотрудников ОИЯИ молодых лишь 400), наметившимися диспропорциями в возрасте научных кадров.

Лектор школы профессор Ю.А.Александров (ЛНФ):

Я слушал практически все лекции и почти все - с удовольствием. Очень интересные, хотя видно, что где-то можно было бы сократить, что-то изложить проще, более доходчиво, сократить объем.

Куратор секции "Нейтронная ядерная физика" А.Б.Попов (ЛНФ):

В нашей секции все работы были представлены молодыми сотрудниками ЛНФ, это работы высокого уровня. Например, Андрей Чураков показал совершенно новую разработку. Очень понравилось выступление Кристины Ждановой, которая делала доклад впервые, но выстроила его так логично и должила так уверенно, что я просто удивлен. Прекрасно выступила Жанна Мезенцева, но она уже человек опытный - доклады делала неоднократно, в том числе на международных конференциях. Герман Кулин представил хорошую работу, но не очень четко ее доложил. Вообще, работы этих четверых ребят, разные по тематике, очень актуальны, сделаны на переднем крае нейтронной физики. Что касается общих впечатлений, то очень хорошо, что ребята сами организовали конференцию и не только слушали лекции, но и выступали на ней. А из разговоров с участниками я понял, что они оценили высокий уровень прочитанных лекций.

Куратор секции "Информационные технологии и их применение" В.В.Кореньков (ЛИТ):

Доклады, сделанные на нашей секции, меня очень порадовали - все работы выполнены на очень хорошем уровне. Поэтому определить победителя оказалось непросто: 4 доклада из 5 были сделаны замечательно, но все - в разных областях информационных технологий. Две работы больше связаны с промышленными технологиями, а для меня более близкими показались две работы, сделанные по базовым установкам ОИЯИ. К сожалению, на нашей секции были представлены только 5 докладов, и это, по-моему, результат плохой информированности молодых ученых о предстоящей конференции. Насколько я знаю, многие узнали о ней лишь накануне или от коллег уже во время ее работы. На будущее хотелось бы пожелать организаторам провести более широкую рекламно-информационную кампанию.

Организатор школы начальник отдела ЛНФ и заведующий кафедрой нейтронографии МГУ профессор В.Л.Аксенов:

Нынешнюю школу мы организовали для студентов первых-третьих курсов. В ней участвовали студенты не только МГУ, но и МИЭТ, университетов Киева и Тулы. А идея совместить ее с проведением очередной конференции ОМУС ОИЯИ, посвященной в этом году нейтронографии исходила, от этого объединения. К тому же, в рамках конференции мы провели конкурс работ молодых ученых ОИЯИ по физике конденсированных сред, который раньше ежегодно проводили в лаборатории. Естественно, самым рациональным решением оказалось объединить все эти мероприятия и наши усилия.

Школы мы теперь решили делать недельными, но два раза в год: зимой, перед началом семестра, и летом, после его окончания. На данном этапе видна необходимость в таких регулярных школах как в дополнительном элементе образования студентов, главным образом, кафедры нейтронографии МГУ, УНЦ ОИЯИ, а также всех желающих получить образование по этой специальности. Для чего это все делается? Для того чтобы студент как можно раньше получил представление о своей специализации. В нашем не очень отдаленном социалистическом прошлом не было практически никакой разницы, кем молодой специалист придет в ОИЯИ - стажером или аспирантом: если он останется здесь работать, то это, как правило, уже на всю жизнь. Сегодня, когда молодые люди более свободны в своем выборе места работы, приблизить года на два их знакомство с Институтом немаловажно. Как показывает практика, вчерашний выпускник университета примерно столько и осваивается в работе на таких больших установках, как ИБР-2.

Первый этап такого приближения начался в 1990 году, когда был организован в УНЦ филиал кафедры физики твердого тела МИФИ. Сегодня, более чем через 10 лет, уже видна эффективность этого решения. Теперь, когда работает кафедра нейтронографии на физфаке МГУ, я хочу этот процесс привыкания еще уменьшить, точнее, сдвинуть еще на три года студенчества. Эта цель уже достигается при помощи дополнительных семинаров, для студентов I-III курсов - специальных дополнительных лабораторных работ в МГУ и недельных школ по нейтронографии в Дубне. В результате, когда на IV курсе (7-й семестр) у ребят начнется специализация, они будут подготовлены и образованы настолько, чтобы сознательно выбрать тему курсовой работы и выполнить вполне конкретную работу на реакторе ИБР-2. Таким образом, мы еще сдвинем адаптационный период и, к тому же, сможем отобрать наиболее способных ребят, поскольку на школы приезжают студенты других университетов.

Фактически отбор на кафедру, соответственно и в ЛНФ, начинается со вступительных экзаменов в МГУ, которые организует в Дубне директор филиала НИИЯФ МГУ Т.В.Тетерева вместе со своим замечательным коллективом. Следующим шагом мы планируем специальные занятия для школьников в старших классах, дополнительно к тем подготовительным курсам, которые организованы в филиале НИИЯФ МГУ. Значение такого раннего отбора и раннего приобщения к науке в настоящее время особенно актуально, поскольку научная работа в материальном плане потеряла свою привлекательность. Нужно буквально выискивать способных к этому, вообще говоря, очень нелегкому труду. Кстати говоря, в этом отношении важное значение имеет и деятельность Объединения молодых ученых и специалистов ОИЯИ, которую надо всячески поддерживать.

Возвращаясь к прошедшей школе, хочу отметить самоотверженный труд сотрудников Отдела нейтронных исследований конденсированных сред ЛНФ, которые практически без дополнительной оплаты проводили лабораторные занятия, читали лекции. Они отнеслись к этому делу с большим пониманием. А поскольку лабораторные работы проводили молодые сотрудники, то и они, таким образом, включились в процесс воспитания научных кадров в нашей лаборатории. Ведь каждый научный работник должен заниматься педагогической деятельностью - это расширяет его возможности, способствует углублению собственных знаний, требует полного понимания предмета.

Преподавательская деятельность, на первый взгляд, отнимающая время от непосредственной исследовательской работы, окупается многократно. И здесь мы не открываем ничего нового. Например, Петр Леонидович Капица оценивал своих сотрудников по трем критериям - научная работа, участие в преподавательской деятельности, участие в общественной жизни. Ведь коллектив только тогда и создается, когда все задействованы в общем процессе. А научная работа на экспериментальных установках - всегда работа в коллективе. Именно это отличает российские научные школы от западных. И еще - преемственность поколений, передача знаний, характерные для таких известных научных школ, как школы А.Ф.Иоффе, Н.Н.Боголюбова, Л.Д.Ландау. Это совершенно естественные, на мой взгляд, традиции, которые необходимо поддерживать и стимулировать.

Ольга Тарантина,
фото Юрия Туманова