К Дню защитника Отечества


Под таким названием объединены две небольшие книжки, которыми недавно пополнилась библиотека музея ОИЯИ.

Их автор Олег Дмитриевич Казачковский, профессор, доктор физико-математических наук, заслуженный деятель науки и техники РФ, который в свое время по многу лет был директором Физико-энергетического института в Обнинске и Института атомных реакторов в Димитровграде.

Будучи к началу войны молодым ученым-физиком, он все военные годы провел на передовой артиллерийским разведчиком. Обладая мышлением физика-теоретика, он не просто описывает события, а глубоко рационально и философски оценивает их, что делает книги особенно привлекательными.

После войны вернувшись в любимую науку, Олег Дмитриевич состоялся как ученый. Он стал одним из ведущих специалистов в Советском Союзе по ядерным реакторам и в 1960 году за свою работу был удостоен Ленинской премии.

Вообще тема "Ученые и война" достойна отдельного изучения. Как правило, человека оценивают по результатам его профессиональной деятельности. И это верно. Но нельзя забывать о том, что это не единственная оценка. Есть и другое, немаловажное измерение - нравственное. И одной из составляющих этого измерения для поколения ученых, которым сегодня 77 и более лет, является их деятельность во времена Великой Отечественной. На поверку оказывается, что далеко не все ученые этого поколения воевали, или участвовали в атомном проекте, или, не разгибаясь, с утра до ночи стояли у станка где-то в тылу. Кто-то по возрасту предпочел учиться в институте, а тот период такая учеба освобождала от армии. Кто-то, уже отучившись, просто пережидал войну в тылу, получая правдами и неправдами броню.

Пишет о таких людях среди своих знакомых Казачковский, знаю и я таких среди научных сотрудников.

Но Великая Отечественная война была особенная - народная. И люди уходили на фронт не только по призыву, но и добровольцами. Уходили, не окончив еще школу, как Михаил Дмитриевич Шафранов, ныне сотрудник ЛФЧ. Или имея броню, как хорошо известный ученый из ЛНФ ныне покойный Федор Львович Шапиро. Ушел добровольцем на фронт из аспирантуры и Александр Михайлович Прохоров, ставший впоследствии лауреатом Нобелевской премии.

Перефразируя Константина Симонова, можно сказать: "Никто не хотел воевать". То была горькая необходимость, подкрепленная личным нравственным выбором. Для молодого или будущего ученого этот выбор был нелегким не столько потому, что на фронте человек мог погибнуть в любой момент, а в том, что он на несколько лет (!) был отлучен от научной деятельности. Пропадали лучшие продуктивные для науки годы.

Конечно, каждый всегда имеет право на свой выбор. Но сколь значим для нас, более молодых, в личности видного ученого сегодня нравственный выбор его в те далекие военные годы.

Книги "Физик на войне" напоминают, что компромиссов с совестью не должно быть даже в самые суровые времена. Это постулат, выработанный человечеством веками.

Лариса Зиновьева