Молодежь и наука


...Вначале казалось, что ведущих ученых Института и научной молодежи, которые встречаются в конференц-зале филиала НИИЯФ МГУ, будет примерно поровну. Но в три с минутами пополудни в зале оказалось уже около полусотни молодых ученых и специалистов, призванных сюда советом своего объединения, а в президиуме и первых рядах - около двадцати мэтров.

Идея такой встречи, - сказал в своем вступительном слове ведущий - научный руководитель Лаборатории физики частиц профессор И.А. Савин, - возникла, когда в дирекции Института обсуждались перспективы его развития, и академик Дмитрий Васильевич Ширков предложил устроить на эту тему "треп" с участием молодежи. А для самой молодежи это может быть полезно с точки зрения выбора цели и карьерных перспектив.

Вице-директор Института профессор А.Н. Сисакян представил "очень занятых людей", пришедших на эту встречу и предложил вместе посмотреть на перспективы развития Института если не с высоты птичьего полета, то, как минимум, с Останкинской телебашни, - и сделать это неформально, не задаваясь целью сформулировать какие-либо рекомендации.

Директор Лаборатории ядерных проблем А.Г. Ольшевский подчеркнул, что многоплановость исследований, делающих Институт уникальным в своем роде научным центром, сохраняющим симбиоз "домашних" и "выездных" экспериментов, должна, по его мнению, в первую очередь определять будущее ОИЯИ. При этом выездные эксперименты ориентируются не только на ЦЕРН, но и на Протвино, Обнинск, Иркутск (при этом, очевидно, имелись в виду не только ускорительные эксперименты, но и биофизика, и нейтринные исследования на Байкале). Первый вопрос - от ведущего встречи: о перспективах и цели исследований по физике частиц на ближайшие 10-30 лет (с прицелом на большой стаж работы Ольшевского в ЦЕРН). Здесь последовал фрагмент научной дискуссии, в которой всплыла распространенная сегодня точка зрения, что после пуска LHC и обнаружения бозона Хиггса, а возможно и выяснения механизма образования масс (А.Н. Сисакян) все большее значение будет иметь неускорительная физика, связанная с выходом за рамки Стандартной модели, нейтринными и астрофизическими исследованиями, нарушением СР-четности.

Научный руководитель ИБР-2 профессор В.Л. Аксенов продемонстрировал эволюцию в изучении биологических объектов с помощью физических методов, определив формат своего выступления как "треп с картинками". В исследовании таких биологических объектов, как рибосомы, с 1968 по 1998 годы благодаря использованию методов малоуглового рассеяния нейтронов и электронной микроскопии, а затем и рентгеновского излучения от источников СИ разрешение в экспериментах от 35 - 40 ангстрем улучшилось до 7,8. В связи с этим сегодня становится все более актуальной задача создания в Институте собственного источника синхротронного излучения (проект ДЭЛСИ). Что, в свою очередь, вызвало первой вопрос молодежной аудитории: "Каковы последние новости с "фронта" ДЭЛСИ - пару лет назад по этому проекту в Институте шли острые дискуссии?".

Аудитория явно оживилась, и из зала последовал следующий вопрос: каким должно быть соотношение в Институте фундаментальных и прикладных исследований? Ведь в мире ситуация складывается далеко не блестящим образом для фундаментальных наук, все большее значение и роль приобретают науки о жизни, развитие высоких технологий, которые позволяют, кстати, поддерживать научные центры, где развиваются эти востребованные обществом исследования. "Хотя лично для меня, - признался автор реплики, - фундаментальные науки очень интересны". А.Н.  Сисакян авторитетно ответил, что пропорции между прикладными и фундаментальными науками в программе Института на уровне 20 и 80 процентов, что примерно соответствует их соотношению в мире. И привел несколько примеров доведения научных идей до товарных продуктов. А вообще это принципиальный вопрос, который определяет взаимоотношение науки и государства. На постсоветском пространстве возникла ситуация, когда от идеи, как раньше говорили, до внедрения образовалась глубокая пропасть. И может быть, добавил он, обращаясь к молодежи, здесь надо использовать соответствующий опыт стран-участниц и с вашей помощью преодолевать этот разрыв.

По мнению научного руководителя ЛЯР академика Ю.Ц. Оганесяна, практическую пользу научного открытия может определить только его автор. С этим тезисом согласились далеко не все выступающие, аргументируя свою точку зрения необходимостью развивать менеджмент, маркетинг и прочие атрибуты свободного рынка (пример - ЦЕРН, вокруг которого существует сеть фирм, подхватывающих научные идеи и доводящие их то товара). Но в традициях ЛЯР именно такой подход, который прежде всего ориентирован на результаты как в фундаментальных исследованиях, так и в их приложениях. "Вы, особенно я обращаюсь к студентам, имеете замечательную возможность в силу своего возраста многое познавать. Потом, я вас уверяю, такой возможности уже не будет, вас захватит поток обязательных дел... Многое из того, что я в студенческие годы недоучил, я не знаю до сих пор... Вы абсолютно свободны в плане выбора. А наука столь бесконечна, что... ошибок не будет". И этот перевод темы в общегуманитарную плоскость, так же как блестяще продемонстрированное Ю.Ц. Оганесяном умение точно задавать вопросы Природе, в диалоге с которой важен, конечно же, ее ответ, подбросили в топку встречи новых жарких поленец. Чем не замедлил воспользоваться ведущий, кратко обрисовав ретроспективы (начиная с кварковой модели 1964 года) и перспективы (ее развития на ближайшие 50 лет). Молодежь тут же заинтересовалась альтернативными представлениями - ведь сегодня в физическом мире обсуждаются не только кварковые модели...

Ответ на вопрос по ДЭЛСИ дал главный инженер Института Г.Д. Ширков, член-корреспондент РАН, который без малого двадцать лет назад был председателем совета молодых ученых и специалистов в ОИЯИ. Предпосылки к реализации проекта в Институте были неплохие, но возникли трудности, связанные с финансированием. Однако определенный оптимизм сегодня есть. Этот и другие проекты, которые фигурируют в Семилетнем плане развития Института, конечно, остро нуждаются в притоке молодых сил. 15 лет назад в Институте работало около тысячи молодых ученых и инженеров в возрасте до 33 лет, сегодня их около трехсот. На "демографической карте" ОИЯИ - настоящий "провал" в возрастном диапазоне 35-40 лет. Такая ситуация подвигла дирекцию Института создать рабочую группу, которая готовит специальное приложение к Семилетней программе "Молодежь в ОИЯИ".

Научную часть выступления Ю.Ц. Оганесяна продолжил его коллега из ЛТФ профессор Р.В. Джолос, который так же и посоветовал: "Жизнь в науке надо планировать, но при этом быть готовым к неожиданностям. А чтобы их успешней преодолевать, надо много учиться и работать". Комментарий А.Н. Сисакяна: "Когда Ростислав Владимирович защищал диплом, ядерная физика была непопулярна, а Ленинградский университет не числился в ряду самых престижных. Сейчас все в корне переменилось. Так что берите с него пример, определяя свое будущее в науке".

Заместитель директора ЛНФ В.Н. Швецов вновь повернул аудиторию лицом к нейтронной физике, показав на примере некоторых работ лаборатории, насколько сложно в реальности заниматься прикладными работами. Это совсем другие подходы, иное мышление, которое, кстати, продемонстрировали руководители экспериментальной программы по подготовке полета на Марс, когда один из приборов для этой космической одиссеи создавался в "нейтронке".

Чтобы вписаться в научный коллектив, отметил профессор В.А. Никитин, молодым исследователям надо иметь склонность к изобретательству, широкий технический кругозор. Кстати, это может пригодиться и в решении практических задач. Сейчас Владимир Алексеевич и его коллеги работают над созданием компактного прибора для неразрушающего контроля химического состава вещества - от постановки задачи до конечного продукта. Рассказав о физических принципах, лежащих в основе проекта, его руководитель предложил молодым участникам встречи "сразу применить мозги для блага человека".

Теоретический блок в собеседовании научных поколений дополнили своими выступлениями ведущие ученые ЛТФ профессора А.В. Ефремов и С.Б. Герасимов. В основе научной работы, в отличие, например, от экономической деятельности, лежит прежде всего интерес исследователя. Все великие открытия в науке делались ценой огромного терпения и порой невероятных лишений. Не случайно же генезис современного естествознания уходит своими корнями в монастырские лаборатории. В числе особенно заинтересовавших аудиторию научных новостей был дан комментарий по поводу пентакварка.

Поскольку встреча была сразу заявлена как импровизированная и проходила без заранее подготовленного сценария, автору этого обзора, вроде бы, и добавить нечего. Более двух часов уважаемые ученые, имеющие своих учеников, которые тоже, в свою очередь, уже воспитывают научную смену, интересно, ярко, убедительно знакомили молодежь с физикой сегодняшнего дня и своими прогнозами на будущее. Молодежная аудитория тоже не осталась равнодушной - были и вопросы, и реплики. Кого-то интересовало, как относится дирекция к проекту ИРЕН, что конкретно делает для его продвижения. Кто-то спрашивал, а что имеет наш Институт от сотрудничества с ЦЕРН. Для кого-то был важен вопрос, какой процент составляют управленческо-административный и научно-исследовательский персонал в Институте и каким образом дирекция заботится о повышении качества менеджмента. Ответы были даны, и, подводя итоги встречи, А.Н. Сисакян отметил, что определенные трудности на пути в науку существуют, и на это не надо закрывать глаза. Последними напутствиями прозвучали пожелания совету ОМУС более активно помогать нашему Институту. И подобные встречи должны войти в традицию. Может быть, следует посвятить их определенной тематике и сделать локальными, по интересам.

Евгений Молчанов,
фото Ю. Туманова