Концерты, выставки


24 ноября в ДК "Мир" в 18 часов впервые в Дубне состоится настоящий оперный спектакль с участием солистов, хора и оркестра и с театральными декорациями.

Московский театр "Новая опера" представляет гениальнейшее творение Петра Ильича Чайковского - оперу "Евгений Онегин" (музыкальный редактор Евгений Колобов, дирижер - народный артист России Анатолий Гусь, режиссер - заслуженный деятель искусств РФ Сергей Арцибашев). Эта постановка отмечена премией "Золотая маска" в номинации "Лучший музыкальный спектакль".

"Евгений Онегин" - одно из самых обаятельных, самых поэтических созданий Чайковского. Если бы от всего творчества композитора уцелела только эта опера, ее было бы довольно, чтобы сохранить Чайковскому место среди величайших деятелей искусства: с такой гениальной полнотой выразил художник вдохновлявший его идеал нравственно прекрасной личности. У Пушкина нашел композитор тот образ и тот сюжет, в которых соединились грезы юности, живые черты русского быта, могучая светлая сила любви, потрясающая драма, глубокое скорбное размышление.

Однажды в союзе Театра, Музыки и "неистового маэстро" Евгения Колобова возник совершенно уникальный творческий коллектив - Московский театр "Новая опера". Слово "новая" точно отражало суть исканий театра. По духу своему Евгений Колобов был первооткрывателем. Его упрекали в разрушении традиций Станиславского, и ему вновь приходилось доказывать, что традиции - это явления существа, а не внешней формы. "Живой человек во времени - так я представляю себе театр. Мне же чаще всего предлагают музейный экземпляр. И тогда я не пониманию, ни что это за человек, ни какового его время", - так он считал.

Как дирижер он сочетал в себе вдохновенного художника, всецело отдающегося музыкальной стихии, и требовательного педагога. Он учил понимать музыку, душу произведения, понимать то, что скрыто за нотными знаками, за оркестровыми тембрами. Он творил и кроме музыки для него ничего не существовало.

"Я боюсь громких слов, но музыка для меня и в самом деле религия! Конечно, когда мы занимаемся ею как профессией, присутствует много земного, практического. Но все это второстепенное. Пускай результат не тот, пусть плохо получилось, но я перед Богом чист, потому что отдал ей все, что мог".

Мне посчастливилось познакомиться с Евгением Владимировичем и несколько раз общаться с ним. Первый раз я заходил в кабинет Колобова со смешанным чувством восторга и смятения, с каким, представляю, можно войти в рабочий кабинет Моцарта, Бетховена, Чайковского, Пушкина... Передо мной был гений!

Совершенно не помню, в каких словах я начал высказывать свое восхищение его талантом. Меня остановил не столько жест Колобова, сколько грустноватая улыбка и усталые глаза. Стало как-то легко и свободно. Я рассказал ему о Дубненском симфоническом оркестре, о самой Дубне, о красоте наших мест, о Волге, Московском море... Его глаза потеплели.

Читая недавно статью соратника Колобова, виолончелиста и музыкального критика Г.Шохмана "Пленник редкого дара", опубликованную в октябрьском номере журнала "Филармоник", я вспомнил свой первый визит к маэстро. Шохман пишет: "...Особенно он любил Россию глубинную, провинциальную. Наш театр очень много ездил по стране, выступая преимущественно в городах, где нет оперных театров, - в Мурманске и Костроме, в Ярославле и Калининграде, в Орле и Воткинске, Пскове, Туле, Иванове. Думая, если бы это полностью от него зависело, мы бы вообще в Москве почти не появлялись. И опять-таки дело было не только в чувстве долга перед людьми, лишенными доступа к оперному искусству: ему нравилось пребывание вдали от столичной суеты, в непритязательной и нешумной атмосфере небольших российских городов с неброской, но трогательной, какой-то приближенной к человеку красотой".

Наверное, в числе перечисленных выше городов была бы и Дубна, если бы наша встреча с Евгением Владимировичем не пришлась на последний год его жизни...

Будучи не только художественным руководителем, но и директором театра, Евгений Владимирович дал добро на сотрудничество с Дубной. Результатом стали неоднократные выступления в нашем городе солистов театра (в том числе и с Дубненским симфоническим оркестром) и показ театрализованных представлений "Дороги любви", "Россини", "Музыка - душа моя".

Остались неосуществленными две главные темы наших переговоров: приезду в Дубну Колобова в качестве дирижера концерта нашего оркестра и представление театра "Новая опера" в целостном оперном действии. Первая, увы, уже не осуществима. Вторая, ура! - на пороге готовности.

Евгений Ставинский

В субботу, 13 ноября, в рамках 13-го фестиваля "Звучание души" для детей и юношества, состоялся концерт Дубненского симфонического оркестра в честь 75-летия Московской области. В нем приняли участие ученики и выпускники Музыкальной школы №1 Дубны. Солировали в сочинении для двух скрипок и оркестра А.Вивальди Джанет Исламова и Рагим Усубов (ученики ДМШ). Первые части концертов для фортепиано с оркестром Баха, Моцарта, Сен-Санса, Рубинштейна и Шопена исполнили Александра Донец, Екатерина Прохорова (студентки Московского открытого педагогического института), Карина Оганесян (студентка Российской академии музыки имени Гнесиных), Анастасия Каманина и Люсине Акопян, ученицы ДМШ.

Если от студенток высших учебных заведений хорошее исполнение следовало ожидать, и ожидания были оправданы, то обе ученицы ДМШ явили приятную неожиданность. Это говорит не только о таланте, но и усердии исполнительниц и отличной работе соответствующих преподавателей ДМШ. Публика была очень благодарна всем выступившим.

В конце концерта представитель отдела культуры Дубны передала грамоты солистам, их дубненским педагогам, в том числе Ирине Захаровой и директору оркестра Людмиле Ставинской. Жаль только, что было относительно мало зрителей.

* * *

В воскресенье, 14 ноября, состоялся сольный концерт лауреата международного конкурса в Венеции, руководителя вокальной студии "Голос" ДК "Мир" Маргариты Арабей (сопрано), концертмейстер Галина Рухадзе. Прозвучали произведения западноевропейских композиторов 18, 19 и 20-го веков. "Изюминка" этого концерта состояла в том, что основу репертуара солистки составили ноты, подаренные ей поклонниками ее творчества. Поклонники, наконец, дождались. Концерт хороший, ведущая знакомила аудиторию с поэтическими переводами сочинений.

Антонин Яната

Вечер четырнадцатого декабря был пасмурным, шел дождь, и серое небо не предвещало хорошей погоды, но, войдя в выставочный зал ДК "Мир", каждый мог ощутить необыкновенную солнечную обстановку, царившую в нем, созданную, главным образом, выставкой фоторабот Елены Рец.

Каждого посетителя буквально притягивали к себе яркие, наполненные энергией фотографии полевых цветов, которые первоначально воспринимались как экзотические растения тропиков, и только при внимательном рассмотрении они оказались простыми колокольчиками, маками и ромашкам. Но хотя эти работы являются ядром выставки, нельзя не отметить фотографии, выполненные в черно-белой гамме: виды старой Варшавы, постановочные натюрморты. "Удивительное окружает нас всегда и везде, надо только уметь его заметить!" - эта фраза в полной мере отражает всю идею выставки, тем более что все цветы снимались в совершенно естественных условиях при солнечном освещении и для создания изобразительных эффектов не использовался компьютер.

Елена Рец выросла в Дубне, однако сейчас живет и работает в Москве. Ее работы неоднократно выставлялись в Объединении "Фотоцентр" Союза журналистов России, а также прошло несколько ее персональных выставок. Выставка в ДК "Мир" была организована для близких, друзей и учителей фото-художницы. "Мне бы очень хотелось поднять вам настроение своими работами, ведь искусство сближает людей и делает их добрее", - говорит Елена Рец о своей выставке, и действительно настроение не может не подняться, когда смотришь на ее пейзажи, портреты и натюрморты, которые порой очень сложно отличить от живописи.

Как считает сама фото-художница, в Дубне сосредоточено огромное количество талантливых творческих личностей и все они делают наш город не только научным, но культурным центром, а эта выставка - ее небольшой вклад в интеллектуальное богатство города.

Любовь Козорезова