Технологии XXI века


Очередное, ставшее традиционно дубненским, международное рабочее совещание операторов ИНТРУС-2004 проходило 21-23 сентября. Форум проводится седьмой раз, за это время он приобрел авторитет в своей области, ежегодно увеличивается число компаний-участниц, а также круг рассматриваемых вопросов. На этот раз в совещании приняли участие представители 25 крупнейших телекоммуникационных компаний и семь журналов по этой тематике.

- В свое время, - говорит соорганизатор совещания В.Кутуков (StackSoft) - это было только совещание двух компаний - "Демос-Интернет" и "Компания "Контакт"". Основная ее цель была - освещение развития Интернета и создание региональной сети "Демос-Интернет", то есть развитие сети одного оператора и параллельно обмен вопросами интернетовских технологий и так далее. Сейчас совещание изменило свою направленность, появляются доклады, серьезно анализирующие тенденции в отрасли и в целом динамику развития. Поэтому название ИНТРУС (Интернет - Россия) уже давно не соответствует сути совещания. Тематика существенно шире, уровень обсуждения глубже. Об этом можно судить и по компаниям, которые в ней принимают участие - TeleGlobe, WideXs, MCI, TeliaSonera, мировые лидеры телекоммуникационных технологий. Участники в своих сообщениях и докладах пытаются проанализировать основные тенденции, возможные подходы, взгляды в области телекоммуникаций в достаточно широком плане - это и технологические особенности, внутренние вопросы автоматизации, и вообще вопросы методологии как таковой. Хотя много интересных прикладных докладов.

В целом, как и положено, доклады, представленные на совещании, касались специфичных вопросов данной отрасли, их краткое содержание доступно изложено на сайте www.intrus.ru. Обсуждались возможности операторов в предоставлении интегрированных сервисов, беспроводные и мобильные сервисы, системы поддержки бизнеса, другие области применения Интернет-технологий.

- Тематика "Интеграция сервисов в телекоме", а мы намеренно ее не меняем второй год, оказалась актуальной - рассказывает соорганизатор совещания Е.Мазепа ("Компания "Контакт""). - В этом году больше внимания было уделено правовым вопросам, потому что все больше и больше ощущается отставание юридической базы в продвижении этого вида услуг.

Один из докладчиков по тематике "связного" законодательства, А.Богатов ("ИК Некстер") отметил, что, хотя новый Закон "О связи" и был принят в начале 2004 года, но для обеспечения его работы необходимо принятие еще 35 подзаконных актов, из которых на сегодняшний день принято всего два. При этом отрасль связи в течение всего 2004 года успешно развивалась в условиях фактического отсутствия нормативно-правовой документации. Докладчик привел множество примеров для иллюстрации этой парадоксальной ситуации. А.Богатов подробно остановился на несовершенстве Закона "О связи" в области строительства сетей и сооружений связи. При этом, по мнению докладчика, соблюдение Закона "О связи" необходимо, в первую очередь, для активизации инвестиционных процессов в отрасли. Обмен мнениями продолжился на круглом столе "Закон "О связи": первые итоги и ближайшие перспективы".

Форма проведения совещания заслуживает отдельного внимания. Организаторы постарались эти три дня сделать максимально плодотворными и приятными для участников.

- Мы выбрали форму именно рабочего совещания, с максимумом открытости и возможности свободного обмена мнениями, - говорит В.Кутуков.- Собственно, царящая здесь атмосфера и отличает его от других аналогичных совещаний или конференций, где заслушиваются доклады и участники приезжают только узнать что-либо новое. Здесь встречаются крупнейшие специалисты в области телекоммуникаций, кроме того, многие из них давно знакомы друг с другом. Поэтому именно здесь можно обсудить проблемы в обстановке полного доверия.

Этому способствовала культурная программа - бассейн, джазовый концерт и поездка на остров Липня под названием "Игры островитян" с лотереей, веселыми конкурсами и соревнованиями.

- Кроме того, что конференция становится все более представительной - судя по участникам и фирмам, она стала известной и позиционируется достаточно высоко в нашем мире, - дополнил Е.Мазепа. - Поэтому как именно ее проводить - вопрос очень важный. "Игры островитян" - это и есть элемент, позволяющий людям общаться не только на профессиональном уровне; взрослые и серьезные специалисты с удовольствием участвуют в играх, которых им не хватает в обычной жизни.

Из упомянутых "прикладных" докладов, возможно, интересным нашим читателям покажется выступление представителя ВГТРК В.Зеленцова.

Докладчик рассказал о том, как государственная телекомпания, имеющая до 100 региональных филиалов на всей территории России, использует средства и возможности сети Интернет для расширения способов передачи, получения и представления информации от каналов компании. От сети Интернет, по мнению докладчика, телевидению нужны сегодня четыре возможности: потоковое вещание, видеообмен с подразделениями, видео по заказу, интерактивное телевидение, а также возможности осуществления обмена с регионами программами и информацией в обе стороны.

В.Зеленцова мы попросили подробнее рассказать о тенденциях развития российского телевидения:

- Сейчас меняется вся инфраструктура телевещания - мы переходим по всей стране с аналогового сигнала на цифровой. Чем хорошо цифровое вещание? Мы будем видеть более четкую "картинку" - на расстоянии восьми тысяч километров она будет такой же, как в московской студии. Внедрение цифровых технологий позволяет, например, первому каналу уже говорить о стереозвуке. Следующая модель - интерактивное телевидение, позволяющее зрителю смотреть то, что его интересует. Например, бизнесмен из Саратова торгует нефтью в Москве и увлекается футболом. Догадываетесь, какие новости его больше всего интересуют? События из родного города, котировки на бирже и что происходит с ведущими футбольными игроками. Причем, это все он хочет смотреть в удобное для него время. То есть, вещание должно подстраиваться под каждого зрителя. Несмотря на сообщение предыдущего докладчика М.Талбота (TeleGlobе), что Россия находится на шестом месте по развитию телекоммуникаций, наша страна очень сильно представлена в области Интернет-технологий. Об этом свидетельствует и число наших соотечественников, работающих в американских телекоммуникационных компаниях. Это стало возможным благодаря высокому уровню подготовки специалистов с 1991 года (а именно столько у нас существует Интернет). То есть, за это время создан очень большой задел. Плюс распространение сигнала, по крайней мере, в больших городах. Создана магистральная линия передачи, Интернет-сервисные провайдеры способны предоставлять эти услуги. Насколько я помню, в России уже порядка 20 миллионов компьютеров. Все это позволяет развиваться интерактивному телевидению - возможно, даже интенсивнее, чем в других странах. Интерактивные телесистемы уже внедряются в Москве. А опыт показывает - то, что внедряется в Москве, через год-два появляется в регионах. Среди отрицательных моментов, затормаживающих продвижение телевидения нового поколения - общая экономическая ситуация по уровню доходов населения.

Еще один доклад хотелось бы отметить. Он был представлен А.Амелющенко (Яndex) и назывался "Интернет в России. Год 2004".

Аудитория пользователей Интернета выросла до 15 миллионов пользователей, что составляет 13% населения. Это уже достаточный размер целевой аудитории, которая всерьез интересует рекламодателей. Рекламы в Интернете все больше, она становится изобретательнее и интереснее, вытесняет грубые и навязчивые способы рекламы в сторону новых форм, к которым относятся видео-реклама, игры, развлечения и всевозможные комбинированные способы. Примеры такой рекламы были приведены в докладе, например, реклама Baleys и Levi`s.

И в заключение - любопытные цифры, опубликованные в журнале "ИнформКурьерСвязь", который был одним из информационных спонсоров совещания.

Интернет России-2004: "Объем информации, передаваемой по сети Интернет, стремительно растет: в 2003 году он увеличился на 113 процентов. По оценке "iKS-Консалтинг", в первом полугодии 2004 года интернет-трафик по сравнению с аналогичным периодом 2003 года вырос на 245 процентов, достигнув 18 400 Тбайт. По данным рейтинга Rambler`s Top-100, в конце июля 2004 года в российском Интернете работало более 120 тысяч активных сайтов. Всего же за время своего существования рейтинг Rambler`s Top-100 насчитал порядка 613 тысяч сайтов, ежесуточно регистрируя около 400 новых. Последние три года число активных сайтов, зарегистрированных в Top-100, растет в среднем на 25-30 процентов в год при удвоении нагрузки на серверы Top-100 каждые полгода. Посещаемость увеличивается в результате развития и дополнительного наполнения, в том числе и существующих сайтов. В мае 2004 года счетчик Top-100 регистрировал 150 млн. событий в сутки (счетчик Top-100 установлен по меньшей мере на 60 млн. страниц Рунета)".

Галина Мялковская
В статье использована информация с сайта www.intrus.ru.