Горизонты научного поиска


Традиция Рочестерских конференций возникла во времена "холодной" войны, в 1956 году. Тогда ученые США и СССР, оказавшись дальновиднее политиков и правительств, первыми начали искать пути сближения. С тех пор, сначала ежегодно, теперь каждые два года конференция проводится поочередно в разных регионах мира - Европе, Азии, Америке. В 1964 году Рочестерская конференция проводилась в Дубне, в 1959 и 1970-м - в Киеве, в 1976 году - в Тбилиси. Тематика конференций традиционна - исследование взаимодействий элементарных частиц. Как уже сообщалось в нашей газете, ОИЯИ направил на конференцию представительную делегацию во главе с директором Института В.Г.Кадышевским, в которую вошли ученые лабораторий теоретической физики, физики частиц, высоких энергий, ядерных проблем (сотрудники из России, Болгарии, Грузии, Словакии) и представил значительное число докладов по тематике конференции.

Своими впечатлениями от участия в 32-й Международной Рочестерской конференции, проходившей в этом году в Пекине, с нашим корреспондентом Ольгой ТАРАНТИНОЙ поделились ее участники.

Почетный директор ЛФЧ ОИЯИ профессор И.А.Савин:

Конференция была организована так, что сначала состоялись секционные заседания, затем были заслушаны приглашенные докладчики, после чего в пленарных докладах были подведены итоги работы секций.

Для каждой Рочестерской конференции оргкомитетом выделяются несколько стержневых научных тем. Интерес и внимание участников к ним заранее гарантировано, поскольку эти конференции проводятся раз в два года, а в промежутках между ними проходят небольшие конференции по специальной тематике, и все публикации по тематике конференции отслеживаются оргкомитетом в течение этих двух лет. На нынешней конференции несколько тем обсуждались наиболее оживленно. К наиболее интересным из них, на мой взгляд, принадлежит задача нахождения иного канала нарушения CP-инвариантности, кроме распадов К0-мезонов, который был впервые продемонстрирован на Рочестерской конференции в Дубне в 1964 году. Помимо канала так называемого прямого нарушения СP-инвариантности в распадах К0-мезонов, обнаруженного недавно в ЦЕРН в эксперименте, которым руководит сейчас директор ЛФЧ В.Д.Кекелидзе, других экспериментальных примеров нарушения СР найдено не было. И вот, наконец, появились два сообщения: на новых коллайдерах в США и Японии обнаружены нарушения CP-инвариантности при исследовании В-мезонов. Эти сообщения оживленно обсуждались участниками конференции. К тому же, помимо нарушений, были еще обнаружены и новые резонансы, что тоже вызвало оживленную дискуссию, поскольку все резонансы давно "разложены" по полочкам.

Вторая, на мой вкус, интересная тема конференции - пентакварки. В нескольких публикациях сообщалось об обнаружении или необнаружении частицы, образованной пятью кварками. До этого считалось, что возможны образования или из двух (мезоны) или из трех (барионы) кварков. Эти сообщения живо обсуждались участниками конференции, был заслушан доклад, горячая дискуссия дошла даже до шуточного голосования - кто считает, что наблюдались, а кто - нет? Большинство проголосовало за то, что исследования необходимо продолжить. Сошлись на мнении, что закономерно и наблюдение и ненаблюдение, поскольку недостаточны теоретические обоснования, чтобы определить четко - где могут наблюдаться пентакварки. Конференция призвала теоретиков заняться этой проблемой.

Пожалуй, надо добавить еще и третью тему - уже ставшую традиционной и обсуждаемую много лет - о структуре адронов, в том числе и о структуре протона, его спина. На конференции была доложена информация о двух экспериментах по этой проблеме - COMPASS и HERMES, проводимых при активном участии ОИЯИ в ЦЕРН и DESY. С приглашенным докладом по этой теме выступил немецкий физик Макс Клайн, когда-то работавший в ОИЯИ, а теперь возглавляющий коллаборацию Н1 в DESY.

Рочестерская конференция работает на принципах самоорганизации: международная комиссия утверждает место и время проведения очередного форума. Местный оргкомитет при содействии Международного комитета советников определяет программу, приглашает докладчиков и участников. Каждый регион получает квоту на участие в конференции. Россия на этот раз получила 30 мест, из которых ОИЯИ - 15. Из-за причин финансового характера ни та, ни другая квота полностью использованы не были.

Проведение конференции поддерживается Международным союзом по чистой и прикладной физике (IUPAP) через комиссию C-11, которая осуществляет его рекомендации в области физики высоких энергий и физики элементарных частиц. Союз принял две важных рекомендации. Одна касается сооружения ускорителя после LHC. Специалисты-ускорительщики несколько лет решали, что делать после того, как LHC выполнит свою главную задачу по поиску бозона Хиггса. Принята рекомендация: используя специальную технологию, сооружать Международный линейный коллайдер на энергию около 500 ГэВ. Вторая рекомендация к науке имела косвенное отношение: США в пылу борьбы с международным терроризмом часто не выдают визы ученым, приглашенным местным комитетом, (а значит, людям далеко не случайным) на конференции, проводимые на территории США. Официальная рекомендация гласила воздержаться от проведения конференций на территории США до тех пор, пока ситуация не изменится в лучшую сторону. В завершение форума физиков было объявлено о проведении следующей Рочестерской конференции в 2006 году в Москве.

Конференция, на мой взгляд, была очень интересной и успешной - надо отдать должное организаторам из Пекинского института физики высоких энергий во главе с его директором, членом Ученого совета ОИЯИ профессором Чен Хешенгом. Участники конференции смогли побывать на экскурсии в этом институте и заметить, что он явно находится на подъеме. Пекинский институт имеет широкие международные связи, а поскольку дирекция ОИЯИ подписала соглашение о сотрудничестве, то оно взаимно расширит наши возможности.

В работе секции "Кварковая материя и столкновения тяжелых ионов" участвовал заместитель директора ЛВЭ профессор С.Вокал:

На трех заседаниях секции было представлено 16 устных докладов. Обобщающий (раппортерский) доклад по секции был сделан Джеймсом Данлопом из Брукхейвенской национальной лаборатории (США). В докладах основное внимание было уделено самым современным результатам, полученным в первых трех сеансах на коллайдере релятивистских тяжелых ионов RHIC, который был введен в эксплуатацию в 2000 году в БНЛ. В двух больших экспериментах на RHIC (PHENIX и STAR) принимают активное участие физики из ОИЯИ. Интересные доклады по последним результатам в этих экспериментах представили Tим Холлман и Барбара Яцак (БНЛ).

Основной физической задачей на коллайдере RHIC является поиск и исследование нового состояния ядерной материи, так называемой кварк-глюонной плазмы, которая могла существовать в первые мгновения после Большого взрыва и которая, как ожидается, может образовываться при таких высоких энергиях. Получено несколько экспериментальных результатов. Один из самых интересных, основанный на исследовании столкновений дейтронов с ядрами золота, указывает на то, что так называемый эффект гашения струй, наблюдавшийся раньше в соударениях ядер золота, связан с образованием этого нового состояния плотной ядерной материи. Отмечено продвижение к большим поперечным импульсам вторичных частиц. Ближайшей целью является более детальное исследование свойств этого состояния материи и сравнение экспериментальных данных с теоретическими расчетами, чтобы окончательно подтвердить обнаружение кварк-глюонной плазмы.

В постерной секции были представлены некоторые результаты, полученные в экспериментах на нуклотроне ЛВЭ ОИЯИ. Среди других (эксперименты МАРУСЯ, ЛНС и СКАН) приведены и предварительные данные по образованию пионов в соударениях протонов и дейтронов с энергией около 350 А МэВ с разными ядрами мишени с использованием внутренней мишени нуклотрона. Большой интерес был проявлен к нашим результатам по изучению многокварковых состояний и поиску пентакварков во взаимодействиях нейтронов с протонами (Ю.А.Троян) и протонов и ядер углерода с углеродом в пропановой камере (П.Асланян и Р.Тогоо). Представлены и планы будущих экспериментов по поиску таких состояний на нуклотроне, которые будут выполнены в совместном с ЛФЧ эксперименте НИС (Е.А.Строковский).

Итак, через тридцать лет Рочестерская конференция возвращается в Россию. Ее проведение планируется в Москве в июле-августе 2006 года. Организаторы конференции - РАН, МГУ, ОИЯИ.