Молодежь и наука


В Ратмино проходил Пятый физический турнир для старшеклассников. Подобные "физические бои" стали уже традиционными и проводились раньше в Москве. В этом году впервые самые сильные знатоки физики, в том числе победители региональных и международных олимпиад России и Украины, приехали в Дубну. Организовали это мероприятие для ребят Институт теоретической и экспериментальной физики, Московский центр непрерывного математического образования и со стороны ОИЯИ: Московский отдел теоретической и экспериментальной физики и Дубненская школа современной теоретической физики (DIAS-TH).

Более 50 старшеклассников, составившие шесть команд - три московские и три киевские - принимают участие в решение различных физических задач, знакомятся друг с другом, с преподавателями и по большому счету представляют собой тот резерв, из которого будут набираться студенты в МФТИ, МГУ и другие ведущие вузы.

- Дети - это малая часть нашей работы, - рассказывает член-корреспондент РАН А. Морозов, физик-теоретик, один из идеологов соревнований. - Мы много занимались и занимаемся проблемой сохранения кадров, но важно обеспечить их постоянное и качественное воспроизводство. Это не так трудно, как принято думать. Среди школьников сейчас встречаются такие, чей уровень знаний выше, чем у студентов, и наша задача - выявить этих ребят, помочь им сохранить и развить свой потенциал в студенческие годы и превратиться в первоклассных современных ученых. Сейчас высшее образование стало действительно массовым и подготовка кадров для науки перестала быть приоритетной, знания стали поверхностными. Необходимо восстановить для заинтересованных молодых людей возможность получения нормального, интенсивного научного образования, глубокого и разностороннего. И очень важно обучить ребят не только хорошо, но и быстро, чтобы они успели начать научную работу здесь, в России. Наша задача - добиться того, чтобы, заканчивая институт, молодые ученые обладали уровнем, который раньше соответствовал окончанию аспирантуры и успевали внести вклад в российскую науку. Даже если они после этого уезжают работать за границу, они разносят наше представление о том, как должна быть устроена наука.

Задание для участия в турнире ребята получают заблаговременно. Это задачи не чисто теоретические, а скорее исследовательские - они должны придумать какие-то эксперименты, дать объяснение этим экспериментам. Затем, приезжая на турнир, участники получают новую порцию заданий и после этого покомандно встречаются друг с другом. Одна из команд рассказывает о своих результатах, другая ей оппонирует, имитируя настоящий научный семинар.

- Наша команда приезжает на эти турниры уже в четвертый раз,- рассказывает учитель физики киевского лицея А. Розенвайн.- В этом году мы привезли не только старшеклассников, но и учеников 8-9 классов. Возможно, им даже более необходим такой физический праздник, такая исследовательская школа. Вопрос о победе, мне кажется, не должен быть центральным, хотя наша команда побеждает каждый год. Для меня главное - привезти домой детей здоровыми, а во-вторых, возбудить зависть одноклассников и коллег для создания конкуренции. Чтобы они больше занимались, может быть, громко сказано, школьной наукой, не только учебой. Задачи школы я бы обозначил так: первая, безусловно, это повышение роли науки, которая в наших странах не пользуется сейчас популярностью у властей. Вопрос гуманизации и гуманитаризации им кажется более важным. Вторая - это контакты между гражданами наших стран, причем не только среди взрослых, но и между детьми, которые, надеюсь, проявятся положительно в ближайшем будущем. В-третьих, мы даем возможность нашим детям понять - будут ли они учиться в Киеве или в Москве, или еще где-то. Во всяком случае, у них должна быть возможность выбора.

Галина Мялковская.
Редакция благодарит С. Пакуляка
за помощь в подготовке материала.