Десять лет назад в Дубне открылись двери университета. Тогда у этой идеи нашлось не много приверженцев - на первом плане стояли вопросы заработка. Скептицизма добавляли политическая и социальная нестабильность, растерянность и недоверие. Однако учредители рискнули и, как показывает сегодняшний день, не зря. Дубна стала не только городом физиков, но и городом студентов, население заметно помолодело, заметно разросся и похорошел студенческий городок - учебные корпуса, современные компьютерные классы библиотека, лаборатории, спорткомплекс, общежития. Здесь учится более двух тысяч студентов по 23 специальностям. Учебную работу ведут 370 преподавателей (225 из них - обладатели ученых степеней). Полный титул образовательного заведения - международный государственный губернаторский университет природы, общества и человека "Дубна". Именно с названия и решили мы начать беседу с ректором университета - Президентом РАЕН профессором О.Л.Кузнецовым.

Олег Леонидович, университет "Дубна" изначально создавался как образовательная структура нового типа, что в этом смысле подразумевается под сочетанием слов "Природа, общество, человек"?

Три слова "Природа, общество, человек" были вписаны в название не случайно, а исходя из понимания важности для России построения такой стратегии развития страны, при которой не нарушалась бы гармония сосуществования человека, окружающей природы и общества. Действительно, десять лет назад это была новая постановка вопроса для высшего учебного заведения, но опирались мы на идеи Владимира Ивановича Вернадского и всей школы русских космистов, которые жили и работали в начале двадцатого столетия. Это Кондратьев, Чаянов, Циолковский, Подолинский, Докучаев, Менделеев, Сорокин - великие русские ученые, которые, вне зависимости от того, чем они занимались (физика, химия, экономика), исповедовали теорию гармонии между природой, обществом и человеком.

Именно тогда, в первое десятилетие прошлого столетия, возникло слово "ноосфера". Вернадский, Пьер де Шарден и Леруа - три человека, которые причастны к его возникновению. Вернадский, развивая свое учение о биосфере, показал, что следующим шагом ее развития будет возникновение на Земле ноосферы - сферы разума - и что коллективный разум человечества будет фактически управлять дальнейшим развитием Земли. Именно на этой основе были созданы стратегии устойчивого развития. Они были рассмотрены в 1991 году на конференции "Повестка дня на XXI век" в Рио-де-Жанейро. На ней представители 187 стран мира подписали соглашения о том, что каждая страна должна разработать свою национальную стратегию устойчивого развития. Мы считали, что в России должен появиться университет, который бы отвечал за научные основы такой стратегии. Им стал университет "Дубна".

Учебный процесс построен по одной из уже существующих моделей, или разработана своя? Что лежит в основе образовательной идеологии?

Основная идея учебного процесса, заложенная и уже реализованная, состоит в том, чтобы каждый выпускник университета четко представлял: как устроена Земля как космическое тело, как устроен человек как биологический и социальный объект, как устроена природа в целом, а также каким образом человеку находить гармонию между собой и природой и собой и обществом, окружающим его. Не имеет значения, какую профессию выберет студент - экономист, математик, физик. Сегодня это чрезвычайно важно для России, хотя десять лет назад это было понятно единицам.

Мы видим, что многие беды и даже трагедии России происходят из-за того, что люди не умеют жить в гармонии с окружающей средой, не обладают необходимой толерантностью по отношению к тому, что видят вокруг, не умеют правильно воспринимать события. Эти представления даются в нашем университете на всех кафедрах, они входят в цикл фундаментальных знаний. На первых двух курсах профессора и преподаватели - физики, биологи, геологи читают основы естествознания. А строение общества читают представители гуманитарного сектора науки. Я считаю, что сегодня одинаково неприлично гуманитарию не знать основ квантовой механики, а физику - классической литературы или истории своей страны. Ученые сегодняшнего дня должны иметь широкое университетское образование в классическом понимании этого слова. Мы считаем, что сегодня, по крайней мере, первый этап этого образования здесь осуществляется.

Кафедральная, а не факультетская система выбиралась, видимо, именно для этого. Чем именно она стала привлекательнее?

Во-первых, мы не создали междисциплинарных перегородок между кафедрами. У нас нет факультетов, чтобы ребятам было легко приходить на любую кафедру, принимать участие в семинарах, обсуждении студенческих работ, независимо от того, на какой кафедре они учатся. Во-вторых, этим мы подчеркиваем, что мир един, а университетское образование не делится на узкопрофессиональные сектора. Значительная часть наших студентов это понимает и пользуется межкафедральными связями. Более того, на последних курсах мы ввели специальные лекции, которые помогают студентам воедино собрать представление о том, чему их научили. Я, например, читаю курс "Философские вопросы взаимодействий в системе природа-общество-человек", где мы снова останавливаемся на закономерностях развития человека, эволюции человека, биосферы, Земли и того, по каким законам они взаимодействуют. То есть, на протяжении шестилетнего цикла, сначала студентам дают общее представление, затем читают дифференцированные дисциплины, а на шестом курсе происходит "сборка" всей полученной за годы обучения информации.

Таким образом, у нас осуществлен синтез двух систем образования. Первая - это университеты "гумбольдтского" типа, по имени немецкого профессора, одного из создателей методологии обучения в университетах Германии XVIII-XIX веков. Это были университеты, дающие именно широкое образование, но не приспосабливающие выпускников к работе в конкретных областях. Другая система образования - американская, где готовят профессионалов в определенных, узкоспециальных областях, причем, готовят их хорошо. Выпускники приходят после обучения в фирмы или компании и сразу работают в своем узком профиле, но не более того. Поэтому когда, например, компания ликвидируется, меняет профиль или происходит перепроизводство таких специалистов, люди теряются, не знают, что дальше делать. Мы считаем - если человек получает фундаментальное образование, а на старших курсах еще и имеет возможность получить узкопрофессиональное, то он легко сориентируется в ситуации при любом изменении на рынке труда.

Предполагает ли дальнейшее развитие университета усовершенствование или дополнение гибкой системы подготовки специалистов разного профиля?

Для этого университет разрабатывает стратегию непрерывного образования, как во всех ведущих университетах мира. То есть, структуру, которая будет заниматься образованием желающих в возрасте от 6 до 86 лет, что даст возможность переобучаться, обновлять свои профессиональные знания даже пенсионерам. Мы должны подготовить образовательные услуги для тех, кто уже получил фундаментальное образование для переподготовки с точки зрения обучения новым специальностям. Это проект развития университета на следующий этап. Я считаю, что все, что было задумано в 1994 году, реализовано полностью, сейчас мы создаем проект развития на следующие 10 лет.

Таким образом, уже работающие инженеры, экономисты, и прочие специальности смогут либо усовершенствовать свои знания в этой области, либо приобрести другую профессию? И это не аспирантура, это новая система?

Да, это специальная структура. Сегодня в университете уже 23 специальности, возможны самые разные варианты.

Аспирантура у нас тоже есть, создан и утвержден совет по двум специальностям. Это традиционный путь развития, мы его и дальше будем реализовывать. Университет на следующем этапе должен стать с одной стороны, полномасштабным исследовательским центром, с другой - образовательным комплексом. Это два разных среза жизни университета. Уже сейчас каждая кафедра ведет не только преподавание, но и исследовательскую работу, а дальше это будет резко расширяться. С другой стороны, под методическое крыло университета попадает среднее специальное образование и программы переподготовки специалистов с первым высшим образованием. Это траектория дальнейшего развития.

Государственный и международный - что входит в эти понятия? И хотелось бы узнать о конвертируемости диплома дубненского университета.

На первый взгляд здесь есть некоторое противоречие. С одной стороны, университет международный, с другой - государственный, да еще губернаторский. Международный статус - это дань традиции, ведь Дубна - исторически город с международным развитием, город ученых многих стран мира. К этому статусу можно относится по-разному. Например, в названии Гарвардского или Кембриджского университетов нет слова "международный", но более международные учебные заведения трудно представить. Тем не менее, мы это слово оправдываем.

Наш университет работает в тесном взаимодействии с программой по окружающей среде UNEP Организации Объединенных Наций. Штаб-квартира ООН выбрала нас в качестве базовой организации по стратегии устойчивого развития для студентов и аспирантов стран СНГ - для подготовки специалистов, проведения конференций и так далее. У нас создан в соответствии с решением штаб-квартиры ООН учебный центр UNEP в России. И, наконец, мы провели две международные конференции. Одна из них - крупнейший молодежный форум TUNZA для участников из 65 стран мира, на ней были сформулированы 10 дубненских принципов о том, как молодежь собирается жить и строить цивилизацию. Мы открыли аллею ООН. То есть, через наше участие в одной из крупнейших и, возможно, самой престижной программе ООН по окружающей среде и устойчивому развитию, мы участвуем в международной жизни планеты.

Государственным университет является потому, что его учредитель - правительство Московской области. Бюджетное финансирование все эти годы осуществлялось именно им. Кроме того, конечно, у нас есть и другие источники доходов - платное образование, целевой набор по заказу коммерческих структур и так далее, но основной наш статус - государственное образовательное учреждение. И мы очень дорожим этим. Вся деятельность университета лицензируется, аттестуется и аккредитуется Министерством образования РФ. И совершенно ясно, что наш диплом - федерального, государственного образца, со всеми правами и полномочиями.

В 2001 году университету был присвоен статус губернаторского. Что стоит за этой формулировкой?

Это для нас также принципиальное положение. Губернатор Московской области Борис Всеволодович Громов после подробного знакомства с университетом во время визита в Дубну издал постановление о присвоении особого статуса губернаторского университета. В связи с этим создан попечительский совет университета во главе с губернатором, то есть губернатор лично уделяет большое внимание развитию университета. И это не просто слова, именно Б.В.Громовым была утверждена Программа развития университета на 2001-2005 годы, и поэтапная реализация этих пунктов превратила университет в то, что мы сейчас имеем. На территории России только университет "Дубна" имеет такой статус, и мы гордимся этим.

В одном из сообщений, когда присваивался этот статус, было заявлено, что университет будет готовить кадры для Московской области. Филиалы, которые сейчас активно развиваются, видимо, это и подтверждают?

Университет действительно готовит кадры по широкому спектру специальностей для Московской области и Москвы, конечно. Причем, очень хорошие кадры - судя по отзывам муниципальных образований, исследовательских институтов, коммерческих структур. Сейчас у нас уже четыре филиала, тоже государственные учреждения, где готовят специалистов для Дмитрова, Дзержинского, Котельников, Протвино. Все они развиваются достаточно успешно, каждый из филиалов имеет свою специфику, свои отличия.

Одним из учредителей университета изначально был Объединенный институт ядерных исследований. Какова, на ваш взгляд, его роль в создании и развитии университета?

История университета действительно, неразрывно связана с ОИЯИ, так же как и с Российской академией естественных наук. Если говорить о творческих коллективах, которые создавали университет, то их было два - ОИЯИ и РАЕН. Собственно, так продолжается и до сих пор, мы дружно взаимодействуем. Этот симбиоз двух совершенно разных по структуре организаций и дало тот эффект, который сегодня каждый может увидеть. На первом этапе было много учредителей - ОИЯИ, РАЕН, Министерство образования РФ и другие. Сейчас официально у нас один учредитель - правительство Московской области, это произошло в связи с новым законом об образовании. Но мы помним свою историю и всегда подчеркиваем - у истоков создания университета стоял ОИЯИ.

Более того, роль Института возрастает сейчас. Это выражается в совершенно конкретных фактах. Уже существует четыре кафедры, созданные нашими совместными усилиями - "Теоретическая физика" (академик РАЕН профессор А.Сисакян), "Ядерная физика" (академик РАН Ю.Оганесян), "Радиационная безопасность человека и окружающей среды" (профессор Е.Красавин), "Проектирование и технология электронных средств" (профессор В.Кореньков). Активно развивается учебная база университета на территории ОИЯИ, и мы за это очень благодарны руководству Института. Создается еще одна мощная учебная лаборатория по физике, уже существует прекрасно оборудованная учебная база кафедры биофизики. В преподавательском составе университета - десятки сотрудников ОИЯИ, ученые мирового уровня.

Десять лет назад, когда создавался университет, студенческая жизнь была неразрывно связана с романтикой путешествий, бардовских песен, желанием быть полезными людям. Какие сейчас студенты, к чему стремятся, как относятся к себе и своей профессии?

Действительно, мое поколение, а я называю его поколением промышленного романтизма, жило в другой стране, с другой системой ценностей. Это, конечно, отражалось на молодежи, прежде всего, была огромная тяга к романтике. Сама жизнь способствовала духу романтизма. Сегодня другая жизнь. Мой опыт профессорской деятельности, не как ректора, а как преподавателя МГУ и дубненского университета, показывает, что сегодня студенческая среда резко дифференцирована. Гораздо более резко, чем до 1991 года. Вся студенческая масса, независимо от вуза, разделилась на несколько страт, то есть несколько слоев. Среди них - ребята, которые ориентированы на западную систему ценностей и для которых конечной целью является работа в западных кампаниях после окончания университета. Есть ребята, которые ориентированы на систему ценностей ближе к православию, они предпочитают в основном работу в России. Я подчеркиваю - это не значит, что один лучше, другой хуже, это по-разному сформированные менталитеты. Есть большая часть студентов, которые живут сегодняшним днем, стремятся получить сиюминутные достижения и не очень задумываются над стратегическими целями. Есть ребята, которые в силу сложного материального положения вынуждены подрабатывать.

В общем можно сказать - меньше романтики, гораздо больше прагматизма. Вместе с тем я хочу отметить, что в студенческой среде появилось достаточно много молодых людей, которые уже становятся людьми мира, они лучше, чем студенты, скажем, 60-х годов, понимают устройство мира в целом, место России в этом мире, свое место в мировом разделении труда. Это для России очень важно, наша страна уже участвует в мировом рынке разделения труда, в России работают много зарубежных компаний, наши студенты, по сути дела, уже конкурируют со своими сверстниками из Лондона, Вашингтона, Парижа. Раньше, когда мы жили за "железным занавесом", нам не нужно было заботиться о конкурентоспособности. А сегодня это реальность. Когда Россия вступит в систему ВТО или другие международные сообщества, процесс будет обостряться. Для того, чтобы страна была конкурентоспособной, нужно, чтобы граждане, которые ее представляют, обладали соответствующим уровнем. И в нашем университете уже прослеживается тенденция - есть такое поколение!

Беседовала Галина Мялковская