Открытие 10 лет назад университета "Дубна" имело свою предысторию, которую каждый из тех, кто был в нее вовлечен, вспоминает теперь тоже по-своему. Вот о чем рассказывает в связи с этой эпопеей доцент Светлана Петровна Иванова, директор УНЦ ОИЯИ, заведующая отделом аспирантуры Университета "Дубна".

Все, кто имел отношение к идее организации университета в Дубне, несмотря на различия в представлении о его будущем, не сомневались в том, что вместо ВВСКУ должно быть гражданское высшее учебное заведение, а не военное училище и, тем более, не воинская часть. Поэтому усилия всех - сначала дубненских энтузиастов, а потом и блестящей московской команды - смогли привести к организации университета "Дубна".

В это время Дубна уже имела активные контакты с Ла Кроссом, и американские коллеги из университета этого небольшого американского городка участвовали во многих обсуждениях образовательных, медицинских и других программ, начинавшихся в Дубне. Канцлером университета в Ла Кроссе была Джудит Кайперс. Она обсуждала с представителями города и будущего университета вопросы образования, а потом специально приехала в Дубну, чтобы участвовать в церемонии открытия университета.

То, что одним из организаторов университета был ОИЯИ, наряду со сложившимися международными связями города, дало основания, чтобы полное название университета стало "Международный университет природы, общества и человека "Дубна".

Спустя 10 лет можно сказать, что это название сейчас наполнилось значительно более глубоким смыслом, чем вначале, хотя, возможно, еще потребуется много усилий, чтобы университет стал по-настоящему международным.

Следующие этапы сотрудничества с зарубежными университетами развивались в основном благодаря международным связям ОИЯИ, города или личным контактам сотрудников Университета. Конечно, здесь пример всем подавал ректор О.Л.Кузнецов.

Поездки сотрудников университета на различные конференции давали возможность завязывать новые контакты, расширяющие границы сотрудничества. Сейчас каждый год студенты - лингвисты расширяют и укрепляют свои знания в английском языке, уезжая на месяц в Ирландию или Англию. Студенты и аспиранты кафедр САУ и экологии хорошо зарекомендовали себя в Германии (Падеборн). С университетом города Падеборна связаны преподаватели кафедры физики и САУ. Одного из ведущих профессоров этого университета - профессора Манфреда Пала мы поздравляли с юбилеем, а его аспирант стал первым иностранным аспирантом университета "Дубна".

Кафедра социальной работы связана с преподавателями университета из словацкого города Трнава, а практика студентов-экологов в США - результат тесного взаимодействия с университетом Ла Кросса (США). В Ла Кроссе стажируются практически каждый год наши студенты (а часть из них уже связали свою судьбу и жизнь с побратимом Дубны), бывают у нас студенты и преподаватели с берегов Миссисипи, организуются общие конференции; и хотя Джудит Кайперс работает теперь в другом университете США, сменивший ее новый руководитель Университета Висконсин - Ла Кросс вместе со своими коллегами так же тепло относится к нашим общим заботам.

На сегодня у нас в активе договоры о сотрудничестве с университетами США (Ла Кросс, Беркли - Калифорния), Германии (Падерборн, Бранденбург), Египта (Асьют), Италии (Лечче), Израиля (Бен Гурион), Болгарии (София), Словакии (Трнава), Испании (Сан Пабло). Одним из первых аспирантов в университете стал гражданин Германии Петер Клаус, работа которого была связана с конкретными проблемами, касающимися энергосбережения. Организованы ряд международных школ и конференций. Студенты регулярно выезжают за рубеж как с познавательными целями, так и для углубления знаний, полученных дома, в Дубне. В Дубне обучается молодежь не только из разных российских городов, но и из близкого, и дальнего зарубежья. Контакты и взаимодействие с международными организациями привели к организации на базе университета филиала UNEP. Организовано обучение русскоязычного населения в США.

Многое из перечисленного - результат живого участия конкретных людей, отдающих развитию университета свое время, вкладывающих свою душу.

Важное место в учебной работе занимает аспирантура, открытая в 1996 году. Тогда были лицензированы только четыре специальности (радиобиология, экологическая геология, экономика и управление народным хозяйством, применение вычислительной техники, математического моделирования и математических методов в научных исследованиях). К десятилетнему юбилею в университете работает аспирантура уже по 12 специальностям: радиобиология, экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам); системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям); управление в социальных и экономических системах; математическое моделирование, численные методы и комплексы программ; теория языка; геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых; геоэкология; общая психология, психология личности, история психологии; германские языки; теория и история государства и права; история правовых учений.

Что является отличительной особенностью аспирантского обучения в университете "Дубна"? В первую очередь, наши аспиранты и соискатели - это будущие преподаватели, университету необходимы свои молодые сотрудники со званиями и степенями. Как правило, вопрос о рекомендациях в аспирантуру решается в процессе защиты дипломных работ или магистерских диссертаций.

Очень важны в подготовке аспирантов ректорские аттестации. Будущие ученые выступают в присутствии ректора с коротким сообщением о своей научной работе. Среди слушателей молодые люди разных специальностей, поэтому доклад нужно подготовить так, чтобы его основные положения были поняты всеми присутствующими. Комментарии и напутствия старших коллег очень полезны и всегда выслушиваются с большим вниманием.

Сейчас в университете открыт совет по защите диссертаций по двум специальностям. Так что появляется возможность защищаться дома, где, как известно, и стены помогают.

Завершая этот краткий экскурс в историю создания и первых лет международного сотрудничества и аспирантуры университета "Дубна", хочу высказать уверенность в том, что оба эти направления деятельности будут способствовать укреплению авторитета университета - как научного, так и учебного - и позволят ему быть настоящим учебно-научным комплексом, готовящим прекрасных специалистов в разных областях науки и образования.