День знаний - это праздник всех поколений. Это расцветшие к сентябрю золотые шары, яркие георгины и гладиолусы. Это свет великих идей и эстафета научного поиска. Это актовые лекции в университетах и первые школьные уроки. Это память, которая возвращает нас к нашим учителям, оставившим для многих поколений свои бесценные заветы.

Я верю в силу разума и возможность гармонии между ним и эмоциями. Нам, людям, нужна вера в благонамеренность будущего, творимого природой и человеком, потеря такой веры означала бы увядание человеческого рода.

Д. И. Блохинцев.

Мне кажется, можно дать простой совет... Нужно выбрать минутку, посмотреть на свое дело со стороны и подумать, много ли еще осталось сделать по сравнению с тем, что уже сделано. Если меньше или примерно столько же, то, возможно, и стоит поискать какое-нибудь другое занятие.

Г. Н. Флеров.

Говорят, что все идеи возникают в молодом возрасте, а потом человек только разрабатывает их. Я думаю, что это не совсем правильно. Но тот круг знаний, которым человек овладел и из которого он черпает свои идеи, в какой-то мере ограничен. И это очень легко почувствовать: есть разница между тем, что знаешь, и тем, чем умеешь пользоваться. Ну, скажем, выучить материал, чтобы сдать экзамен, - нетрудно. Использовать этот же материал, чтобы решить или, тем более, поставить ту или иную проблему, - это уже совершенно иное. А время необратимо - тот круг знаний, которыми вы творчески овладели, тот плацдарм, который вы завоевали еще в молодые годы, останется вашим достоянием на всю жизнь. Чем он шире, тем больше у вас возможностей...

И. М. Франк.

...Я вспоминал Адама Владиславовича Раковского. Он читал на химфаке МГУ курс физической химии, но на его лекции прибегали и студенты с других факультетов. Как-то на одном из занятий мне захотелось "блеснуть" знаниями, и я так запутал вывод уравнения Шредингера, что Раковский с улыбкой напомнил о существовании двух категорий лекторов: в первом случае студенты думают, какой у нас умный профессор и какие мы дураки - ничего не понимаем; во втором случае студенты думают: какой простак наш профессор - все ясно, что он говорил, и какие мы умные - так легко усвоили!

Д. С. Данин.

Есть люди, которые говорят, что наука принесла вред человечеству. Конечно, прогресс науки несет с собой определенную опасность. Но человечество сознательно вступило на такой путь, и этот процесс необратим. И только сама наука может сгладить или облегчить вредные последствия прогресса... Здесь очень важна роль ученых, призванных вести диалог с обществом, вовремя предупреждать о грозящей человечеству опасности и разъяснять суть проблем, решаемых наукой. К сожалению, молодые люди, которые занимаются физикой, часто этим пренебрегают. Они слишком увлечены своей работой, слишком замкнуты в кругу научных проблем, чтобы думать о популяризации физических идей, о высокой просветительской миссии ученых.

А. Хрынкевич.

(Фрагменты из книги Е. М. Молчанова "Беседы о Дубне". ОИЯИ, 2003 г.)