Молодежь и наука


В июле в Дубне проходила летняя школа по современной математической физике, организованная ЛТФ ОИЯИ и ИТЭФ в рамках DIAS - TH (Dubna International Advanced School of Theoretical Physics).

Традиционно высокий уровень лекторов этих школ привлекает в Дубну студентов из ведущих университетов и вузов страны. В этом году на конкурсной основе были отобраны участники школы (в основном, это студенты 3-4 курсов) из МФТИ, Независимого университета (Москва), Киевского и Гомельского университетов, из Санкт-Петербурга, Томска. Как отметили организаторы школы, подводя итоги, - ребята были нацелены на занятия, активно участвовали в семинарах, добросовестно выполняли домашние задания, забрасывали вопросами после лекций преподавателей, некоторые проявили незаурядные способности (что не осталось незамеченным) и кое-кто уже изъявил желание работать в ОИЯИ.

О том, как прошла школа, о будущем молодых ученых наш корреспондент Надежда Кавалерова побеседовала с профессором А.Т.Филипповым, заместителем директора ЛТФ А.А.Сориным и ученым секретарем лаборатории В.И.Журавлевым сразу же после заключительной лекции.

Александр Тихонович, вы проводите уже не первую теоретическую школу для молодых, расскажите об особенностях только что завершившейся. Удовлетворены ли вы ее результатами?

А.Т.Филиппов: Мы проводим школы регулярно, вкладываем силы, изыскиваем средства, школы проходят успешно, но полной "отдачи" я пока не вижу. Мы хотим, чтобы нам на смену пришли молодые таланты, но куда они придут, если даже министр образования и науки говорит, что в стране слишком много научных институтов и ученых, слишком много вузов - их должно быть меньше. Что это значит? Можно только догадываться о дальнейших шагах правительства. Поэтому, наверное, самые сильные ребята уедут из России, а когда отношение к науке в стране изменится, некоторые, может быть, вернутся. Есть такие примеры - молодые люди, проработавшие за границей много лет, тем не менее предпочитают вернуться на родину, не терять российское гражданство. Но многие и остаются - это личный выбор каждого. После выступления председателя правительства России перед академической общественностью стало ясно, что в стране готовится сокращение финансирования на фундаментальную науку, в том числе и вузовскую. Говорят, что ректор МГУ предложил своим коллегам, ректорам вузов, активно выразить протест, но его не поддержали, Мы знаем, что недавно в ответ на действия французского правительства по сокращению ассигнований на науку и высшее образование на улицы Парижа вышло огромное количество студентов, преподавателей и научных сотрудников, и правительство отступило. У нас другая ситуация. Поэтому на вопросы наших молодых ученых, участников школ: "А что дальше? Куда идти?" - отвечать трудно.

Сейчас началась правительственная ревизия вузов. Может, это и правильная мера?

А.Т.Филиппов: Это будет правильно при условии, если с тех вузов, которые дают плохие знания, снимут бюджетные деньги и отдадут их тем, кто работает хорошо, чьи дипломы высоко ценятся. Но, думаю, это не произойдет. Тем не менее, несмотря на все трудности, молодежью надо заниматься. Ведь проблема преемственности стоит очень остро. Сейчас есть наше поколение - это ученики учеников очень крупных ученых, а потом начинается большой провал - сорокалетних активных ученых почти нет. Может так случиться, что когда-нибудь наша страна опомнится, поймет, что без большой науки жить нельзя, начнется ее финансирование, а работать будет некому. Страна, в которой нет научной интеллигенции, не может иметь будущего. С этим просто так нельзя согласиться, и вот мы, люди из нескольких научных институтов, где действительно занимаются молодежью: МИАН имени В.А.Стеклова, ОИЯИ, ИТЭФ, МГУ считаем, что надо плыть против течения, надо действовать, хотя нам и не дано предугадать результат этих действий.

В этом году на школе было мало студентов из "дальнего зарубежья". Это тоже показатель общей мировой тенденции - везде идет сокращение государственных ассигнований на науку, но во многих странах Европы, в США и Канаде действует система воспитания молодых ученых. Кроме того, в этих странах существуют благотворительные фонды. В Германии, например, очень разнообразная, многоступенчатая государственная программа работы с молодыми учеными. Еще несколько лет назад в США было много студентов и молодых ученых из Китая. Сейчас страна забирает их назад, создаются благоприятные условия, предлагаются высокие зарплаты. У нас же в стране нет ни системы работы с молодыми учеными, ни фондов. Все в основном держится на энтузиастах. Мы, как те лягушки из сказки - бьем по молоку лапками, взбивая его в сметану.

В.И.Журавлев: Чтобы найти талантливого ученого, нужно пропустить, образно говоря, через " сито" очень многих, причем, с первых курсов, а лучше со школьной скамьи. Таланты надо отбирать, иначе ничего не получится. В нашей стране в свое время была очень хорошая система отбора, это общепризнанный факт.

А.Т.Филиппов: Я с восьмого класса увлекся физикой, стал посещать кружок при физфаке МГУ, и знаю, что при других факультетах и вузах тоже были различные кружки. Кстати, из нашего кружка вышло много известных математиков и физиков, есть и академик. В науке важен свободный выбор, возможность себя проявить...

По какому принципу формируется программа школы?

Мы пришли после некоторого экспериментирования к такой системе - даем регулярные курсы учебного характера: семинары, задания, проводим тестирование. Группа известных молодых ученых из ИТЭФ под руководством члена-корреспондента РАН А.Морозова провела в этом духе очень большую работу со студентами. Кроме того, были прочитаны более "продвинутые" лекции по актуальным вопросам науки, например, по астрофизике, космологии, новым некоммутативным методам в теории поля. Думаю, что это наиболее жизненная модель обучения. Очень важно, что для чтения лекций приглашаются ученые с мировой известностью. Таким образом, ребята получают знания из первых рук от классных специалистов. На этой школе лекции по некоммутативным методам прочитал академик А.Славнов, по космологии - член-корреспондент А.Старобинский, один из авторов теории "инфляционной" Вселенной, по теории матричных моделей - крупный специалист в этой области профессор В.Казаков. Конечно, слушатели школы, не все сразу поймут, но впечатление о масштабах современной науки останется. Одна из задач школы - расширить кругозор молодых ученых, потому что придумать в науке что - то новое, оставаясь узким специалистом, невозможно.

Как проявляются ребята на таких школах?

По-разному. Для меня, в частности, важно, какие вопросы они задают.

А.А.Сорин: Мы проводим тестирование, чтобы понять, насколько усвоен материал, то есть имеем обратную связь. Обращаем внимание и на дисциплину. Часть ребят из Москвы даже отправить назад собирались за плохое посещение занятий, устроили им что-то вроде зачета. После чего решили оставить. В этот раз состав школы имел широкий спектр участников - от первокурсников до аспирантов. 5 студентов 1-го курса, 5 - второго, 25 - студентов 3, 4-го курсов, 10 - с пятого и шестого и аспиранты. Но все они были более - менее подготовлены, потому что с ними заранее проводилась работа, были уже ветераны наших школ, которые знали, куда и зачем едут. Важно отметить, что были представлены ведущие вузы стран участниц - МГУ, МФТИ, Московский Независимый институт, Санкт-Петербургский политехнический, Киевский университет, Киевский политех, Гомельский университет, Томский университет. "Дальнее зарубежье" было представлено двумя участниками - из Болгарии и Германии. В этот раз состав слушателей был очень сильный. Желающих приехать на школу оказалось значительно больше, чем мы могли принять. В наше трудное время проводить мероприятия такого рода очень сложно - ребята жили в "Ратмино" на полном пансионе, был организован учебный процесс и досуг. Поэтому отбор на школу был достаточно серьезный, конечно, мы заинтересованы поддерживать перспективных студентов - тех, кто хочет остаться в науке. Наша цель также в том, чтобы часть этих ребят осталась работать в ОИЯИ.

Программа DIAS способствует этому и мы будем развивать ее вместе с нашими коллегами из стран-участниц ОИЯИ несмотря на все трудности и проблемы.