В зеркале прессы


Уже изначально было ясно, что ядерная наука не должна замыкаться в засекреченных лабораториях. Несмотря на противостояние двух сверхдержав, а следом и двух политических систем, ученые разных стран ощутили необходимость международного сотрудничества для развития этой фундаментальной области знаний, мирного использования атомной энергии. Быстро возрастающие сложность и глубина научных исследований, охват интересов многих стран, особая масштабность затрат потребовали объединения материальных и интеллектуальных ресурсов стран мира.

В 1954 году близ Женевы был создан Европейский центр ядерных исследований (ЦЕРН) с целью консолидации усилий западно-европейских стран в изучении фундаментальных свойств микромира, а через полтора года (26 марта 1956 г.) по инициативе правительства Советского Союза в Дубне был основан Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ).

Созданные фактически как «политические конкуренты» на ниве науки, ЦЕРН и ОИЯИ буквально с самого начала явили образец плодотворного международного сотрудничества в освоении мирного атома. Научные контакты ЦЕРН и ОИЯИ успешно развиваются из года в год. Они включают в себя и реализацию крупнейших совместных проектов, и проведение совместных научных форумов, в том числе молодых ученых. ОИЯИ наряду с рядом российских научных центров участвует в сооружении в ЦЕРН Большого адронного коллайдера (LHC) и уникальных детекторов, которые будут на нем установлены.

Выдающийся французский физик Фредерик Жолио-Кюри, имя которого носит одна из центральных улиц институтской части Дубны и который бывал в этом городе, сказал: "Дружеские интернациональные связи, которые устанавливаются между учеными, препятствуют иссушающей изоляции и шовинизму. Быстрый прогресс науки - не зависит ли он от кооперации ученых всех стран, больших и малых, с их собственными традициями и особенностями?.. Ученые приобретают неизменно усиливающееся сознание интернационального характера Науки, назначением которой является открытие Истины и служение Человечности".

Не случайно в рамках Дипломатического клуба и тематической выставки «Наука сближает народы» в октябре 2003 года были отмечены знаменательные достижения взаимодействия двух крупнейших международных научных коллективов.

Представитель генерального директора ЦЕРН доктор Н. Кульберг в своем выступлении особо подчеркнул, что исследования, которые проводятся в этом центре, не могут иметь ни военного, ни коммерческого, ни национального характера, а его деятельность является абсолютно открытой и предполагает участие как организаций, так и отдельных ученых из всех европейских стран. После падения Берлинской стены странами-участницами ЦЕРН стали многие бывшие социалистические страны Восточной Европы, и, что примечательно, почти все они (кроме Венгрии) сохранили свое членство в ОИЯИ.

Немало примеров того, как ученые опережали политиков, преодолевая политическое противостояние разных государственных систем. Когда в Лаборатории ядерных реакций ОИЯИ ставился эксперимент по синтезу 114-го элемента Периодической системы Менделеева, для изготовления мишени понадобился уникальный элемент — плутоний-244. Во всем мире небольшой его запас имелся только в США, где он был наработан в ходе подземных ядерных испытаний в штате Невада. Но Государственный департамент наложил вето на его вывоз из страны. Однако американские ученые смогли преодолеть этот запрет! Плутоний-244 оказался в Дубне, и учеными Объединенного института в сотрудничестве с физиками из Ливерморской национальной лаборатории Гиннесса.

В свою очередь, когда при создании установки CMS для самого мощного в мире ускорителя – Большого адронного коллайдера в ЦЕРН – понадобилось значительное количество латуни, найти ее удалось на военных складах российского Северного флота в Мурманске: в переплавку были пущены артиллерийские снаряды.

В ЦЕРН и ОИЯИ подготовлено много высококвалифицированных специалистов в области современной ядерной физики для разных стран. Оба международных центра уделяют очень большое внимание применению результатов фундаментальных исследований в прикладных областях. Это и лечение онкологических заболеваний, и применение пропорциональных камер в медицине, и компьютерная томография, и система гипертекстовой информации WWW в компьютерной сети Internet, и перспективная чистая ядерная энергетика и т.д.

Широкая мировая общественность признает, что заслугой ОИЯИ и ЦЕРН являются не только замечательные достижения в области фундаментальной науки, но и их исключительно важный вклад в дело сближения народов нашей планеты.

В последние годы этот огромный позитивный опыт успешно применяется при создании в Иордании под эгидой ЮНЕСКО Международного центра по исследованиям и новым технологиям SESAME, в котором странами-участницами являются Израиль, Палестинская автономия, Иран, Иордания, Турция, Египет и другие. Ключевая роль в организации и реализации проекта SESAME принадлежит немецкому ученому профессору Хервигу Шопперу, генеральному директору ЦЕРН в 1981-1988 годах, президенту Европейского физического общества в 1995-1999 годах, кавалеру российского ордена "Дружбы". Создание нового Международного центра SESAME, являясь весомым вкладом в научно-техническое и экономическое развитие всех стран Ближнего Востока, будет, несомненно, способствовать сближению народов и мирному урегулированию политических и национальных конфликтов Ближневосточного региона.

История научного центра в Дубне фактически берет свое начало с середины прошлого столетия. В 1947 году по инициативе группы ученых во главе с академиком Игорем Курчатовым в 120 км от Москвы началось строительство крупнейшего по тем временам ускорителя - синхроциклотрона, который был успешно запущен к концу 1949 года. И сразу здесь развернулась широкая программа фундаментальных и прикладных исследований высококвалифицированного международного коллектива ученых-ядерщиков, принесшая поистине знаменательные результаты.

За неполных пять десятилетий своего существования ОИЯИ стал крупнейшим многоплановым научным институтом. Сегодня это всемирно известный центр фундаментальных ядерных исследований, оснащенный первоклассным оборудованием. Разумеется, главный «капитал» ОИЯИ — это ученые, которым по плечу решение самых трудных проблем физики микромира. Академик Николай Боголюбов — один из крупнейших ученых XX столетия, создатель научных школ в математике, механике и физике, без малого 25 лет стоял во главе нашего Института. ОИЯИ по праву гордится научными школами, основанными Александром Балдиным, Дмитрием Блохинцевым, Ван Ганчаном, Владимиром Векслером, Вацлавом Вотрубой, Бруно Понтекорво, Леопольдом Инфельдом, Моисеем Марковым, Георгием Наджаковым, Генриком Неводничанским, Георгием Флеровым, Ильей Франком, Хорием Хулубеем и многими другими всемирно признанными учеными-физиками.

В Дубне впервые реализован предложенный академиком В.И. Векслером принцип автофазировки, которые лежит в основе большинства современных ускорителей заряженных частиц. Широку. Мировую известность имеют крупномасштабные эксперименты по синтезу новых сверхтяжелых элементов, которые ведутся в лаборатории имени Г. Н. Флерова и были инициированы самим Георгием Николаевичем. Фундаментальные работы Бруно Понтекорво по нейтринным осцилляциям, которые сегодня определяют программы ведущих лабораторий мира, - это тоже Дубна, ибо Бруно Максимович проработал в нашем Институте более 40 лет.

В стенах ОИЯИ были подготовлены тысячи специалистов высшей квалификации для всех стран-участниц. Пре­зиденты многих национальных академий наук, ректоры университетов, руководители крупных научных коллективов прошли школу ОИЯИ. Среди них президент Вьетнамской АН Нгуен Ван Хьеу, президент АН Грузии Альберт Тавхелидзе, крупный российский ученый и организатор науки, многолетний вице-президент АН ССР и ректор МГУ академик РАН Анатолий Логунов, председатель Троицкого научного центра и директор Института ядерных исследований РАН академик Виктор Матвеев. До недавнего времени Академию наук Китая возглавлял академик Чжоу Гуанджао. Все они вопитанники Дубны. Десятки лет в Институте работают ученые с мировым именем академики РАН Юрий Оганесян и Дмитрий Ширков.

С начала 90-х годов начался качественно новый этап деятельности института. Перестройка, распад социалистического лагеря и СССР, жестокий экономический кризис во многих странах-участницах — все это сделало положение ОИЯИ критическим. Однако институт выстоял. Выстоял благодаря усилиям многих видных ученых и государственных деятелей, благодаря высочайшему уровню проводимых в нем теоретических и экспериментальных исследований, его уникальной научной базе. В 1992 году был образован Международный ученый совет ОИЯИ, в который вошли ведущие специалисты из крупнейших исследовательских центров мира. Были созданы также международные программно-консультативные комитеты.

Физику называют «авангардом естествознания». В ОИЯИ развивается целый ряд актуальных направлений этой науки как фундаментального, так и прикладного характера. Нашими партнерами являются около 150 научно-исследовательских институтов, вузов и промышленных предприятий России. Особое место в этом сотрудничестве занимают Российская академия наук, Министерство атомной энергии, Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации. Связь ОИЯИ с правительством России координирует академик М.П.Кирпичников.

Физика элементарных частиц, или, как ее часто называют, физика высоких энергий, - это самый прямой путь познания структуры материи в ультрамалых пространственно-временных масштабах. Ученые ОИЯИ ведут эксперименты по этой программе не только у себя в Дубне, но и в других научных центрах — в Институте физики высоких энергий (Протвино, Россия), в ЦЕРН, в Национальной ускорительной лаборатории имени Ферми и Брукхейвенской национальной лаборатории (США), на Германском электронном синхротроне (ФРГ) и т.д.

В исследованиях по ядерной физике очень важное место занимает синтез новых сверхтяжелых элементов. ОИЯИ принадлежит мировое лидерство в этой области. И не случайно, что в 1997 году в таблицу Менделеева под номером 105 занесен элемент под названием «Дубний».

Физика конденсированных сред – бурно развивающаяся область, связанная с использованием экспериментальных методов ядерной физики для изучения физических явлений в твердых телах, жидкостях и новых свойств материалов. Объединенный институт располагает уникальным исследовательским импульсным реактором ИБР-2, являющимся экспериментальной установкой мирового класса.

Надо отметить, что в ОИЯИ всегда большое значение придавалось образованию и подготовке молодых кадров. Сейчас, например, развертывается очень интересная программа «продвинутого обучения» для физиков-теоретиков. Институт стремится помочь и вузовскому образованию. У нас имеются очень прочные связи с нашими традиционными партнерами – МГУ, МФТИ, МИФИ, с Международным университетом природы, общества, человека «Дубна», а также с вузами Воронежа, Твери, Томска, Тулы, Саратова и других городов и регионов России.

Временем доказано, что ЦЕРН и ОИЯИ последовательно и успешно идут к научным открытиям и прикладным решениям, сулящим неоценимую пользу всему человечеству, превращающимся в решающий фактор мирового научно-технического прогресса и социального развития. Несомненно, сохранится и лидирующая роль ОИЯИ и ЦЕРН в деле сближения и взаимопонимания людей и народов, благодаря важности проводимых ими исследований для всего человечества и их мирной направленности. Таким образом, политика и дипломатия могут многому научиться у науки, а международное сотрудничество в такой области, как мирная ядерная энергетика, превращается в реальную базу солидарной политики мира.

Академик В.Г. Кадышевский,
директор ОИЯИ
Профессор А.Н. Сисакян,
вице-директор ОИЯИ