Визиты


Шесть лет проработал в ЛНФ вьетнамский физик Май Хань Чан. В 1983 году он вернулся на родину. Работал на исследовательском реакторе в городе Далат, возглавлял исследования по ядерной физике. В 1994 году вместе с семьей уехал в США, через несколько лет получил американское гражданство. Занялся менеджментом в области финансов, основал свою компанию. В конце июня господин Чан вновь побывал в ОИЯИ, в Лаборатории нейтронной физики с ознакомительным визитом для обсуждения возможностей сотрудничества.

- В этой лаборатории я больше 20 лет назад изучал физику деления, занимался вместе с А.В. Стрелковым и В.К. Игнатовичем ультрахолодными нейтронами. Я всегда интересовался детекторами разных типов. Ц. Пантелеев и Ю.Н. Григорьев - опытные специалисты по детекторам, с ними всегда было интересно обсудить какие-то тонкости. Вообще в ОИЯИ работают высококлассные, высокопрофессиональные специалисты.

Когда я вернулся во Вьетнам, то работал на исследовательском 250-киловаттном реакторе в Далате. У него интересная история. Построили его американцы, но в 1975 году они вывезли реакторное ядерное топливо. Когда я приехал во Вьетнам, реактор был совершенно пуст. Вьетнам подписал договор с СССР и получил новое топливо для реактора. Мы провели восстановительные работы и подняли его мощность до 500 кВт. Вместе с работавшими у нас советскими специалистами я участвовал в доводке реактора до критического режима. Мы вычисляли и следили за изменением мощности шаг за шагом - это была очень ответственная и интересная работа. Я считаю, мне повезло, что я в ней участвовал. Восстановленный реактор запустили в 1983 году, и до сих пор он работает. В настоящее время это единственный в мире реактор, в котором корпус американский, а топливо советское - "пример тесного сотрудничества двух стран".

- Ваш отец тоже приезжал в ОИЯИ...

- Да, в начале 80-х годов он занимал пост заместителя председателя постоянного комитета Национального Собрания Социалистической Республики Вьетнам и приезжал в Дубну в 1981 или 82-м году. Точно не помню. Я был его переводчиком, когда он встречался с Ильей Михайловичем Франком и главным инженером ЛНФ. Он много сделал для развития отношений наших стран, был заместителем председателя Общества вьетнамско-советской дружбы, его заслуги дважды отмечены советским орденом Дружбы Народов.

- Как сложилась ваша жизнь в США?

- Можно сказать, что удачно. Хотя я поменял область деятельности довольно сильно - сейчас я занимаюсь финансовым менеджментом, - но фундаментальные знания и мой опыт и навыки исследовательской работы мне очень пригодились. Это определяет профессиональный стержень человека, заставляет его расти. А мне лично мой прошлый научно-исследовательский опыт добавляет авторитета у клиентов и партнеров.

- Но, наверное, к опыту физика вы добавили специальное образование?

- Разумеется, я окончил курсы в университете Дж. Вашингтона по обработке информации и документов. Сегодня я работаю в довольно крупной финансовой компании CFC, которая занимается инвестированием в области электроэнергии и телекоммуникаций. Я занимаюсь вопросами использования вложенных финансов.

Несколько лет назад мы с друзьями основали консалтинговую компанию "Нigh Tech Solutions", президентом которой я и стал. Я участвовал в разработке более 20 проектов в разных областях с объемом инвестиций в несколько сотен миллионов долларов для Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга, Германии и США. Все эти проекты были очень успешными. Я делал для них предварительные исследования, просчитывал возможные потери и прибыль, готовил официальные документы, искал необходимых партнеров, договаривался с местными чиновниками, боролся с ними за экономию каждого доллара инвестиций.

Когда в нашу компанию приходит новый клиент, я никогда не спрашиваю: "А сколько вы мне заплатите за работу?". Мне в первую очередь всегда важно сначала познакомиться с проектом, узнать все подробности, и показать клиенту, как лучше защитить свои интересы. Я считаю, что каждый проект должен быть выгодным обоим: и мне и моему клиенту. Успех должен быть обоюдным, тогда это настоящий бизнес. В этом заключается культура бизнеса, которую нужно воспитывать, и в нашей финансовой компании этим занимаются на специальных семинарах для сотрудников.

- Кроме Дубны вы побывали в Москве и Обнинске. Какими вы их нашли через 20 лет?

Дубна и Обнинск - очень красивые и тихие города. Я общался с искренними, доброжелательными, радушными людьми. В Обнинск я приезжал к старым друзьям, это всегда приятно. Москва - очень красивый город. Я часто бывал в Нью-Йорке, Вашингтоне, Сан-Франциско, Лас-Вегасе, и могу сказать, что Москва очень красива. Более того, она очень скоро может стать самым красивым городом мира, когда завершатся многочисленные стройки.

Россия - богатая и красивая страна с разнообразным природным ландшафтом, но вам не хватает денег. Многие из тех, с кем я общался в этой поездке, жалуются на большой разрыв между богатыми и бедными. Это забота правительства - уменьшить разрыв с помощью прогрессивных налогов. Америка и сильна потому, что она умеет собирать налоги. Я очень люблю Россию, мне нравится, как вы живете, и я верю, что вы скоро будете жить и богаче - все, а не только некоторые!

Беседовала Ольга Тарантина

Эти снимки сделаны более 20 лет назад в Дмитрограде на экспериментах по исследованию ультрахолодных нейтронов
и любезно предоставлены для газеты коллегами Май Хань Чана из ЛНФ.
На левом снимке он второй слева; на провом - первый справа.