Советуем прочесть


...Когда говорят о каких-то клановых решениях жюри, о предопределенности, о сговоре - я ничему этому не верю. Все решения жюри, в которых я участвовала, диктовались столкновением индивидуальностей и игрой случая. (Алла Латынина, «Русский журнал» www.russ.ru)

В современной России учреждено более трехсот литературных премий. Известностью пользуются единицы – именно их лауреаты представлены в нашем кратком библиографическом обзоре.

Литературные премии поэтического журнала «Арион» 2004 года жюри постановило присудить: поэту Ирине Ермаковой «за приоритет личностного образа в поэзии»; поэту Илье Фаликову «за подлинность и самостоятельность поэтического пути».

«...А были у меня в 2003 году неприятности, связанные с поэзий? Были. Тимур Кибиров, Лев Лосев, Владимир Салимон — поэты, в чьих стихах я просто физически нуждаюсь, ничего нового не опубликовали. Грустно, конечно, но ведь новый год впереди.» (Цитируем «Немзерески» - заметки литературного критика Андрея Немзера, http://www.ruthenia.ru/nemzer/).

Литературная премия имени Аполлона Григорьева была учреждена в 1992 году Академией русской современной словесности совместно с Росбанком. Претендентов премии определяют литературные критики – члены Академии, то есть профессиональные читатели, выбирает лауреатов сменное жюри. В 2003 году большая премия имени Аполлона Григорьева присуждена М.Вишневецкой за повесть «А.К.С. (Опыт любви)», малые премии – С. Гандлевскому за роман «НРЗБ» и А. Геласимову за повесть «Жажда». Напомним, что в шорт-лист премии 2004 года входили киносценарист, поэт и прозаик Юрий Арабов, известный всем Борис Натанович Стругацкий (он же С. Витицкий) и человек-призрак Виктор Пелевин. Действие отмеченного премией романа Юрия Арабова «Биг-Бит» (опубликованного впервые в журнале «Знамя» и выпущенного недавно издательством «Андреевский флаг») происходит в семидесятые годы - в Москве, на Западе и в мечтах...

«Шестерка финалистов четвертой премии Юрия Казакова выглядела весьма достойно – угадать лауреата в таком случае трудно» (Немзерески). На награду обоснованно претендовали Афанасий Мамедов («Письмо от Ларисы В.» - «Дружба народов» N 9), Сергей Солоух («Метаморфозы» - «Знамя» N 12), Юрий Горюхин («Канцелярский клей Августа Мебиуса» - «Бельские просторы» N 11), Дмитрий Притула («Счастливый день» - «Нева» N 9). Лауреатом премии имени Юрия Казакова за лучший рассказ 2003 года стала Ирина Полянская – «Утюжок и мороженое» - «Знамя», 2003, N 1.

«Чем мучительнее боль, тем ощутимей гармоническая точность композиции и кристальная ясность слога. Красота не спасает, но позволяет держаться битве с черным мороком бытия  - битве, которую много лет ведет Ирина Полянская... Жюри могло принять другие достойные решения - и все же сделало лучший выбор...» (Немзерески).

«Национальный бестселлер» - Российская национальная литературная премия имеет репутацию самой независимой и никому не подконтрольной. Два года назад она открыла широкой публике писателя Леонида Юзефовича с его романом «Князь ветра», а год назад увенчала своим дипломом роман Александра Проханова «Господин Гексоген». Финалистом премии 2003 года стал Гаррос-Евдокимов (под этим псевдонимом пишут рижане Александр Гаррос и Алексей Евдокимов) с романом «Голово[ломка]» ( СПб., Лимбус-Пресс, 2002).

Новым лауреатом премии «Национальный бестселлер» стал Виктор Пелевин. «Волей малого жюри... Пелевин оттеснил своих конкурентов, выброшенных в свет «голосовательной машиной» жюри большого» (Немзерески), хотя лидировал в шорт-листе «Месяц Аркашон» Андрея Тургенева (СПб., «Амфора»). Серьезным претендентом считался также С. Витицкий («Бессильные мира сего»).

«Культовость сочинений С.  Витицкого держится не только общеинтеллигентской истовой любовью к братьям Стругацким, но и умением автора соответствовать своеобразию текущего момента. Высокомерного скептицизма и отвращения к насквозь бессмысленному, жесткому и коварному бытию в романе «Бессильные мира сего» не меньше, чем в «ДПП (nn)». И сочувствия к главному герою, натворившему чертову тучу странных и страшных дел, но все равно — неподсудному, там тоже не меньше, чем у Пелевина, низвергшего и «опустившего» центрального персонажа романа «Числа», но в конце концов позволившего ему выскользнуть из мира тотальной лажи в вожделенное «никуда» (пустоту, Внутреннюю Монголию и т. п.), на сей раз поименованное всего лишь «шенгенской зоной».» (Немзерески)

Премия Андрея Белого среди других российских литературных премий занимает особое место: учрежденная в 1978 году редакцией ленинградского самиздатского журнала "Часы", она стала первой в истории России регулярной негосударственной наградой в области культуры. Материальным содержанием премии с момента основания остаются такие символические единицы, как один рубль, бутылка водки и яблоко. Их вручение лауреатам состоялось в Санкт-Петербурге в конце декабря.

Премии Андрея Белого 2003 года присуждены: поэзия - Михаилу Айзенбергу за цикл стихотворений "В метре от нас", за неуютную, лишающую покоя чеховскую ноту в доверительном и изощренном поэтическом монологе; проза - Маргарите Меклиной за героическое неразличение реального и возможных миров, за книгу "Сражение при Петербурге" – побочный трофей этого неразличения; гуманитарные исследования - Владимиру Топорову за обнаружение и расшифровку зыбкого петербургского палимпсеста в книге "Петербургский текст русской литературы”, за революционные методологические достижения, не отлившиеся в догму; за особые заслуги перед русской литературой - Андрею Монастырскому, зачинщику "московского романтического концептуализма", своим творчеством обозначившему и удержавшему разрыв между новым и новейшим искусством.

Литературная премия "Ясная поляна" учреждена в 2003 году. Ее учредителями стали Государственный мемориальный и природный заповедник "Музей-усадьба Л.Н. Толстого" и Samsung Electronics. В прошлом году лауреатом в номинации "За выдающееся художественное произведение русской литературы" стал Виктор Лихоносов с повестью "Осень в Тамани", лауреатом в номинации "За выдающееся дебютное произведение русской литературы" - Владислав Отрошенко с повестью в рассказах "Двор прадеда Гриши".

Имена номинантов этого года: за большую премию будут бороться Василий Аксенов («В поисках жанра»), Василий Белов («Привычное дело»), Борис Екимов («Холюшино подворье»), Олег Ермаков («Афганские рассказы»), Владимир Крупин («Живая вода»), Михаил Рощин («Шура и Просвирняк»); то есть «сочинения, появившиеся в 1960-х, 70-х, 80-х годах и вошедшие если не в школьные, то в вузовские учебники» (Немзерески).

В конце 2001 года редакцией журнала "Знамя" при поддержке издательства "ЭКСМО-пресс" учреждена новая ежегодная литературная премия за произведения в жанре повести – премия Ивана Петровича Белкина, названная именем известного пушкинского персонажа. Выдвигать кандидатов могут лишь редакции журналов и издательства. Первым лауреатом этой премии стал в 2002 году С. Бабаян с повестью "Без возраста". В 2003 году лауреатом премии Ивана Петровича Белкина названа М. Вишневецкая с повестью "А.К.С. (Опыт любви)". В нынешнем году главной премии имени Ивана Петровича Белкина удостоена повесть питерца Валерия Попова «Третье дыхание» («Новый мир», N 5, 6). «...В «Третьем дыхании» есть подлинный трагизм, из низкого материала возникает высокое искусство» (Е. Рейн). Оба основных конкурента автора «Третьего дыхания» - Ирина Поволоцкая («Юрьев день») и Андрей Дмитриев («Призрак театра») - в последние годы удостоились престижных наград: Поволоцкая - малой «аполлонгригорьевки» в 1998 году за «Разновразие», Дмитриев - большой в 2002 за «Дорогу обратно».

Напомню, что солженицынскую премию 2003 года разделили Ольга Седакова и Юрий Кублановский. Литературная премия Александра Солженицына 2004 года впервые присуждена деятелям искусства - режиссеру Владимиру Бортко и артисту Евгению Миронову. Владимир Бортко отмечен премией "за вдохновенное кинопрочтение романа Достоевского "Идиот", вызвавшее живой народный отклик и воссоединившее современного читателя с русской классической литературой в ее нравственном служении". Евгений Миронов отмечен наградой "за проникновенное воплощение образа князя Мышкина на экране, дающее новый импульс постижению христианских ценностей русской литературной классики». «Премия Солженицына называется «литературной». Нынешнее решение не колеблет, но укрепляет этот значимый эпитет. Потому что литература не существует без читателей, а истинный читатель не только постигает мысль автора, но и приобщает к открывшемуся ему опыту других. Кто-то - только своих родных, детей, близких; кто-то - многомилионную аудиторию. Такие замечательные читатели и стали новыми лауреатами премии Солженицына». (Немзерески)

Премия имени Булата Окуджавы учреждена в 1997 году и присуждается указом президента Российской Федерации по представлению Комиссии при президенте Российской Федерации по Государственным премиям Российской Федерации в области литературы и искусства за создание произведений в жанре авторской песни и поэзии, вносящих вклад в российскую культуру. Среди лауреатов премии имени Булата Окуджавы - Юлий Ким, Александр Дольский, Юрий Ряшенцев. Владимир Путин, рассмотрев предложение комиссии при президенте России по Государственным премиям РФ в области литературы и искусства, подписал указ о присуждении премии имени Булата Окуджавы 2003 года Изабелле (Белле) Ахмадулиной. «Я это воспринимаю как весть от Булата» (Белла Ахмадулина).

Список произведений, допущенных на соискание Государственных премий Российской Федерации в области литературы 2003 года: «Час шестый» В. Белова; сборник «Виражи времени» А. Дементьева; роман «Прошедшие войны» К.Х. Ибрагимова; роман «Адыги» (автор И. Машбаш); сборник стихотворений «Шелк» М. Синельникова. Роман «Час шестый», удостоенный премии, - заключительная часть трилогии о коллективизации в судьбах российского крестьянства, продолжение «Канунов» и «Года великого перелома».

Литературные премии в области фантастики вручены:

«Бронзовая улитка» - Кириллу Бенедиктову за роман «Война за «Асгард»»; Геннадию Прашкевичу за повесть «Белый мамонт»; Леониду Каганову за рассказ «Хомка»; Киру Булычеву за цикл очерков «Падчерица эпохи» (посмертно); премия «Русская фантастика» - С. Витицкому за роман «Бессильные мира сего»; премия «Интерпресскон»: С. Витицкому за роман «Бессильные мира сего»; Е. Лукину за повесть «Чушь собачья»; Леониду Каганову за рассказ «Хомка»; Сергею Анисимову за дебютный роман «Вариант «Бис»»; за сверхкороткий рассказ «Атланты» - Олегу Овчинникову; Киру Булычеву за цикл очерков «Падчерица эпохи» (посмертно); за иллюстрации – Яне Ашмариной; за оформление обложки – Владимиру Бондарю; а также премия вручена издательству «ЭКСМО».

Литературную премию имени Александра Беляева получили: Олег Коротцев - за книгу "Астрономия. Популярная энциклопедия"; Анна Овчинникова - за книгу "Легенды и мифы Древнего Востока" (специальная премия жюри); Антон Первушин - за дилогию "Битва за небеса".

В Петербурге на VIII Конгрессе фантастов России в десятый раз вручили литературную премию "Странник". Лучшим фантастическим произведением крупной формы назван роман Святослава Логинова "Свет в окошке". В номинации "средняя форма" победила повесть Елены Хаецкой "Прах", в номинации "малая форма" премия вручена Леониду Каганову за рассказ "Эпос хищника". Премия «Паладин фантастики» присуждена Киру Булычеву (Игорю Всеволодовичу Можейко) посмертно. Роберт Шекли стал лауреатом премии «Мастер издалека».

Теперь о Букеровской премии. «...Будущее букеровское жюри отдыхает. Выбирать ему пока практически не из чего: «Жизнь ни о чем» Валерия Исхакова («Дружба народов» NN 7—8; на мой взгляд, лучший роман года; кстати, прошлогодний - и тоже превосходный - роман «Легкий привкус измены» издан «Вагриусом» и лег в основу мхатовского спектакля), «Мене, текел, фарес» Олеси Николаевой (в книжном издании «Эксмо» «конспект романа», опубликованного в N 5 «Знамени» сильно расширен), «Новгородский толмач» Игоря Ефимова («Звезда» NN 10–11; впрочем, на исторические романы у нас принято смотреть с пренебрежением) да - с изрядной натяжкой - «Кенигсберг» Юрия Буйды («Новый мир» N 7; вещь любопытная, но безусловно варьирующая прежние удачи автора)... Людмила Петрушевская написала роман, а издательство «Эксмо» выпустило его в свет. Называется он «Номер один, или В садах других возможностей». ...Главным событием года роман уже объявили... Я же не могу назвать «новую» книгу Петрушевской иначе, как, используя ее же оборот, еще одной «дикой животной сказкой»... Вся надежда на первую половину 2004-го («букеровский» год, как известно, не совпадает с календарным).(Немзерески)

...Что же до уже отработавшей букеровской судейской коллегии (в ее ведение попадала первая половина 2003 года), то вновь могу подосадовать: «Все и каждый» Анатолия Наймана («Октябрь», NN 1–2; позднее выпущен «Эксмо») и «Год обмана» Андрея Геласимова (М., «О.Г.И.») вещи куда более значительные и смелые, чем три из шести романов, попавших в последний шорт-лист (считая и снискавший лавры не-роман Рубена Давида Гонсалеса Гальего «Белое на черном»)… Игнорировать такую прозу - изобретательную, точную в парадоксальности, каждой фразой напоминающую, что литература - это искусство слова, но никогда не жертвующую смыслом - игнорировать такую прозу, мягко говоря, расточительно.» (Из Немзересок)

Каждому своё? И где взять столько своего, чтобы - каждому? (Евгений Кащеев)

Составила Галина Соловьева,
библиограф