Интервью в номер


Физик-теоретик по специальности, до недавнего времени сотрудник Лаборатории теоретической физики имени Н.Н. Боголюбова, ныне - проректор университета "Дубна" Дмитрий Владимирович Фурсаев отвечает на вопросы корреспондента еженедельника "Дубна" Надежды Кавалеровой.

Как бы вы могли оценить сегодняшнее состояние и перспективы университета "Дубна"?

Международный университет "Дубна" открылся 1 октября 1994 года и в этом году у него первый юбилей. Я считаю, что за десять лет (а вспомним, какими были эти годы для нашей страны) команде под руководством ректора университета Олега Леонидовича Кузнецова при содействии администрация города удалось сделать очень много. Давайте обратимся к некоторым фактам. Когда университет открылся, в нем велась подготовка по четырем специальностям. В настоящий момент количество специальностей в самой Дубне 23, а количество студентов приближается к двум тысячам. Помимо этого университет теперь имеет филиалы в городах Подмосковья Дзержинском, Дмитрове, Протвино и в поселке Котельники. Там по четыре дополнительным специальностям в сумме обучается около тысячи человек. Следовательно, общая численность студентов университета "Дубна" приближается к трем тысячам. Для сравнения, в соседнем Тверском университете число студентов около 12 тысяч, а число студентов младших курсов (undergraduates) университета в Ла-Кроссе (США), с которым наш город и университет поддерживают тесные отношения, около 9 тысяч.

Таким образом, в численном отношении университет "Дубна" начинает постепенно приближаться к университету регионального уровня. Но дело здесь не только в количественных показателях. Наш университет занимает особое положение в Московской области. В 2001 году он получил статус губернаторского, а его попечительский совет возглавил губернатор Московской области. Конкретным показателем особого регионального статуса является, например, то, что четверть студентов университета получают образование по целевым направлениям региона (а вообще иногородние студенты составляют примерно половину). Здесь учатся студенты, направленные администрациями и предприятиями Дубны, Дмитрова, Талдома, Егорьевска, Сергиева Посада, Раменского и других городов и районов Московской области.

В момент образования университет располагал одним учебным корпусом и одним общежитием для студентов. Сейчас только на территории университетского городка имеются четыре современных учебных корпуса (куда входят библиотека с читальным залом, специализированные аудитории и лаборатории), два общежития, гостиница для преподавателей, спортивный комплекс, центр досуга студентов. Благоустраивается территория университетского кампуса, где, в частности, создается небольшой парк вокруг некогда запущенного пруда.

Университетская система образования имеет ряд своих сильных особенностей.

Во-первых, выдерживается такое соотношение между числом преподавателей и студентов, чтобы студенческие группы не превышали 10 человек. Такой уровень имеют лишь немногие высшие учебные заведения России. Это позволяет больше внимания уделять каждому отдельному студенту и, как здесь принято говорить, определять для него "индивидуальную образовательную траекторию".

Во-вторых, университет обладает высококвалифицированным составом преподавателей. Сейчас учебную и научную работу в нем ведут более 370 преподавателей из Москвы и Дубны, 225 из них имеют ученую степень. Чтобы дать какое-то представление об уровне преподавательского состава, можно привести такие примеры. На кафедре экологии и наук о Земле преподают три профессора, которые в МГУ заведуют кафедрами. На кафедре психологии все преподаватели являются выпускниками МГУ, причем, восемь из них имеют степень доктора наук.

В-третьих, в университете существует мощная подготовка по иностранному языку. Количество занятий по английскому языку составляет 6 часов в неделю в первые два года обучения и 4 часа в последующие два, тогда как государственный стандарт требует только 4 часа и рассчитан на два года.

В-четвертых, в университете традиционно сильна подготовка студентов в области информационных технологий. Для этого создана соответствующая материальная база. По количеству компьютеров на одного студента университет "Дубна" занимает первое место в России. Университетский учебный центр компьютерного образования включает 20 кабинетов, охватывающих три уровня подготовки (общеобразовательный, учебно-методический и учебно-научный). Кстати, с 1998 по 2004 гг. студентами кафедры системного анализа и управления было выполнено около 130 дипломных работ, связанных с деятельностью Объединенного института ядерных исследований (математическое моделирование, обработка результатов экспериментов и их информационная поддержка). Около 300 студентов прошли практику в ОИЯИ.

Университет развивается в разных направлениях. Прежде всего, это открытие новых выпускающих кафедр и специальностей. Например, в 2003 году появились кафедры теоретической и ядерной физики, а в 2004-м выпускающей становится кафедра химии. В этом году в университете впервые появился свой диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций. Пока он охватывает только две специальности, связанные с системным анализом и управлением, но будет расширяться по мере приобретения авторитета. Развивается и материально-техническая база университета. Например, в 2004 году будет введен 3-й корпус общежития, а в скором будущем планируется строительство еще одного учебного корпуса и общежития для профессорско-преподавательского состава. При содействии администрации города в рамках развития Дубны как наукограда разрабатывается перспективный план застройки университетского городка.

Для нашего города наличие университета имеет огромное социальное значение. Обучение и жизнь в Москве доступны далеко не каждому молодому человеку. Для кого-то учеба в университете "Дубна", возможно, - единственный шанс не деградировать, а расти дальше. Кроме того, университеты всегда и везде являлись центрами притяжения творческих личностей, интеллектуальной элиты общества. То, что таких людей в Дубне становится больше, становится безусловным преимуществом города.

Не могли бы вы подробнее рассказать о сотрудничестве нашего Института с университетом "Дубна"?

Прежде всего, нужно заметить, что такое сотрудничество возникло давно и не связано только с образованием кафедр теоретической и ядерной физики. Идея открытия в Дубне университета принадлежит директору Института Владимиру Георгиевичу Кадышевскому, который высказывался об этом в открытой печати еще в 1992 году. Сейчас в университете можно встретить много людей, которые работали или работают в ОИЯИ, а в университете ведут преподавательскую деятельность. В университете существует общеобразовательная кафедра общей физики, которой руководит профессор И.М. Граменицкий. Кафедру биофизики возглавляет профессор Е.А. Красавин. Исторически это первая кафедра, связанная с Объединенным институтом. Она существует уже пять лет, и в этом году состоится ее первый выпуск. Часть образования студенты кафедры биофизики получают в 113-м корпусе на площадке ЛЯП, где первый этаж переоборудован под учебные лаборатории и аудитории.

Помимо образовательной сферы сотрудничество существует и в других областях. Например, Лаборатория информационных технологий и университет тесно сотрудничают в рамках проекта GRID, университет выполняет для подразделений Института ряд хоздоговорных работ, часть совместных исследований поддержана грантами, а совместные работы в области биолого-экологического мониторинга получили премию ОИЯИ.

Наконец, приведу такие факты. В данный момент полный выпуск университета составляет более 200 человек, и из них примерно 6 процентов распределяется в ОИЯИ. За все годы в Институт распределилось около 50 человек.

Чем вы будете заниматься в качестве проректора?

Сейчас у меня два основных направления деятельности. Это сотрудничество между университетом и Объединенным институтом ядерных исследований в области учебной и научно-исследовательской работы. Сюда также входит организационная помощь кафедрам, выпускающим дипломников по физической специальности. Другое направление касается международного сотрудничества университета.

Какие задачи стоят перед новыми "физическими" кафедрами?

Подробно о задачах и опыте первого года обучения говорилось в недавнем интервью заведующего кафедрой теоретической физики вице-директора ОИЯИ А.Н. Сисакяна (см. "Площадь Мира", 11.06.2004). Остановлюсь только на некоторых принципиальных моментах.

Я думаю, что сейчас стоит определить ряд приоритетных направлений, где можно реально конкурировать со столичными вузами и где получившие нашу подготовку студенты будут наиболее затребованы. Это должны быть сферы как фундаментальных, так и прикладных исследований. Мы не можем соперничать с такими гигантами как, например, физический факультет МГУ, по всему спектру физических специальностей, но в отдельных областях, например, связанных с теоретической или ядерной физикой, вполне можем быть не хуже. Исходя из этого, нужно формировать учебные планы, продумывать тематику специальных курсов. В ОИЯИ есть огромный потенциал, включающий материально-техническую базу и людские ресурсы, который можно и нужно использовать для этих целей.

Подготовка студентов-физиков - очень сложный процесс. Одна из проблем, которую нужно срочно решать, связана с созданием полноценного физического практикума. Существующий в университете практикум по общей физике для студентов-физиков недостаточен и должен расширяться. Сейчас предпринимаются первые конкретные шаги в этом направлении, в частности, по подготовке лаборатории молекулярной физики в одном из помещений уже упомянутого мной 113-го корпуса. Создание современной учебной лабораторной базы представляет интерес не только для университета. Надеюсь, мы будем сотрудничать в этом со всеми заинтересованными образовательными структурами города, такими как УНЦ, филиалы МИРЭА, НИИЯФ МГУ и другими.

Иная проблема - совершенствование подготовки студентов-физиков младших курсов по физике и математике. Я имею в виду лекционные и семинарские занятия, которые для физических специальностей требуют большего числа часов и дополнительных разделов. Если удастся вывести образование по этим дисциплинам на новый качественный уровень, от этого выиграет университет в целом. Это будет дополнительным фактором по привлечению сильных абитуриентов, которых традиционно много в Дубне.

Стоит сказать, что учебная деятельность существенно отличается от научно-исследовательской работы. Чтение лекций и ведение семинаров предполагает определенные педагогические навыки, "вкус" к преподаванию, готовность жертвовать своим временем и откладывать заграничные командировки ради выполнения учебного плана. Опыт показывает, что такие энтузиасты в Институте находятся. Особенно хотелось бы отметить сотрудников ОИЯИ А. Владимирова, В. Загребаева, С. Неделько, И. Пироженко и А. Сорина, много сделавших для открытия новых физических кафедр. Уверен, что со временем к этой команде присоединятся и другие наши коллеги.