Ветераны нашего Института

13 июня исполняется 70 лет главному научному сотруднику Лаборатории физики частиц ОИЯИ профессору Владимиру Алексеевичу Никитину - крупному специалисту в области физики элементарных частиц.

Творческая жизнь Владимира Алексеевича неразрывно связана с Объединенным институтом ядерных исследований. Первые шаги в науке он сделал в Дубне в период организации и становления нашего научного центра. Здесь под руководством Владимира Иосифовича Векслера - классика физики ускорителей, создавался легендарный синхрофазотрон. Самый крупный ускоритель в мире был запущен в 1957 году, и для молодых ученых открылся широкий путь познания физики микромира. Разработка идеологии физической программы, методики исследований, создание аппаратуры легли на плечи молодых специалистов - вчерашних выпускников университетов и институтов, среди которых был и Владимир Алексеевич, окончивший физический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова в 1958 году.

В первых же экспериментах на гигантском ускорителе В.А. Никитин проявил незаурядный талант физика-экспериментатора. Эти работы велись с помощью ядерных фотоэмульсий, облучаемых в камере ускорителя. В то время были реализованы различные варианты режимов облучения, в том числе с жидководородной мишенью в камере синхрофазотрона. В этих опытах активно участвовали И.М. Граменицкий, В.Б. Любимов, В.А. Свиридов и М.Г. Шафранова. Большое внимание этой научной программе уделял первый вице-директор Института Мариан Даныш. Благодаря глубоким знаниям физических основ работы ускорителя В.А. Никитину и В.А. Свиридову удалось предложить и реализовать принципиально новый метод исследования рассеяния протонов на протонах на чрезвычайно малые углы, который позволил детально исследовать область интерференции кулоновского и ядерного взаимодействий этих частиц. Существовавшие до той поры методы не позволяли решить эту задачу.

Суть метода состоит в использовании свойства синхротрона компенсировать потери энергии внутреннего пучка циклического ускорителя в мишени ускоряющим электрическим полем. Такой режим может быть реализован при самых высоких энергиях только при условии, если используется тончайшая мишень. В этом и только в этом случае пучок может многократно (десятки тысяч раз) пересекать мишень при минимальном искажении траекторий вторичных частиц. Многократные прохождения мишени обеспечивают ее исключительно высокую эффективность и скорость набора статистического материала.

Для эксперимента сначала была разработана тончайшая подвижная углеводородная мишень.

В результате этих опытов на синхрофазотроне вопреки всем ожиданиям была обнаружена сильная интерференция, которая не укладывалась в устоявшиеся представления о механизме взаимодействия частиц при высоких энергиях и привела к открытию действительной части амплитуды протон-протонного рассеяния. Таким образом были проверены базовые принципы теории рассеяния частиц. Эти результаты привлекли пристальное внимание ученых и впоследствии инициировали целую серию экспериментов, выполненных различными коллективами на всех крупнейших ускорителях мира.

Эксперименты группы В.А. Никитина - В.А. Свиридова стали одними из первых, в которых был применен режим проведения эксперимента в "реальном времени": весь процесс измерений и сбор информации контролировались со стороны ЭВМ непосредственно в процессе работы. Для середины шестидесятых годов, когда еще немногие задумывались о необъятных перспективах совершенно новой идеологии в постановке эксперимента, это было значительным шагом вперед.

В конце 60-х - начале 70-х годов методом тонкой мишени под руководством В.А. Никитина были поставлены первые эксперименты на только что запущенном Серпуховском ускорителе. Для них В.А. Никитиным, Л.С. Золиным, Ю.К. Пилипенко, В.А. Свиридовым и их коллегами из криогенного отдела ЛВЭ была разработана и впервые применена водородная струйная мишень. Эта принципиально новая техника обеспечила беспрецедентно высокую чистоту опыта. В результате было обнаружено новое явление - сужение дифракционного конуса в протон-протонном рассеянии с ростом энергии сталкивающихся частиц.

Оба открытия, сделанные на синхрофазотроне и на Серпуховском ускорителе, сыграли большую роль в формировании наших представлений об асимптотике адронных взаимодействий.

Эффективный и остроумный метод исследований с помощью струйной водородной мишени впоследствии нашел широкое применение в экспериментах на других больших циклических ускорителях и с успехом используется в наше время.

На базе разработанной в ОИЯИ методики под руководством В.А. Никитина в 1970 году был подготовлен первый проект совместного ОИЯИ - США эксперимента на ускорителе, строившемся в то время в Национальной ускорительной лаборатории имени Ферми (ФНАЛ) США. Для реализации новой и неожиданной идеи и поддержки ее со стороны СССР в научном и политическом плане неоценимую помощь оказал Иван Васильевич Чувило. Он был в 50-60-е годы заместителем Владимира Иосифовича Векслера, потом стал директором ЛВЭ, а к тому времени - директором Института теоретической и экспериментальной физики в Москве.

Проект был одобрен всеми сторонами, участвующими в проекте. Во ФНАЛ ему был присвоен первый приоритет.

В 1972-1980 годах под научным руководством В.А. Никитина со стороны ОИЯИ во ФНАЛ была выполнена серия уникальных исследований процессов дифракционного рассеяния протонов на протонах и легких ядрах в широком диапазоне энергий. Этот цикл работ позволил наиболее полно и точно проверить выполнимость основных постулатов квантовой теории поля.

По этому проекту в ОИЯИ была разработана и создана уникальная аппаратура, часть которой теперь хранится в музее Американского физического общества в Вашингтоне.

Успешное научное сотрудничество ОИЯИ и США было отмечено как важный положительный опыт международного сотрудничества при встрече Брежнева и Никсона в 1972 году. С этой встречи начались разрядка и разоружение. Созданный прецедент сотрудничества с учеными США открыл дорогу многочисленным и плодотворным совместным работам ученых ОИЯИ и СССР (а потом России) с американскими учеными, в том числе и в области освоения космоса.

Совокупность результатов, полученных В.А. Никитиным и его коллегами на трех крупнейших в то время ускорителях мира, обогатила науку выдающимися достижениями и была широко признана на мировом уровне.

Многие другие работы В.А. Никитина внесли заметный вклад в науку и методику исследований. Среди них поиск дибарионных резонансов, изучение ядро-ядерных взаимодействий. В.А. Никитин участвовал в создании в ЦЕРН установки WA-98, на которой исследовались общие характеристики взаимодействия Pb-Pb при энергии 160 А ГэВ и ряд аномальных эффектов в этом процессе. Исследования, выполненные под руководством В.А. Никитина на циклотроне ТРИУМФ в Канаде, позволили значительно продвинуться в понимании законов эволюции возбужденного ядра.

В настоящее время В.А. Никитин продолжает активно участвовать в научной программе Лаборатории физики частиц, внося большой творческий вклад в ряд проектов. Наряду с участием в проекте STAR на коллайдере RHIC Брукхейвенской национальной лаборатории США он руководит проектом "Термализация" на Серпуховском ускорителе, в котором планируется проверка оригинальных идей интерпретации многочастичных процессов в протон-протонных и протон-ядерных взаимодействиях.

В.А. Никитин - создатель научной школы, объединившей ученых из стран-участниц ОИЯИ: Польши, Болгарии, Монголии, Узбекистана и Вьетнама. Его научная деятельность существенно способствовала росту авторитета ОИЯИ на международном уровне.

Владимир Алексеевич является соавтором известных научных открытий: "Явление потенциального рассеяния протонов высоких энергий", "Закономерность изменения радиуса сильного взаимодействия протонов при высоких энергиях" и обнаружения анти-кси минус гиперона (в эксперименте на жидководородной пузырьковой камере ЦЕРН).

В.А. Никитин - автор более 160 научных работ, двух изобретений и двух патентов, соавтор книги "Автоматизация измерений и обработка данных физического эксперимента", автор обзорной статьи "Elementary Particles" в "Handbook of Physical Quantity", CRC Press, изданном в Нью-Йорке в 1997 году.

Владимир Алексеевич - блестящий лектор и популяризатор науки, талантливый педагог, он профессор кафедры физики элементарных частиц физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, под его руководством защищено семь кандидатских диссертаций. Он много лет руководит работой объединенного семинара двух лабораторий - ЛВЭ и ЛФЧ и прилагает немало усилий, чтобы семинар был интересным и актуальным. Владимир Алексеевич был бессменным членом комиссии ЛВЭ и ЛФЧ по приему экзаменов кандидатского минимума по физике элементарных частиц, сейчас он ее председатель.

Ученый с широким кругозором, один из инициаторов и организаторов серии представительных конференций "Наука, философия, религия", проходивших в ОИЯИ, Владимир Алексеевич - всегда в числе первопроходцев. Он обладает высоким научным авторитетом, поэтому к нему часто обращаются за консультациями по самым разным научным проблемам и всегда находят компетентный совет и доброжелательную критику. Он неизменно внимателен, тактичен, терпелив и доступен, несмотря на свою огромную нагрузку.

В 1983 году Владимир Алексеевич и его коллеги были удостоены Государственной премии СССР за цикл работ "Исследование дифракционного рассеяния протонов при высоких энергиях".

За серию пионерских исследований на ускорителях Дубны и Серпухова В.А. Никитин награжден орденом Трудового Красного Знамени. Его заслуги перед наукой Болгарии в деле подготовки научных кадров отмечены Орденом Кирилла и Мефодия. Он удостоен почетного звания "Ветеран атомной энергетики и промышленности" и награжден четырьмя премиями ОИЯИ за лучшие научные работы.

Дорогой Владимир Алексеевич! Нам очень приятно поздравить вас со славным юбилеем и пожелать счастья вам, вашей преданной супруге Валентине Федоровне и всей вашей семье. Мы уверены, что вас ждут еще новые успехи в науке.

Aвтограф юбиляра

Открытие механики Ньютоном, электродинамики Фарадеем и Максвеллом, создание теории относительности и квантовой механики последовательно преображало духовное и материальное лицо цивилизации. Ничего подобного не последовало (и не предвидится) за созданием стандартной модели. Наши знания об элементарных частицах остаются в стенах наших лабораторий. Может быть, еще не пришло время? Ясно видно, что объекты, энергии и масштабы, которыми оперирует фундаментальная физика, на 3-6 порядков величин лежат впереди (или сбоку?) от области применимости практической технологии. Но мы желаем остаться оптимистами и сохранить энтузиазм и преданность профессии. Нам необходимо убедить правительство в нашей правоте: мы работаем на эпоху, когда человечество станет космическим фактором. В космосе будут отлавливаться черные и белые дыры. Черные дыры послужат лабораторией для исследования квантовой гравитации. Белые дыры дадут изобилие света и тепла. Топологические неоднородности пространства в виде космических монополей и червей будут работать как реакторы для полного разложения вещества, благодаря чему цивилизация будет оперировать источниками энергии, сравнимыми по мощности со звездами.
(Из книги "ОИЯИ - 40", Дубна, 1996 г.)

В.Г. Кадышевский,