Их имена - в истории Института
М.Г. Мещеряков: новые штрихи к портрету
25-26 мая в Лаборатории информационных технологий проходило совместное заседание семинара по вычислительной и прикладной математике ЛИТ и семинара по компьютерной алгебре МГУ. Эти семинары имеют многолетнюю традицию и проводятся ежегодно, поочередно в ОИЯИ и МГУ. Нынешнее совместное заседание посвящено памяти М.Г. Мещерякова. Этот факт в интервью нашей газете прокомментировал директор ЛИТ В.В. Иванов: "Дело в том, что в нашей лаборатории, пожалуй, в отличие от остальных, до сих пор не было традиции вспоминать о наших классиках и основоположниках, которые создавали эту лабораторию. 10 лет назад, 24 мая ушел из жизни Михаил Григорьевич Мещеряков, и мы решили совместить эту дату с семинаром и тем самым заложить новую традицию".
В мемориальной части заседания выступил советник дирекции бывший директор ЛИТ, тогда еще ЛВТА, Р.Г. Позе. В его докладе были представлены история создания лаборатории, воспоминания о М.Г. Мещерякове. "Как-то мы прогуливались с Михаилом Григорьевичем по берегу Волги, еще не зная, что будем директорами. Он внушал мне, что методические работы чрезвычайно важны для науки, но нельзя забывать, что они не есть цель, а служат средством достижения цели". Этот принцип и лег в основу стратегии ЛВТА. Как сказал Р.Г. Позе, Мещеряков добивался от своих сотрудников публикаций, защиты диссертаций, создал Ученый совет по защите докторских и кандидатских диссертаций, убеждал всех, что сотрудники лаборатории - не ремесленники, а научные работники.
директор ЛИТ В.В. Иванов, Г.В. Мещерякова, советник дирекции Р.Г. Позе - встреча в кабинете, где работал М.Г. Мещеряков |
"Михаил Григорьевич был экспериментатором, одним из авторов открытия прямого выбивания нейтронов из ядер, - сказал В.В. Иванов, - у него был интерес к физике частиц. Принимая предложение о создании новой лаборатории, он поставил условие, что у него останется экспериментальная группа. Эту группу возглавил Л.С. Ажгирей...". Он и рассказал о достижениях в этом направлении. Второй научный доклад был представлен Н.П. Юдиным, сотрудником НИИ ядерной физики имени Д.В. Скобельцина (МГУ, Москва), в котором также рассказывалось о дальнейшей реализации идей Мещерякова.
В этот день в Дубну приехала дочь брата Михаила Григорьевича Г.П. Мещерякова. Галина Пантелеевна рассказала, что разбирала архив своей семьи - документы с 1908 года:
"Последнее, что я привезла сюда - это военные письма Михаила Григорьевича моему отцу из блокадного Ленинграда, где он был в госпитале. Потом Казань, Маршалловы острова - тот самый взрыв на атолле Бикини, далее Москва. На конверте с Маршалловых островов, - заметила Г. Мещерякова, - совершенно изумительная эмблема с надписью "Армия Соединенных штатов", очень похожая на эмблему ОИЯИ.
Очень тяжело было читать бумаги 20-х годов - отчаянные письма бабушки в комитет бедноты о том, что они умирают от голода и поэтому не могут заплатить взнос в комбед. То, что Михаил Григорьевич и Пантелей Григорьевич ушли в Таганрог и поступили на рабфак - это была просто возможность выжить.
Что меня больше всего потрясло - у Михаила Григорьевича не было среднего школьного образования: на рабфаке он учился практически с нуля. Он отучился два года и поступил в лучший университет того времени. Это был образованнейший человек, с ним можно было говорить на любую тему: Сильное впечатление производят военные письма из Ленинграда. О чем пишет человек - раненый, на костылях, ходить не может - что в Петербурге нет возможности работать! Ему работать хочется, реализовать себя, он чувствует в себе силы и хочет быть полезным стране. Это апрель 1942 года...".
С воспоминаниями выступили сподвижники и друзья ученого. Скульптор М. Сагателян рассказал о том, как лепил портрет Мещерякова: "Михаил Григорьевич позировал мне всего полтора часа. Позировал плохо - все время вертелся, читал газету. Но что меня удивило - его образованность, он рассуждал об архитектуре, используя довольно специфичные термины, вспомнил карликов на картинах Веласкеса и заметил, какие у них умные лица. После сеанса подошел к моей работе, заметил что-то насчет ушей, а потом согласился: "Ладно, пусть я таким и буду в памяти потомков". Этот портрет впоследствии был куплен Третьяковской галереей.
Семинар по вычислительной и прикладной математике и компьютерной алгебре - направлению, которое всячески поддерживал Михаил Григорьевич, на этой неделе завершил свою работу. Более подробно мы расскажем о нем в следующих номерах.
Галина Мялковская