Из праздничной почты


В канун майских каникул хорошо вспомнить о путешествиях давних и недавних, помечтать о новых дорогах, городах, встречах. В ряду таких воспоминаний для многих - экскурсии Дома ученых. Об этом - публикуемые сегодня воспоминания Веры Николаевны Багдасаровой - организатора многих встреч, поездок и экскурсий ДУ. "Лирический герой", к которому она обращается в своем письме, - обобщенный образ человека, для которого ДУ стал родным домом. Дай Бог, чтобы этот дом поскорее открылся после ремонта!..

"О, если б мог выразить в звуке...". Если у тебя есть запись этого романса, - послушай ее. Если нет, пропой про себя до конца, до последнего аккорда. Это же наша общая память.

Мы общались в неповторимых ситуациях. Ты то и дело забегал в Дом ученых, чтобы узнать, куда и когда можно поехать, или просто полюбоваться экспонатами очередной выставки. Ты просто заходил сюда по пути, чтобы поделиться идеями об организации очередного вечера, послушать камерную музыку, встретиться с экспертами в мире искусства. Причин забежать или чинно зайти в ДУ было множество. Атмосфера нашего общения уводила тебя от житейских проблем, озаряла светом неожиданной мысли… И нам всем было уютно и тепло - даже когда экскурсионные маршруты заносили в самые гиблые места.

Ты с удовольствием показывал нам свои слайды и комментировал их, а профессионал Юрий Туманов высказывал свои соображения о качестве твоих съемок и давал полезные советы. Сначала ты стеснялся, а потом представлял на суд зрителей свои карандашные наброски, акварели, на которые запечатлел бег времени, который уже никогда не повторится.

Встречаясь со следами ушедших эпох, ты удивлялся не меньше Ф.И. Шаляпина, который, посетив Калязин, увидел Никольскую церковь и не поверил своим глазам: такой же точно он восхищался в Италии. Оказалось, что обе церкви построены по одному и тому же проекту итальянского зодчего.

Следы от разрушений были везде. Но на примере России ты убедился, что окончательно разрушить память нельзя. Она остается в письменных источниках, в названиях мест - как, например, остался памятник величайшей незлобивости Макария Калязинского - город Калязин. А ведь Иван Коляга - владелец земель и дремучих лесов вокруг будущего монастыря шел к Макарию с единственной целью - убить подвижника. Макарий об этом знал и спокойно ждал. После их беседы леса, села и деревни стали монастырскими, Иван Коляга принял постриг, а купеческое поселение в две улицы напротив монастыря через Волгу стало зваться Колязиным местом, округа - Колязинской, монастырь - Колязинским, а святой подвижник - Макарием Колязинским. В "Изборнике" есть памятник древнерусской литературы - "Жалоба клирошан Колязинского монастыря архиепископу Тверском и Кашинскому". Земля Донского монастыря в Москве долго сохраняла резной белокаменный наличник одного из окон Трапезной палаты Колязинского монастыря. Опасность его потери миновала. Трапезная палата Колязинского монастыря была самой большой во всей северной и средней России и не имела ни единого столпа. Ты видел уцелевшие трапезные, но все они имеют подпорные столпы или не нуждаются в них по своей малости.

Вот какая память осталась только от одного полностью погибшего памятника - монастыря вместе с посадом. Из камней монастыря построена калязинская баня. Время от времени она вспыхивает ясным пламенем, и тогда шестнадцатитысячное население городка не спит - пожары бывают только по ночам.

Да, много воспоминаний навеивает первое весеннее тепло. Придет время, и снова ученый люд потянется в уютное, доброе место - Дом ученых. А еще - в твоем саду дают плоды растения, которые нам прислали из питомника под Горно-Алтайском. Например, малина "Вера"...

Вера Багдасарова