|
29 марта безвременно и трагически оборвалась жизнь Анатолия Ильича Пашнева, известного физика-теоретика, доктора физико-математических наук, ведущего научного сотрудника Лаборатории теоретической физики. Это большая и невосполнимая потеря для российской и мировой теоретической физики, для ОИЯИ, для родных и близких Анатолия, для всех его многочисленных коллег и друзей.
После окончания Харьковского университета А.И. Пашнев был принят на работу в Харьковский физико-технический институт в лабораторию, возглавлявшуюся академиком Д.В. Волковым. Дмитрий Васильевич, блестящий ученый с мировым именем, быстро распознал и по достоинству оценил талант и огромную работоспособность Анатолия, ставшего одним из его любимейших учеников. Начало научной карьеры А.И. Пашнева совпало с открытием суперсимметрии, новой концепции в физике элементарных частиц и квантовой теории поля, концепции, которая сейчас является краеугольным камнем современной теории струн, претендующей на роль теории всего сущего. Одним из первооткрывателей суперсимметрии был Д.В. Волков, и Анатолий Ильич с энтузиазмом включился в разработку этой новой области теоретической физики, основанной его Учителем. Одна из первых работ А.И. Пашнева посвящена дальнейшему развитию и обобщению пионерской работы Д.В. Волкова и В.П. Акулова о нелинейных реализациях суперсимметрии.
Научное творчество А.И. Пашнева с самого начала не ограничивалось просто решением поставленных перед ним проблем, он выдвигал новые и неожиданные идеи, которые становились основой новых задач, и активно выбирал собственные пути в избранной им области теоретической физики. Эта самостоятельность и независимость в выборе направлений исследований стала одной из наиболее ярких черт научного стиля А.И. Пашнева как теоретика. Другие его черты, воспринятые от Д.В. Волкова, - тонкое чувство красоты математики, описывающей физику, и в то же время глубокая физическая интуиция и блестящее понимание физики, стоящей за ней.
Школа Д.В. Волкова, и А.И. Пашнев как один из ее ярких представителей, имели давние плодотворные научные и теплые дружеские связи с ЛТФ ОИЯИ, в частности с группой профессора В.И. Огиевецкого, занимавшейся близкой тематикой. Поэтому неудивительно, что Анатолий уже в те годы часто бывал в научных командировках в Дубне. В 1978 году он блестяще защитил в ЛТФ ОИЯИ кандидатскую диссертацию. Вскоре после этого его интересы сосредоточились на только что возникшей теории струн и моделях суперчастиц как удобной "лаборатории" для изучения свойств этой сложной теории. Параллельно он изучал роль суперсимметрии в квантовой механике, несколько его работ в этой области стали классическими. В этот период его связи с группой В.И. Огиевецкого углубились и окрепли, что вылилось в совместные работы с дубненскими теоретиками. После введения контрактной системы в ОИЯИ он в 1991 году одним из первых был принят на работу в ЛТФ по контракту и стал связующим звеном между теоретиками Дубны и харьковскими учениками Д.В. Волкова. Его высочайшая научная квалификация и идейное богатство быстро сделали его одним из ведущих и признанных специалистов ЛТФ в области суперсимметрии. По результатам исследований, выполненных им в эти годы, он в 2000 году защитил докторскую диссертацию. В последнее время Анатолий увлекся теорией высших спинов и получил в этой области несколько ярких результатов, которые уже снискали широкое признание специалистов.
Безжалостная судьба оборвала его жизнь в самом расцвете творческих сил и не позволила ему продолжить эти многочисленные исследования. Он любил и умел работать с молодыми начинающими теоретиками, и они тянулись к нему, воодушевленные его энтузиазмом и глубиной мышления, его кристальной честностью в жизни и науке. Им, как и всем, кто знал и любил Толю, горько сознавать, что мы уже никогда не услышим его ободряющего слова, его спокойного и уверенного голоса.
Анатолий Ильич был прекрасным человеком, скромным, отзывчивым, честным. Он был лишен какого бы то ни было эгоизма и меркантильности и всегда, не раздумывая, был готов прийти на помощь. Мы искренне гордились и гордимся тем, что он считал нас своими близкими друзьями.
Анатолий Ильич Пашнев будет вечно жить в наших сердцах и в своих ярких результатах, которые уже вошли в незыблемый фонд науки.
Друзья и коллеги,
сотрудники Лаборатории
теоретической физики