Ветераны нашего Института


Династия с родословной в полвека

Читатели порой упрекают нас: мало пишете о людях, благодаря которым наш Институт известен во всем мире...
В разные годы наша газета рассказывала о научных династиях, составляющих славу и гордость Института, - Белушкиных, Денисовых, Исаевых, Казариновых, Ширковых...
Есть в нашем Институте и свои инженерные, рабочие династии, от поколения к поколению передающие крепкие семейный традиции.
Сегодня мы решили рассказать еще об одной династии, три поколения которой трудятся в одной лаборатории.
В канун праздника мира и труда, в канун 95-й годовщины Великой Победы нам показалось интересным проследить историю этой семьи на фоне давней и недавней жизни страны, города, Института.

Фамилия Кирилловы в ЛВЭ хорошо известна. Первые Кирилловы появились в лаборатории в 1955 году. Участники войны, старший сержант Людмила Федоровна и младший лейтенант Александр Дмитриевич Кирилловы, окончив МГУ, приехали работать в Дубну. Сегодня в ЛВЭ работают три поколения Кирилловых. О них этот рассказ.

Людмила Федоровна

Когда началась война, Людмила Федоровна, только что окончившая 10-й класс, уехала с родными в эвакуацию в Пензенскую область. Там сразу же поступила на трехмесячные курсы медсестер и начала работать в госпитале. Раненые поступали тяжелые - конец осени, начало зимы - с обморожениями, с гангренами. Для девчонок, которым не исполнилось еще 18 лет, работать было тяжело не только физически, но и морально. Собрались с подружкой на фронт - нет замены в госпитале, не отпускают.

И только в апреле 1942 это желание осуществилось. Но не медсестрой, как полагала Людмила Федоровна, - направили ее в зенитную артиллерию. У нее оказалась отличная стереоскопичность зрения, необходимая для службы в этом роду войск. Стала она командиром и стереоскопистом батареи 285-го отдельного зенитно-артиллерийского полка, стоявшего в тылу и охранявшего мост через Волгу в Ульяновске. Но и в тылу однажды возникла ситуация, когда пришлось Людмиле Федоровне проявить твердость характера и верность своим принципам, хотя грозило ей это штрафным батальоном. Потом фронт, участие в операции "Багратион" - освобождение Белоруссии. Быстрое движение на Запад - зенитчики не выпускали из рук лопаты - постоянно меняли диспозицию, без конца копали землю - отрывали землянки для себя, а орудия и приборы вкапывали в землю.

Вот как вспоминает Людмила Федоровна день Победы:
"В ночь с 8 на 9 мая была я начальником караула. Посты обошла - все в порядке, зашла к телефонистке - вижу, "носом клюет", спать хочет. Не знаю почему, но я сняла трубку, а там Левитан: "...считать 9 мая днем Победы!" Я - вихрем к своим, хотя комбат предупреждал, что арестует, если подниму тревогу. А соседняя батарея уже начала стрелять - салютовать.

Сразу же нас не демобилизовали, до августа мы охраняли мосты и обучали молодых ребят. А потом в теплушках поехали домой, и на каждой станции, хотя уже прошло три месяца с момента окончания войны, нас люди встречали корзинами с вишней!"

В МГУ Людмила Федоровна поступала без документов - сразу после окончания школы, 20 июня 1941 года она свои документы отправила в Ленинградский университет, а после войны и блокады искать их там было бессмысленно. Но мама сохранила почтовую квитанцию с описью и школьные похвальные грамоты. Приняли на самый популярный тогда факультет - физический, на ядерную физику. На пятом курсе познакомилась с первокурсником, младшим лейтенантом Александром Дмитриевичем Кирилловым...

Александр Дмитриевич

До войны Александр Дмитриевич жил с родителями в Бийске. 30 мая 42-го сдавал последний экзамен за 10-й класс, но шел призыв в армию и аттестаты вручили уже родителям. А ребят днем раньше погрузили в поезд и отправили в Нижний Новгород, в школу младших командиров для "Катюш". В середине июля привезли в Москву, распределили по дивизионам. В это время на вооружение поступали новые реактивные установки, названные позже в армии "Ванюшами" или "Иван Иванычами". Это были примитивные установки, предназначенные для разрушения укреплений, к тому же не на автомобильной тяге, как "Катюши".

Александр Дмитриевич начал командовать огневой группой 507-го отдельного гвардейского минометного дивизиона, вооруженного новыми установками. Приходилось тяжело - сами таскали многокилограммовые установки на большие расстояния. А когда "Ванюшу" начали испытывать в части (предварительно на полигоне они проходили только единичные испытания), выявились их слабые стороны. Но все-таки их отправили на Воронежский фронт, где после первой же стрельбы установку Александра Дмитриевича разбомбили - без машины быстро расположение не поменяешь.

В Воронеже из остатков трех огневых групп собрали одну, она расположилась на окраине города. Здесь Александр Дмитриевич получил два ранения, потом лечился в госпитале в Омске. Выписали и направили в кавалерийское училище в Новосибирске, но ездить верхом не позволило ранение ноги. Тогда отправили в Омское минометное училище, готовившее офицеров для установок "Катюша". После окончания училища Александр Дмитриевич был оставлен в нем же - преподавателем артиллерии.

После окончания войны училище расформировали, а А.Д. Кириллов в 1946 году был направлен командиром взвода в гвардейский реактивный полк в Бессарабии, потом - в полк, стоявший в Лейпциге. И только в 48-м давно рвавшегося учиться Александра Дмитриевича наконец-то демобилизовали. Он вернулся к родным, жившим в то время в Барнауле, поступил в вечернюю школу, чтобы повторить 10-й класс. А затем - физфак МГУ. Там и встретились два молодых... агитатора, Люда и Саша, познакомились и 25 апреля 1950 года поженились. Родился первенец Дмитрий.

В 55-м после окончания университета Александр Дмитриевич приехал работать в Дубну. Людмила Федоровна с сыном тут же приехала к мужу, хотя его предупреждали, что жилья нет. Приютили Шафрановы, а вскоре семье сотрудников ЛВЭ ОИЯИ дали комнату...

С Лабораторией высоких энергий связали они свою жизнь в Дубне. Молодой инженер А.Д. Кириллов начал трудиться в лаборатории 1 февраля 1955 года. Стал научным сотрудником, начальником сектора по формированию вторичных пучков. Вместе со своими сотрудниками создали более 40 каналов формирования пучков, обеспечивая исследователям возможность проведения экспериментов на нескольких каналах синхрофазотрона одновременно. Сейчас Александр Дмитриевич продолжает трудиться в ЛВЭ, является ведущим научным сотрудником лаборатории. Людмила Федоровна много лет работала в группе В.А. Никитина: "В нашей группе были сделаны два научных открытия. У нас был очень дружный коллектив. Я счастлива, что работала с такими замечательными людьми!" И сами супруги Кирилловы живут очень дружно - вместе встречают жизненные невзгоды, когда были моложе, вместе отдыхали в автомобильных путешествиях по просторам Советского Союза, а сейчас - в своем саду, в лесу.

...И вся семья

Наверное, не случайно старший сын Дмитрий, окончив МФТИ, тоже пришел работать в Лабораторию высоких энергий. Сегодня он ведущий научный сотрудник научно-экспериментального электронного отдела. Как рассказывали Людмиле Федоровне коллеги, все знают, если Дима дежурит на электронике, то экспериментаторам можно не волноваться! Его сын Даниил, окончив физфак МГУ, тоже работает в ЛВЭ. А дочь Даша учится на четвертом курсе дубненского университета на менеджера. Жена Дмитрия Валентина - известный в городе преподаватель русского языка и литературы.

Уже в Дубне у Кирилловых родились дочь Галя и сын Сережа. Галя, окончив мехмат МГУ, поступила на работу в ЛВТА, выросла до ведущего программиста лаборатории. Учась в университете, познакомилась с будущим мужем Володей Коробовым, он прекрасный специалист, ведущий программист Лаборатории теоретический физики. Старший сын Гали и Володи, окончив дубненский университет, работает в Лаборатории информационных технологий. Младший учится на четвертом курсе физфака МГУ. Людмила Федоровна и Александр Дмитриевич рады за своих детей и внуков, гордятся ими.

Три поколения Кирилловых работают в ЛВЭ и других лабораториях Института. Что это, наследственность? Сила примера старшего поколения? Наверное, и то, и другое, и что-то еще. Людмила Федоровна и Александр Дмитриевич никогда не внушали специально своим детям, что надо хорошо учиться и любить точные науки, а поддерживали и развивали их способности. А атмосфера взаимного уважения в семье стала для их детей основой при создании своих семей. А может, еще дело в особой атмосфере Дубны 60-70-х?

Ольга Тарантина,
фото из семейного архива
Кирилловых