Беседы с учеными
П.С. Исаев:
"Меня ведет по жизни желание быть полезным"
ветеран Великой Отечественной войны, профессор, ведущий научный сотрудник Лаборатории теоретической физики, заслуженный деятель науки России, академик РАЕН, член Нью-Йоркской академии наук, член Американского физического общества. В ОИЯИ Петр Степанович работает со дня основания. Под его руководством создано новое направление исследований в квантовой электродинамике высокоэнергетических процессов, получен ряд важных результатов в теории глубоконеупругого рассеяния. Им разработан эффективный метод в теории дисперсионных соотношений, опубликовано более ста тридцати научных работ. Со дня основания журнала ОИЯИ "Физика элементарных частиц и атомного ядра" Петр Степанович является его бессменным ответственным секретарем. За участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями "За отвагу", "За боевые заслуги", "За победу над Германией", "За взятие Берлина", "За освобождение Праги", за трудовые заслуги - орденом Трудового Красного Знамени и многими медалями. Мы попросили юбиляра ответить на вопросы нашего корреспондента. |
Петр Степанович, давайте поговорим не о том, что 80 - это много, а о том, что это так здорово! Какой из дней рождения вам больше всего запомнился?
Не могу сказать, они все более-менее одинаковые, только годы меняются. Я всегда провожу этот день со своей семьей в компании своих друзей.
Тогда какой ваш любимый праздник?
Я вообще люблю жизнь, и праздники тоже. Новый год люблю, День Победы для меня, конечно, особый день. Дни рождения детей, друзей...
Как определить в жизни - что стоит воспринимать и оставлять около себя, а что мешает жить, и это надо отталкивать? Есть какие-нибудь критерии для событий, людей, явлений?
Вероятно, есть, но я их не знаю или не могу сформулировать. Например, сейчас я особенно чувствую, что работа занимает главное место в моей жизни, развлечений практически нет. Шахматы, которыми я долго, и не безуспешно, увлекался, стали меня утомлять. Летом очень люблю плавать, провожу много времени на Волге. С удовольствием бы занимался огородом, но не получается, -времени не остается.
Вы относитесь к числу ученых, которые успешно сочетают научную и научно-административную деятельность. Как сейчас складывается ваша работа?
Научно-административная работа моя сейчас заключается в том, что я являюсь ответственным секретарем журнала "Физика элементарных частиц и атомного ядра" уже тридцать с лишним лет. В течение всех этих, и особенно последних лет, необходимо поддерживать журнал на высоком научном уровне, заказывать статьи известным ученым, чтобы издание вызывало интерес.
Сейчас, кроме того, мы готовим научный труд к 50-летию ОИЯИ. 26 марта 2006 года Институту исполняется полвека, создан авторский коллектив из 17 профессоров, которые не только знают и помнят историю ОИЯИ, но и сами создавали славу этого Института. Мы считаем это делом первостепенной важности, потому что наш Институт имеет выдающиеся достижения. Достаточно назвать работы Н.Н. Боголюбова по теории сверхпроводимости, квантовой теории поля, цветным кваркам. Ведь это родилось здесь, в Дубне. Или открытие Дубния, возникновение таких научных направлений как ультрахолодные нейтроны, релятивистская ядерная физика, открытие антисигма-минус-гиперона - все эти выдающиеся достижения вошли в золотой фонд мировой науки. Подготовка научного труда, посвященного 50-летию ОИЯИ, не есть "чистая" наука, но сегодня эта работа отнимает значительную часть моего времени.
Что касается науки - я выдвинул гипотезу так называемого пси-эфира. Мы говорим, что есть пустота и поля, заполняющие пустоту. А я говорю, что пустоты нет, все заполнено пси-эфиром и законы мира определяются законами этого пси-эфира. В специальной теории относительности, созданной Лоренцом, Пуанкаре, Эйнштейном, существование эфира было отвергнуто. Хотя Лоренц и Пуанкаре исходили как раз из того, что эфир существует, и он является носителем электромагнитного поля. Однако попытки создать непротиворечивую модель такого эфира окончились неудачей. Мне кажется, что мне удалось построить современную модель такого эфира. Сторонников и противников моей гипотезы много, от меня требуют доказательств существования пси-эфира, и мне хотелось бы посвятить обоснованию этой гипотезы остаток моей жизни.
В свое время вам удавалось сочетать научный труд с административным: вы были начальником отдела, ученым секретарем лаборатории. На ваш взгляд, это сочетание полезно, или все-таки лучше их разделять?
Ученые вынуждены заниматься научно-административной работой. Некоторым она нравится, они ее любят, делают с удовольствием, добиваются больших успехов. Вообще вопрос организации труда в таком институте как наш, в его лабораториях - вопрос чрезвычайной важности. Можно ли совместить? Но ведь были выдающиеся ученые - Боголюбов, Блохинцев, Флеров, Франк, Мещеряков, Джелепов, Векслер, Балдин и многие другие - которые совмещали научную и административную деятельность.
Сейчас наметилась тенденция перераспределения в науке средств и интересов в сторону прикладных исследований, наук, полезных для человека. Вам как физику-теоретику не обидно?
Вы знаете, это деление на фундаментальные и прикладные аспекты я не принимаю. Сейчас под прикладными исследованиями часто подразумевают, что те достижения науки, на которых можно заработать деньги. Это глубокое заблуждение, потому что жизнь ставит перед всем человечеством, а не только перед россиянами, массу глобальных проблем. Это охрана окружающей среды, загрязнение воздуха, истощение земли, исчезновение лесов, новые болезни и так далее. Все это может привести к катастрофическим последствиям для человечества, и решить эти проблемы в рамках старых знаний невозможно. Чтобы получить новые знания, нужна фундаментальная наука. Нам нужны новые источники энергии, нам нужно что-то делать с "озоновыми дырами" и так далее.
Кроме того, можно заняться продлением человеческой жизни...
Что касается продления человеческой жизни, раньше я не сомневался - да, надо. А теперь, когда достиг восьмидесятилетнего возраста, начинаю сомневаться. Если вы хотите мне ее продлить, то я хотел бы знать, какой именно она будет. Может быть, зрение будет плохим или я буду лишен многих удовольствий, которые есть у людей в молодом возрасте. Или мои знакомые будут умирать, а я останусь один... Я не думаю, что продление жизни - благо во всех случаях...
Я думаю, что если речь идет о продлении, то все-таки имеется в виду качественная жизнь.
Если - качественная, то я не возражаю...
Однако вернемся к современному состоянию науки...
Каждый новый шаг вперед требует денег. Скажем, если бы наши миллиардеры по 2-3 миллиарда долларов отдавали науке, конечно, фундаментальная наука развивалась во много раз быстрее. Но ведь в науку деньги не вкладывают. Не так давно по телевидению выступал нобелевский лауреат Виталий Лазаревич Гинзбург. Он четко сказал - для нашего прогресса необходимы четыре составляющие: демократия, образование, фундаментальная наука и атеизм. По-видимому, наше правительство этого не понимает. При Советской власти в науку вкладывались гораздо большие средства, и наша страна быстро выдвинулась в число лидеров в науке.
По поводу атеизма - вы верующий человек?
Трудно ответить. Если подразумевается просто вера в Бога, того, который есть в Библии, то, думаю, такого Бога нет. В то же время, есть какая-то гармония во Вселенной. Вообще говоря, мы знаем, что в хаосе выстраивается какой-то порядок, возникает самоупорядоченность. Отчего это происходит - мы пока не знаем. Когда-то в Дубне проводились семинары "Наука. Философия. Религия". Помню, как-то обсуждали проблему Бога, и представители религии говорили, что каждый сам для себя определяет, что есть Бог. И если каждого попросить нарисовать его образ, то у всех он получится разный. А в науке такого нет - если что-то доказано в науке, то это могут повторить в Японии, Австралии и т. д., и убедиться, что это так. Я имею в виду доказательность в науке и отсутствие доказательности в религии. В религии господствует вера. Поэтому поверить в Бога, как о нем говорят священники, естествоиспытателю практически невозможно.
Вы мне ответили на вопрос как ученый. А если взглянуть на это с позиции человека, имеющего богатый жизненный опыт? Что вас ведет по жизни? Есть путеводная звезда?
Я всегда руководствовался желанием сделать что-то доброе, полезное, чтобы людям со мной было хорошо, удобно, чтобы при этом я сам не испытывал неудобств. Если взглянуть на мою жизнь в целом... Я ставил себе какие-то цели, и мне доставляло удовольствие, если через некоторое время их добивался. Очень хотел получить образование - закончил Московский государственный университет. Пришло время жениться, завести семью - и я женился, с моей супругой Исаевой Зоей Павловной мы прожили 52 года, у нас двое детей, трое внуков. Очень хотел дать хорошее образование детям - мне кажется, нам с женой удалось и это сделать. Моя дочь - Юкалова Елизавета Петровна и сын Алексей Петрович Исаев - в свое время окончили МГУ и сейчас работают в ОИЯИ. Внук Евгений - сын Елизаветы - сейчас в Канаде, в аспирантуре и уже опубликовал свою первую научную работу в журнале "Physical Review". Старшая внучка Маша - дочь Алексея - учится на биологическом факультете МГУ, а младшая внучка Настя учится в лицее N 6, отличница. Думаю, что без моей жены, которой, к сожалению, теперь нет со мной, у меня такой семьи не было бы... И сейчас мне хочется быть полезным и моей семье, и моему окружению. Наверное, это желание было одним из стимулов моей жизни.
|
Галина Мялковская,
Фото Ю. Туманова