Сессия ПКК по физике частиц
Итоги десятилетия и новые проекты
Эту, 21-ю сессию Программно-консультативного комитета по физике частиц, можно считать юбилейной, так как 10 лет назад было принято решение об организации комитета, и впервые он собрался в апреле 1994 года.
Интересно было узнать мнение об этом десятилетии и о нынешнем состоянии дел у ветерана ПКК Н.Джиокариса, профессора Афинского университета (Греция):
Я очень хорошо помню свое первое участие в Программно-консультативном комитете по физике частиц в апреле 1994 года, потому что ощущал волнение от оказанной мне чести быть членом такого важного органа, определяющего научную политику всемирно известного центра - ОИЯИ. За эти годы было принято много решений и все они, как показало время, были правильными, много групп направлено на эксперименты в различные мировые научные центры, базовое оборудование ОИЯИ было модернизировано и найден новый фундамент для более яркого будущего Института. Я очень ценю свои научные и дружеские связи с учеными ОИЯИ. В настоящее время успешно сотрудничаю с группой, ведущей эксперименты на CDF в США. Надеюсь, в скором времени можно будет с большей уверенностью говорить о вступлении Греции в ОИЯИ. Но и сегодня греческие ученые активно сотрудничают с учеными ОИЯИ как в Дубне, так и в международных коллаборациях.
За два дня работы участники сессии ознакомились с ходом работ по различным проектам. Среди них - подготовка крупного международного проекта АЛИСА на большом адронном коллайдере в ЦЕРН. Руководитель работ от ОИЯИ доктор физико-математических наук профессор А.С.Водопьянов сделал доклад, в котором были изложены основные моменты создания установки.
Установка АЛИСА должна быть готова к работе в 2007 году, она будет находиться под землей на глубине около 100 метров. В настоящее время создан уникальный, самый крупный в мире дипольный магнит. Магнитопровод большого дипольного магнита АЛИСА был изготовлен на Савеловском машиностроительном заводе (г. Кимры). Магнит для установки АЛИСА - крупнейший дипольный магнит, когда-либо построенный для физических экспериментов, его ярмо состоит из 28 модулей, образующих коническую апертуру, вес ярма около 800 тонн, его размеры в длину составляют 3 метра, в ширину - 7 и 9 метров в высоту. В 2003 году ярмо было транспортировано в ЦЕРН, с осени прошлого года началась сборка ярма магнита в подземном зале. В конце января 2004 года контрольная сборка была успешно завершена. Профессор А.С.Водопьянов отметил в своем докладе большой вклад в создание магнита специалистов Савеловского машиностроительного завода, а также инженеров и специалистов ОИЯИ - Е.К.Кошурникова, А.Г.Шурыгина, А.Ф.Макарова, И.А.Олекса, А.А.Ефремова, М.В.Шурыгина, О.И.Федорова, Е.П.Устенко, П.Г.Акишина и других. Постоянную помощь и поддержку оказывал в реализации проекта вице-директор ОИЯИ профессор А.Н.Сисакян.
6 апреля, во второй день работы ПКК, наибольший интерес и дискуссию вызвал доклад профессора Я.Ружечки (Словацкая Республика). Он рассказал, как в Словакии создается Циклотронный центр для медицинских целей, сколько усилий было приложено правительством (в проекте задействованы семь министерств) и специалистами, чтобы этот центр стал одним из лучших в Европе. В интервью нашей газете Я.Ружечка подчеркнул, что при создании Центра организаторы шли от простого к сложному и последовательно ("step by step") решали одну задачу за другой. Начали с приобретения компьютерного томографа и сразу стали использовать его в профилактике и диагностике пациентов, затем приобрели уникальный сканер для определения прединфарктных состояний сердца и т. д. "Экономические расчеты показывают, - сказал Я.Ружичка, - что лечение в нашем центре дешевле в три раза, чем обращение пациентов в обычные поликлиники и больницы. Почему? Там надо пройти много специалистов, сдать массу анализов, и все равно не будет целостного представления о заболевании. А денег уйдет много". Эмоционально изложив статистику заболеваемости и смертности населения стран, входящих в ОИЯИ (картина мрачная), Я.Ружечка предложил проект создания на базе ОИЯИ крупного медицинского центра. На слушание этого вопроса были приглашены медики и представители руководства МСЧ-9. Развернулась бурная дискуссия, было задано много вопросов. На вопрос, чего не хватает для реализации данной идеи, Я.Ружечка ответил: "Политической воли. Нужно преодолеть бюрократические преграды, найти ресурсы, а польза от создания такого центра в ОИЯИ - очевидна". Конечно, должно быть политическое решение правительств стран-участниц ОИЯИ, привлечение частных компаний. Решением ПКК проект "Меднуклотрон ОИЯИ Дубна" был включен в тематический план ОИЯИ.
Оценивая деятельность прошедшей 21-й сессии ПКК, вице-директор ОИЯИ профессор А.Н.Сисакян сказал:
Нынешняя сессия в какой-то степени подвела итоги десятилетней работы этого органа. И в то же время это был традиционный ПКК, так как мы рассматривали новые проекты, анализировали итоги сделанного. Что касается итогов десятилетия, то мы видим, что эта форма работы совершенно оправдала себя, в лице этих "паков" (от аббревиатуры с английского - PAC) мы получили очень мощный международный орган, который позволяет нам формировать научную политику Института, а в лице членов комитетов - лоббистов, в хорошем смысле, наших интересов в международном научном сообществе.
Для этого ПКК было характерным всестороннее обсуждение экспериментов по LHC. В решениях ПКК неоднократно записывалось, что ОИЯИ является уникальной организацией, которая выполняет свои обязательства в срок и с высоким качеством. Причем, выполнение этих обязательств было связано не только с материальным вкладом, а в большей степени - с научным, поскольку в процессе создания тех или иных установок для LHC были сделаны новые методические разработки, найдены уникальные технические и научные решения, такие, каких нигде в мире больше нет. И мы надеемся, что это принесет интересные научные результаты как в ЦЕРН, так и в Дубне.
С большим интересом были встречены участниками сессии результаты работы на нуклотроне, в частности, очень важный эксперимент по ускорению ионов железа. И сегодня члены нашего программного комитета с оптимизмом оценивают будущее нуклотрона.
Интерес вызвали сообщения о работах по пятикварковому состоянию ядерной материи. И, наконец, очень хороший задел есть в нашем Институте по прикладным работам. Этому посвящен новый проект, с которым выступил Ян Ружчика из Словакии. Думаю, что медицинские пучки - одно из самых перспективных направлений нашего Института. Это работы, которые проводятся на стыке физики и медицины, и они очень полезны для лечения ряда тяжелых онкологических заболеваний. Представители стран-участниц проявили большой интерес к докладу Я.Ружечки, что говорит об актуальности заявленного проекта.
Из новых проектов был также поддержан и включен в тематический план проект ЛФЧ - ЛИТ по компьютерному кластеру. Это очень важный элемент нашей научной инфраструктуры.
Надежда Кавалерова