Факт и комментарий


Год проработал в должности исполняющего обязанности главного инженера ОИЯИ член-корреспондент РАН, специалист в области ускорительной физики Г.Д.Ширков. Прошедшая сессия Комитета Полномочных Представителей Института утвердила его кандидатуру в должности главного инженера до окончания срока полномочий директора ОИЯИ. Что удалось сделать за год, остается ли время на научную деятельность - об этом Григорий Дмитриевич рассказал нашему корреспонденту Ольге Тарантиной.

На научную деятельность, к сожалению, остается очень мало времени. Руковожу группой в ЛФЧ, а вместе с И.Н.Мешковым - ускорительными проектами, в том числе ДЭЛСИ. Что удалось сделать за год? Главное, наверное, - это собрать работоспособную команду. В первую очередь, это мои заместители и помощники - А.Н.Парфенов, А.В.Виноградов, В.И.Бойко, В.М.Дробин, без активного участия которых большая часть достигнутых результатов была бы просто невозможна.

Вероятно, необходимо рассказать, какими вопросами занимается главный инженер ОИЯИ. Основное внимание уделяется базовым установкам ОИЯИ. Второе - безопасность Института, понятие, включающее и охрану труда, и ядерную и радиационную безопасность, которые мы поддерживаем в тесном взаимодействии со службой защиты объекта. Наконец, широкий круг вопросов, связанных с энергетикой.

Начну с базовых установок, обеспечение стабильной и бесперебойной работы которых является наивысшим приоритетом в политике дирекции ОИЯИ. С этим мне в некоторой степени повезло, поскольку мой предшественник - Игорь Николаевич Мешков уделял базовым установкам очень большое внимание и во многом я пожинаю плоды его усилий. Главному инженеру приходится координировать работу базовых установок и обеспечение их энергоресурсами. Хочу отметить, что в прошлом 2003 году впервые суммарная продолжительность работы всех базовых установок ОИЯИ превысила 14 тысяч часов. Конечно, есть проблемы, связанные с износом оборудования, но в целом ситуация достаточно стабильна и даже имеет положительную динамику.

По вопросам безопасности Института также был оставлен хороший задел, и, повторюсь, я работаю в команде с квалифицированными специалистами. Конечно, возникали проблемы, но серьезных происшествий за этот период, к счастью, не произошло.

Большую часть времени, и это оказалось неожиданностью для меня, пришлось уделять вопросам энергетики. Вместе с главным энергетиком ОИЯИ В.И.Бойко весь год мы занимались очень серьезными проблемами. Финансовое положение Института довольно сложное, и если на научные проекты средства худо-бедно изыскиваются, то поддержание технической инфраструктуры ведется по остаточному принципу, а ОГЭ и Опытное производство держатся, во многом, на старых запасах. ОГЭ ОИЯИ обеспечивает теплом, электричеством, водой и газом не только производственные площадки Института, но и сторонние организации, а также жилье институтской части города. Причем, на сторонних потребителей приходится 60 процентов всех вырабатываемых ОГЭ ОИЯИ энергоресурсов и оказываемых услуг. Администрация города официально признала долг перед ОИЯИ за предоставленные услуги в размере почти 110 млн. рублей по состоянию на 1 мая 2003 года.

Проблема погашения задолженности неоднократно обсуждалась, принимались совместные решения, подписывались соглашения, но фактически долг администрации не только сохраняется, но и быстро увеличивается в течение года. Эти средства могли бы уже давно быть вложены в техническую инфраструктуру. Например, канализационный коллектор практически полностью исчерпал свой ресурс. В прошлом году аварии на нем случались сначала 2-3 раза в месяц, а потом все чаще и чаще, ставя под угрозу экологическое состояние нашего города. Решением этой проблемы занимались специалисты ОГЭ при непосредственной поддержке дирекции Института, но дело это - очень дорогостоящее. Рассматривались разные варианты. После переговоров с администрацией города и внешними инвесторами дирекцией ОИЯИ было принято решение строить совместно с городом новый коллектор. Но у администрации города на жизненно необходимый, но не слишком амбициозный проект средств не нашлось. Институт с участием внешних инвесторов взялся за его реализацию самостоятельно при условии, что город позднее обеспечит возврат долга. Сейчас большая часть коллектора построена. Подрядчиками даже была приобретена и запущена специальная установка горизонтального бурения для прокладки систем коллектора под дорожным полотном и жилыми кварталами в левобережной части города.

В августе прошлого года между ОИЯИ и администрацией города было подписано соглашение, по которому администрация взяла на себя обязательства не только полностью осуществлять текущие платежи за потребленные услуги, но и начиная с 1 января 2004 года ежемесячно перечислять по 2 млн. рублей в счет погашения старых долгов, в том числе и на строительство коллектора. За три прошедших месяца по этому соглашению было получено лишь 2 млн. рублей за январь, и то после длительной переписки. А из 54 млн. рублей текущих платежей Институт получил только 22 млн. Тем самым, фактически, администрация переложила на бюджет ОИЯИ свои обязательства перед населением в части всевозможных льгот и субсидий, которые ею же и были установлены.

Ситуация с возвратом Институту городских долгов в этом году, как я уже говорил, развивается просто катастрофически: на сегодня долг составляет уже 150 млн. рублей! Очевидно, что отсутствие регулярных текущих платежей влияет на всю жизнедеятельность ОИЯИ. Оперативных средств не хватает на текущие расходы, оборудование и материалы. По-видимому, мы будем вынуждены обратиться в вышестоящие органы. В дальнейшем ОИЯИ, очевидно, не сможет тратить ежемесячно 10 - 15 млн. рублей своих средств на нужды города, а, значит, нам неизбежно придется сокращать объем услуг, предоставляемых сторонним некредитоспособным организациям.