Коллектив и его дело


Как уже сообщалось в нашей газете, в конце января колонна большегрузных автомобилей доставила в Дубну детали магнитопровода циклотрона DС-72, который создается в ОИЯИ для Словацкой Республики. Оборудование изготовлено на Новокраматорском машиностроительном заводе (Украина). Тогда-то ваш корреспондент, отправившись по своим газетным делам в ЛВЭ, услышал, что его окликают из затормозившего микроавтобуса: "Быстро садись в машину, сейчас увидишь кое-что интересное". Приглашение принадлежало Юрию Туманову, и ваш корреспондент сразу вспомнил сцену фильма "Сюжет для небольшого рассказа", когда Гиляровский с подножки пожарной кареты кричал Чехову: "Антон, поехали на пожар!". Пожара в 205-м корпусе не было, а была разгрузка многотонных балок, которые составят "скелетную основу" циклотрона. Через несколько дней после разгрузки ваш корреспондент встретился со специалистами, принимающими непосредственное участие в создании ускорителя.

В нашей беседе то и дело звучали термины, далекие от ускорительной физики и инженерного дела, - маркетинг, менеджмент, растаможивание, и уже более близкие к ним - проектно-конструкторская документация, техзадание, чистота поверхности, содержание углерода, химический состав стали... В чем же особенности работы над созданием DС-72, далеко не первого инструмента с маркой Дубны, предназначенного для вывоза за границу? (Напомним читателям, что в Дубне создавались циклотроны, которые до сих пор работают в Кракове и Ржеже, микротроны для Монголии и Кубы, ускорительное оборудование для ряда проектов, осуществляемых в ведущих ускорительных центрах мира).

Главный инженер Лаборатории ядерных реакций имени Г.Н.Флерова В.А.Костырев руководит технологической группой проекта:

Изготовление элементов магнитопровода - один из этапов масштабной работы. Весь проект осуществляется под руководством заместителя директора ЛЯР профессора С.Н.Дмитриева, научно-техническую часть координирует научно-технический руководитель проекта Г.Г.Гульбекян, разработку конструкторской документации возглавляет главный инженер проекта - И.В.Колесов. В нашу технологическую группу входят В.И.Гасилин (он одновременно является заместителем руководителя проекта по качеству) и А.М.Ломовцев - ведущий инженер проекта. На этих людях лежит ответственность за технологическое сопровождение конструкторской документации, за подготовку контрактов и взаимодействие с изготовителями, приемочный контроль качества изделий, снижение уровня затрат.

Состав и параметры нового циклотрона изначально были определены техническим заданием заказчика, разработанным совместно с ОИЯИ. Разработка технического проекта в ЛЯР была начата в мае 2001 года. Когда конструкторская документация на магнитопровод электромагнита была готова, мы начали поиск изготовителей, учитывая при этом их технологические возможности, уровень технической культуры, наличие системы качества и, конечно, запрашиваемые цены. Обычно для выполнения каждого заказа выбирали в конце концов одно из нескольких предприятий (а в конкурсе участвовало не менее трех), наиболее устраивавшее нас по всем показателям.

Прежде чем было принято решение о размещении заказа на магнитопровод, мы побывали в Череповце, на Ижорском заводе, взаимодействовали с Магнитогорским, Новолипецким, Орско-Халиловским металлургическими комбинатами, Уралмашем и Азовсталью, то есть практически со всеми крупнейшими металлургическими предприятиями и заводами тяжелого машиностроения России и СНГ. По всем параметрам более всего подошел Новокраматорский машиностроительный завод. НКМЗ был построен в 1934 году, оснащен современным оборудованием, имеет сертификат немецкого органа по сертификации TUV CERT на систему качества, соответствующую требованиям международных стандартов ИСО 9001.

Технической документацией было предусмотрено минимальное содержание углерода в стали, и сталевары это требование выполнили - содержание углерода в элементах магнитопровода (для каждого - отдельная плавка!) колеблется от 0,01 до 0,07 процента. Плюс идеальная однородная структура после ковки. Плюс высочайшая точность механической обработки - неплоскостность составляет не более 60 микрон при площади поверхности 6 кв. м. Плюс высокое качество антикоррозионной защиты. Можно смело утверждать, что такого металла нет ни в одном дубненском ускорителе. Общий вес всех изготовленных элементов составляет 310 тонн, они должны транспортироваться на 18 большегрузных автомобилях. 16 из них уже прибыли в январе, еще 2 с полюсами и секторами прибудут в феврале. Срок изготовления заказа составил около восьми месяцев.

Почему вы выбрали в качестве площадки для разгрузки элементов циклотрона и монтажных работ 205-й корпус Лаборатории высоких энергий?

Это единственное помещение в Институте, которое нас устраивает по площади и по высоте расположения подъемного крана, поскольку DС-72 - это ускоритель с вертикальной схемой расположения резонаторов (все "наши" циклотроны имеют горизонтальную схему). И мы очень благодарны руководству Лаборатории высоких энергий за понимание, с которым в этом коллективе отнеслись к нашим проблемам. Здесь планируются дальнейшие работы по проекту - электромагнитные измерения, отработка ускоряющей системы, откачка вакуумных объемов.

Здесь же, в 205-м корпусе, уже собрана эстакада, имитирующая схему размещения ускорителя в Циклотронном центре в Братиславе. Эстакада изготовлена в Дубне на Волжском электромеханическом заводе. Ее монтаж в 205-м корпусе вела группа опытных рабочих во главе с нашим лабораторным асом, слесарем механо-сборочных работ высочайшей квалификации А.А.Гринько. Ядро этой бригады составляют Н.П.Хрустов, В.С.Шилов и опытная крановщица Р.В.Макарова. Бригада создана приказом по ОИЯИ, и в течение ближайших месяцев 205-й корпус станет основным местом их работы. Им предстоит выполнить работы по монтажу электромагнита, его демонтажу, упаковке, и, как мы сейчас представляем, монтажу электромагнита в Братиславе.

По существу, если говорить коротко, в корпусе 205 ЛВЭ в настоящее время создается стенд для испытаний электромагнита циклотрона DC-72. На территории ЛЯР в рамках этого же проекта одновременно ведутся работы по созданию еще двух стендов: для испытаний ионных источников и системы вертикальной инжекции пучка в циклотрон, для испытаний системы транспортировки и разводки пучка. И еще один стенд - для испытаний модели электромагнита и магнито-оптических элементов - создан ранее и успешно работает с 2001 года. В создании стендов активно участвуют руководители тем И.В.Калагин, С.Л.Богомолов, М.В.Хабаров, С.В.Пащенко, И.А.Иваненко, В.А.Бузмаков, В.А.Веревочкин, О.Н.Борисов.

Но все, что делается руками (с помощью соответствующей оснастки, естественно), вначале воплощается в конструкторской документации...

Вы совершенно правы - такую документацию в соответствии с техническими заданиями, разработанными руководителями тем под руководством Г.Г.Гульбекяна, на высоком техническом уровне разработали наши конструкторы во главе с И.В.Колесовым. Большой объем работы по электромагниту выполнили Г.Н.Иванов и В.Б.Галинский. На НКМЗ эту документацию приняли без лишних слов. Активно работали В.В.Бехтерев, А.Ю.Блистунов, Л.А.Рубинская, Е.М.Смирнова. Они занимались другими системами ускорителя. Когда в ЛЯР не хватало своих сил, мы подключали конструкторов ЛЯП, ЛВЭ, ЛНФ. В изготовлении отдельных узлов и деталей участвовали наши мастерские, отделение опытно-экспериментального производства ЛЯП, заказы размещались и в Опытном производстве ОИЯИ.

Вы несколько раз упоминали о высоких требованиях к качеству - начиная от проектирования и кончая монтажными работами. А это тесно связано с уровнем технической культуры на всех участках и этапах выполнения проекта. Что вы можете сказать об этом аспекте "особенностей национального ускорителестроения"? (ответ на этот вопрос можно считать коллективным, поскольку в его обсуждении оживленно участвовали все, кто собрался в кабинете главного инженера, - и В.А.Костырев, и В.И.Гасилин, и А.М.Ломовцев).

После подписания контрактов с изготовителями мы вместе с конструкторской документацией передаем им разрабатываемые нами технические условия, которые содержат в себе описание взаимоотношений по вопросам качества между заказчиком и изготовителем по всему производственному циклу, начиная от взаимоотношений по конструкторской документации до упаковки готовой продукции. Технические условия содержат также описание всех обязательных процедур, обеспечивающих выполнение требований документации, порядок и объем предъявлений отдельных операций и готовой продукции для контроля заказчику. Такие документы совершенно нормально воспринимаются изготовителями, легко адаптируются в их системы и, как показал опыт, являются очень эффективными с точки зрения достижения заданного уровня качества.

Мы с коллегами побывали в разных местах и увидели, что за последние годы на предприятиях России и СНГ ведется большая работа в области управления качеством продукции. Например, традиционный партнер ОИЯИ завод электрофизического оборудования Санкт-Петербургского НИИЭФА имени Д.В.Ефремова за последние годы, оставшись верным своей основной производственно-технической ориентации, превратился в многопрофильное производство, сохранил опытные руководящие, инженерные и рабочие кадры, оснастился новым современным оборудованием, часть которого разработана и создана своими силами. Здесь мы разместили заказы по изготовлению катушек электромагнита и поворотных магнитов канала транспортировки. Уровень качества выпускаемой здесь продукции достаточно высокий, и не случайно здесь выполняются многие западные заказы, отвечающие самым высоким требованиям.

Совершенно очевидно, что назрела необходимость создания и отработки системы качества по стандартам ИСО 9000 и в ОИЯИ. Наверное, вначале это имеет смысл сделать в рамках одной лаборатории и, возможно, в ОП. Международный сертификат системы качества - это пропуск на мировой рынок. НИИЭФА - хороший пример. Питерцы уже прошли этап международной сертификации, получают иностранные заказы и это не вызывает никаких вопросов. И мы сейчас понимаем, что, получив массу ответов на массу вопросов по всему циклу "от идеи до внедрения", мы не должны этот опыт свести к уровню прецедента. У нас в Институте есть богатейший научно-технический потенциал, и это хорошая основа для вхождения в мировой рынок ускорительной техники.

Евегний МОЛЧАНОВ,
снимки Юрия ТУМАНОВА


Из досье еженедельника "Дубна"


Первые публикации, посвященные Циклотронному центру Словацкой Республики (ЦЦСР), появились в нашей газете в 1999 году. По итогам рабочего совещания с участием словацких специалистов, проходившего в Дубне, еженедельник опубликовал краткое описание технических характеристик и возможностей будущего Циклотронного центра в Братиславе.

Основной ускорительной установкой ЦЦСР является базовый циклотрон DС-72 ускоренных протонов и тяжелых ионов. По параметрам ускоряемых ионов он является уникальной ускорительной установкой, обеспечивающей высокие интенсивности пучков легких ионов высоких энергий и, в то же время, ускорения тяжелых ионов низких энергий.

В том же году ОИЯИ посетила большая делегация депутатов Национального собрания, руководителей ряда институтов и организаций Республики Словакия.

Д.Подгорски, председатель Государственного комитета по нормализации, метрологии и сертификации Словакии: Создаваемый комплекс станет уникальным центром не только по производству радиохимических препаратов, диагностике и терапии рака. Он, практически, на промышленном уровне позволит решать еще несколько задач - производить стерилизацию пищевых продуктов, определять загрязнения материалов...

А.Дука-Зойоми, депутат Национального собрания Словакии: Мы начинали в 1995 году, и эти шаги были не самые простые... Затраты большие, но эти вложения будут эффективны. В проекте участвуют 11 институтов и университетов Словакии, хотя без поддержки России и Дубны эта идея вообще не возникла бы.

А.Н.Сисакян, вице-директор ОИЯИ: К моменту открытия комплекса в Дубне будут подготовлены специалисты, которые смогут в нем работать. Такой подход - не только изготовление оборудования, но и подготовка кадров - возможен только в Дубне.