Life Sciences
Встречи в солнечной Варне
с людьми, которые занимаются науками о жизни
Если говорить протокольным языком отчетов, с 21 по 27 сентября в Варне, на курорте "Золотые пески" проходило первое координационное совещание "Перспективы развития наук о жизни в ядерных центрах", организованное ОИЯИ и Институтом ядерных исследований и ядерной энергии БАН. В нем приняли участие около 60 ученых и специалистов, представлявших научные центры Европы и США. На пленарных заседаниях, стендовых секциях сделано несколько десятков докладов, которые охватывали широкий круг вопросов применения ядерно-физических методов в медицине, биологии, науках о Земле и в других областях.
Если оторваться от сухого протокольного языка...
Море открылось, как всегда, неожиданно, когда наш автобус с предупредительно-вежливыми болгарскими ребятами, членами оргкомитета, погрузившими чемоданы в специальный грузовой автомобиль, поднялся, выезжая из Варны, на небольшой холмик. С виду вода была теплой и ласковой. Так оно и оказалось, когда мы, побросав в номерах свои вещи, вышли на вечерний пляж... Солнце уже катилось к зеленым - конец сентября! - холмам, и в розовых его лучах светлый замок современной постройки казался сказочной декорацией...
Из вступительного слова академика В.Г. Кадышевского
...В нашем нынешнем понимании науки о жизни включают в себя широкий спектр исследований в области медицины, биологии, экологии, высокотехнологичных материалов и т.п. Главной задачей всех этих исследований является улучшение условий существования всех живых организмов на Земле и, в первую очередь, человека. Это крайне актуальные и потенциально важные исследования.
Ядерные центры, обладающие высочайшим научным потенциалом и современными мощными ядерными установками, могут и должны всемерно развивать и поддерживать исследования в области наук о жизни.
Я считаю, что основания для участия ядерных центров в работах, связанных с науками о жизни, по сути своей двоякие: наличие экспериментальных установок, которые можно использовать для конкретных целей, и наличие передовых знаний о свойствах и методах измерения излучения и радионуклидов...
На нашем совещании будут обсуждаться темы, относящиеся к ядерной медицине и фармакологии, радиобиологии, радиационной экологии, производству радиоизотопов, радиационно-аналитическим методикам. Мы надеемся, что это будут плодотворные деловые дискуссии, способствующие осуществлению и успеху соответствующих исследований.
С удовольствием отмечаю, что наше первое координационное совещание проходит в Варне, на Золотых песках, в замечательно месте, где природа и человек создали наиболее благоприятные условия для приятного времяпрепровождения...*)
*) Перевод Михаила Потапова
Интервью в кулуарах совещания
Профессор Йордан Стаменов, директор Института ядерных исследований и ядерной энергетики Болгарской академии наук в Софии.
Что вас лично связывает с Дубной, с российской наукой?
Основную роль в моей жизни сыграл Физический институт Академии наук имени Лебедева. Я там проработал 16 лет начиная с аспирантуры и кончая докторской диссертацией. Это серьезная школа, я очень благодарен советским коллегам. Вообще мне с точки зрения образования повезло в жизни. Совсем молодым человеком меня послали учиться в ГДР в Дрезденский Технический университет. Там школа была очень хорошая. Потом попал в ФИАН. Все, что получил в Дрездене, пошло мне на пользу в России. Я в Дубну приехал уже директором института и очень рад, что в эти нелегкие времена, когда сотрудничество с Россией ставилось под вопрос, наш институт сумел отстоять необходимость дальнейшего развития сотрудничества. Дубна остается великолепной школой для молодых людей. Нигде они не могут получить такое последовательное и глубокое физическое образование.
Прикладная тематика в вашем институте, как явствует из вашего доклада на совещании, развивается успешно и активно последние десять лет. Каким направлениям и почему вы уделяете особенное внимание?
Исходя из того, что институт занимается утилизацией ядерных отходов - у нас есть единственное хранилище в Болгарии - мы должны проводить радиобиологические исследования, осуществлять контроль за охраной окружающей среды. Сначала занимались измерениями радиологических параметров, а потом решили расширить эту сферу и контролировать химические загрязнения воздуха, воздействие разных загрязнителей на биологические объекты с помощью наших коллег из институтов зоологии, ботаники, леса, химии. Тот центр, который мы организовали (о его работе профессор Стаменов подробно рассказал на совещании), - это неформальное учреждение, в его работе участвуют специалисты из разных институтов... Такая форма оказалась очень эффективной. Оказывается, что можно управлять и без приказов, когда действительно есть заинтересованность людей.
Ваш институт участвует в организации многих международных конференций, совещаний на территории Болгарии. Какое значение вы придаете нынешнему совещанию?
Что касается Life Sciences, мне кажется, что эта область знаний давно уже развивается - в разных местах, теми или иными способами... Но настает момент, когда надо это все систематизировать, как-то лучше организовать, в больших масштабах. Что касается контроля окружающей среды с точки зрения глобальных изменений, чему был посвящен мой доклад, то тут вообще нужен новый подход, чтобы скоординировать фрагментарные исследования, которые независимо друг от друга ведутся в разных центрах. Для того чтобы решить этот вопрос, нужна хорошо отлаженная система измерений в определенных местах. Таких, как высокогорье, тундровые области, потому что они очень чувствительны ко всяким изменениям и медленно восстанавливаются.
Вторая большая проблема, и я об этом говорил на круглом столе, - это сбор и статистическая обработка информации. Делаются атласы загрязнения отдельных регионов, создаются банки данных по определенным проблемам, но такая глобальная сесть, которая позволила бы представить общую картину и на ее основе моделировать локальные проблемы, - это пока не сделано. И это очень сложный вопрос. Он связан с тем, что уровень измерительных систем нужен более-менее одинаковый, важны также надежность этих систем, передача данных в режиме реального времени, создание единого банка данных, обеспечение удобного для пользователей доступа к этим данным, обращение с ними... То есть у нас впереди еще очень много конкретной работы, к которой просто нужен специализированный подход. До сих пор, мне кажется, этому не уделялось достаточного внимания.
До сих пор моя основная специальность - ядерная астрофизика. Но когда были тяжелые времена, французское правительство предложило деньги на исследования окружающей среды. Мы сделали такой проект и работали около пяти лет в коллаборации с достаточно известными французскими университетами. Мы начинали с нуля, но постепенно развили новые технологии, и потом я понял, что многие подходы, которые используются в других областях физики, могут успешно здесь применяться. Так и оказалось. Мы построили высокогорную обсерваторию, оснастили ее технически на современном уровне, и сегодня она одна из лучших в Европе.
Что сегодня представляет из себя ваш институт?
В институте работают 350 человек, то есть за последние годы численный состав изменился не существенно. С точки зрения фундаментальных направлений все осталось примерно так же, они полностью связаны с большими экспериментами то ли в Дубне, то ли в других крупных научных центрах мира, что же касается прикладных, там были разные флуктуации в зависимости от времени. Вначале мы уделяли много внимания научной поддержке ядерной энергетики. Потом переключились на радиоактивные отходы, полностью реконструировали существующее ядерное хранилище. Сейчас оно стало просто неузнаваемым, и Международное агентство по атомной энергии решило показывать на нашем примере, как нужно реконструировать такие хранилища. И действительно, каждые два года у нас проходит такое рабочее совещание при финансовой поддержке МАГАТЭ.
Мне кажется, тут еще один есть существенный аспект. Ведь нередко бывает, что предупреждения ученых, их доклады и отчеты с результатами исследований окружающей среды, которые попадают на столы госчиновников, так в этих столах и остаются. Или на полках. И более того, ученым говорят: "Вы не делом занимаетесь, вы будоражите население". Так что на этом уровне - взаимодействия науки и государства - тоже есть проблема?
Вы знаете, подача такой экологической информации - очень деликатная вещь. Например, информации о серьезных ядерных происшествиях. Нужно очень четко обрисовывать место данного происшествия в общем контексте, чтобы люди поняли, что к чему. И недопонимание может довести только до психоза, что вообще не нужно. С одной стороны, не нужно скрывать от людей правду, с другой стороны, нельзя их и пугать. Нужно суметь преподнести эту правду. Радиофобия и другие фобии - это очень благодатная база для создания в обществе нездоровой обстановки. Я как раз об этом говорил с болгарскими журналистами, которые освещали наше совещание, - с моей точки зрения, проблема тяжелых металлов более серьезна, чем многие другие. И надо это преподносить людям очень аккуратно, очень точно и по возможности вникая в тонкие детали всех этих проблем.
Что и сделали профессор Стаменов, а также его коллеги - вице-директор ОИЯИ профессор Цветан Вылов, начальник Отдела радиационных исследований и радиационной безопасности Евгений Красавин, когда беседовали с корреспондентами болгарского информационного агентства, освещающего вопросы науки (см. фото).
Продолжение следует.
Евгений Молчанов
Варна - Дубна