С 93-й сессии Ученого совета


Зимняя сессия Ученого совета совпала с первым за нынешнюю зиму существенным потеплением. Говорят, по народным приметам, семилетняя научная программа развития ОИЯИ будет осуществляться в "теплой атмосфере". В завершение первого дня сессии в холле гостиницы "Дубна" квартет скрипачей исполнил короткую, но насыщенную концертную программу. Столь же насыщенной была атмосфера Ученого совета.

Ученый совет начался с краткого обзора итогов выполнения рекомендаций двух предыдущих сессий, сделанного директором ОИЯИ В.Г.Кадышевским.

В прошедшем году неплохо отработали базовые установки. Реактор ИБР-2 и ускорительный комплекс ЛЯР в итоге проработали большее количество часов, чем было запланировано. В 2003 году планируется остановить работу синхрофазотрона. Этот участок работы, отметил докладчик, курировал главный инженер ОИЯИ И.Н.Мешков, срок его работы в этой должности истек. Прошлый год для Игоря Николаевича был знаменательным, он с коллегами удостоен Государственной премии. С 1 января 2003 года обязанности главного инженера исполняет Г.Д.Ширков.

Основные научные и технические результаты (о самых значительных, удостоенных премии ОИЯИ, наша газета рассказывала в предыдущем номере): зарегистрированы два события, указывающие на формирование ядра 118-го элемента; осуществлен вывод пучков Не-6 и Не-8 на участке DRIBs; создан третий движущийся рефлектор для ИБР-2 (модернизация реактора заторможена, поэтому остановки реактора, как планировалось, в 2003 году не будет, ИБР-2 отработает еще два сеанса); окончился демонтаж старого линейного ускорителя ЛИУ-30 для создания установки ИРЕН и т.д.

Успешно развивается образовательная программа. В этом году 215 студентов вузов стран-участниц приняли участие в работе Учебно-научного центра. В рамках новой программы подготовки специалистов для ИБР-2 на базе дубненского отделения МИРЭА обучены 99 студентов. В аспирантуре обучалось 62 аспиранта, защищено 11 кандидатских диссертаций.

В финансовом отношении 2003 год - один из самых удачных за последнее время. Наполнение институтского бюджета составило 77 процентов контрольной суммы (в 2002-м - 55 процентов).

Состоялись важные переговоры об ассоциированном членстве в ОИЯИ с представителями Китая, Индии, Испании, Греции. На следующие три года подписано соглашение с министерством образования, науки и технологий Германии.

В прошедшем году были проведены 47 конференций, школ, семинаров, в том числе в Греции, Монголии, Румынии, Словакии, Украине. В них приняли участие более 4800 ученых, в том числе 276 физиков из ОИЯИ, 275 - из других стран-участниц. В Бухаресте прошла традиционная выставка "Наука сближает народы", ее путешествие по миру продолжится в этом году в Ереване.

На сессии Ученого совета состоялось вручение дипломов о присвоении звания "Почетный доктор ОИЯИ" профессорам Владимиру Мещерякову, Толибу Муминову, Владимиру Околовичу, Хорсту Роллнику, Вальтеру Грайнеру.

Директором Лаборатории информационных технологий на сессии избран Виктор Владимирович Иванов (Россия), заместителем директора Лаборатории физики частиц - Юрий Константинович Потребеников (Казахстан).

Эта тема в нашей газете освещалась достаточно подробно - публиковались комментарии председателей программно-консультативных комитетов по отдельным направлениям программы, интервью вице-директора Института А.Н.Сисакяна, были представлены отдельные проекты. Год назад свое видение перспективной программы Института сформулировали директора лабораторий. Поэтому в отчете с сессии Ученого совета остановимся лишь на отдельных принципиальных положениях семилетней программы развития Института.

Как отметил в своем докладе А.Н.Сисакян, концепция Программы учитывает то, что ОИЯИ работает успешно и стабильно более 46 лет, в течение которых получены научные результаты мирового значения. Институт опирается на мощный фундамент - "три столпа", которые представляют собой:

Одним из ключевых вопросов Программы является реалистичность и всесторонний анализ условий ее осуществления. В Программе отражены вопросы, связанные с социально-экономическими условиями, реформами, человеческими и финансовыми ресурсами, а также с инфраструктурой Института.

Основной целью научно-исследовательской деятельности ОИЯИ в 2003-2009 годы будет, как и прежде, получение новых научных знаний в области физики элементарных частиц, физики атомного ядра и физики конденсированного состояния вещества; постановка и проведение теоретических и экспериментальных исследований, существенно влияющих на развитие теории фундаментальных взаимодействий и современных представлений о строении вещества. При этом будут сохранены основные научные направления исследований ОИЯИ.

Программа предусматривает дальнейшую концентрацию усилий на развитии и модернизации материально-технической базы Института, обеспечивающей проведение актуальных и конкурентоспособных теоретических и экспериментальных исследований. В проекте Программы намечены следующие шаги по ее реализации.

В области научной политики и международного сотрудничества:

Развитие ОИЯИ как "кластерного центра", в котором средства на осуществление экспериментальных программ в приоритетном порядке будут выделяться на эксплуатацию и развитие собственных базовых установок и на участие ОИЯИ в наиболее значимых экспериментах в научных центрах мира, в которых ученые ОИЯИ вносят весомый вклад в программу физических исследований и в создание экспериментальных установок.

Создание благоприятных условий для вступления в Институт новых государств - членов и организаций на основе двусторонних и многосторонних соглашений. В качестве таких условий подразумевается, прежде всего, наличие в ОИЯИ перспективной научной программы, современной экспериментальной базы и высокоразвитой инфраструктуры.

Дальнейшее развитие получат такие формы плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества, как заключение двусторонних и многосторонних соглашений, организация международных конференций и совещаний, а также интенсивный обмен визитами ученых и специалистов.

В области разработки и применения высоких технологий:

На основе фундаментальных исследований дальнейшее развитие и применение новых наукоемких технологий в смежных областях науки, в том числе развитие прикладных исследований с использованием установок Института (нуклотрон, ИБР-2, изохронные циклотроны, фазотрон) и компьютерно-сетевых ресурсов.

Привлечение новых партнеров, проявляющих интерес к прикладным исследованиям.

Создание и ввод в действие новых установок с целью развития базы как для фундаментальных исследований, так и для разработки и применения новейших технологий в физике, химии, микроэлектронике, биологии, медицине, экологии и др.

В области образовательной программы:

Развитие в ОИЯИ различных форм университетского образования, открытого для участия всех университетов, в котором проведение научных исследований тесно связано с образовательным процессом. Особое внимание в образовательной программе будет уделяться подготовке специалистов из стран-участниц ОИЯИ для их дальнейшей научной работы как в Институте, так и в лабораториях стран-участниц.

В области социально-экономических преобразований:

Реализация комплексной системы сбалансированных преобразований для обеспечения стабильного развития Института по следующим направлениям: финансовая реформа; развитие и оптимизация инфраструктуры Института; социальная политика. Важным элементом должно стать повышение заработной платы сотрудников Института.

В области финансовой политики:

Обеспечение постепенного роста бюджетных доходов Института. Дополнительное финансирование научных исследований за счет увеличения внебюджетных ресурсов, включая гранты различных фондов и организаций.

Концентрация ресурсов на приоритетных проектах и оптимизации структуры расходов Института.

В повестку сессии вошли научные доклады: "Перспективы использования синхротронного излучения в науке и технике" - М.В.Ковальчук; "Развитие комплекса адронной терапии на фазотроне ЛЯП им. В.П.Джелепова" - Г.В.Мицын; "Перспективы исследований молекулярных механизмов зрительной рецепции на базовых установках ОИЯИ" - М.А.Островский; "Проект дубненской Международной школы современной теоретической физики" - А.Т.Филиппов.

Академик Р.Сосновски (Польша): Я нахожу весьма многообещающим, что семилетняя программа ОИЯИ, базируясь на "трех столпах", сохраняет преемственность в развитии Института. Лично мне представляется особенно важным "столп" номер два - это "домашние" базовые установки, их конкурентоспособность и привлекательность для физиков. Все это исключительно важно для повышения престижа ОИЯИ в мировом сообществе. Существенной частью плана представляется социальная программа, нам надо больше заботиться сегодня о кадрах, о рабочих и инженерах, о привлечении пользователей. Если в Институте есть привлекательные установки - необходимо обеспечить и возможности их нормального содержания и развития. Может быть, это не совсем по тематике Ученого совета, скорее, замечания в адрес дирекции и КПП, но без хорошей инфраструктуры, состояния транспортного парка и т. д. вряд ли можно будет говорить о состоянии базовых установок.

То же самое о бюджете. Мы видим, что на деле он не увеличивается, но число бюджетных позиций растет. Вряд ли очень тонкий слой финансового покрытия расходов вырастет в ближайшие семь лет. И это вызывает некоторое беспокойство. Так что вслед за Клодом Детразом я призываю коллег посмотреть, как обеспечиваются первоприоритетные направления.

Здесь возникло немало вопросов о статусе ассоциированных членов ОИЯИ. Мне довелось принимать участие в выработке критериев такого участия стран в деятельности ЦЕРН. Это очень трудное дело - достаточно сказать, что на одной чаше весов оказались такие трудносопоставимые государства, как США и Бангладеш. И это при том, что как ЦЕРН, так и ОИЯИ де-факто выполняют благородную миссию развития физики в странах, которые нуждаются в экономической помощи. Вопрос этот непростой, ко всем странам - как к "богатым", так и к "бедным" - надо относиться одинаково доброжелательно, но и с известной степенью дифференциации по их финансовым возможностям.

Профессор Д.Л.Надь (Венгрия): К вопросу об ассоциированном членстве в ОИЯИ как представитель страны, которая перешла от полноправного участия к ассоциированному, скажу, что не убежден в правильности такого решения. Сейчас наши отношения с Дубной закреплены в договоре о сотрудничестве между ОИЯИ и Венгерской Академией наук. Примерно такие же отношения нас связывают с Греноблем и рядом других центров мира. И я боюсь, что введение "уставного" положения об ассоциированном членстве многие в Венгрии будут рассматривать как шаг к возвращению полного членства. Так что пока лучше оставить все как есть...

Профессор Р.Мир-Касимов (Азербайджан): Поднятый в нашей дискуссии вопрос о комплектовании НТБ ОИЯИ (в выступлении сотрудника ЛТФ В.Нестеренко говорилось о том, что подписка на 2003 год составила 23 наименования научных журналов по сравнению с 40 в 2002-м - ред.) представляется очень своевременным, и его следует обсудить более широко.

Профессор Б.Пейо (Франция): То, что нуклотрон становится машиной мирового уровня, не может не радовать. Это лишний аргумент к вопросу о привлекательности Института. Сейчас важно более широко пропагандировать в мировом сообществе такие возможности.

Профессор Л.Маспери (Бразилия): В Латино-Американском научном центре, как известно, успешно используется для исследований и обучения студентов и молодых специалистов Аргентины, Бразилии, Кубы микротрон, в свое время сделанный в ОИЯИ по заказу Кубы. Раз в два года проводятся школы молодых ученых по физике и биологии, к работе которых мы хотим привлечь и ученых как ЦЕРН, так и ОИЯИ. Дубненские эксперты могут также оказать существенную помощь в исследованиях на микротроне, а наши молодые специалисты были бы рады пройти школу в Дубне.

П.Спиллантини (Италия): Во-первых, очень важно, что в ОИЯИ приняли семилетнюю программу. Никогда раньше планов на такой длинный отрезок времени не строили. Я считаю, наступил подходящий момент: худшие времена еще не прошли, но уже видно, что проходят. ОИЯИ их пережил, и нужно жить дальше и планировать свое будущее. Понятно, что сил, чтобы создавать большие установки, воплотить все мечты, недостаточно, но для того, чтобы их постепенно реализовать, надо развивать инфраструктуру. Эти цели и ставит семилетняя программа.

Конечно, нужно, чтобы все государства-члены ОИЯИ платили взносы реальными деньгами. Необходимо повышать зарплату ученым и обслуживающему персоналу Института. Мне кажется, необходимо менять структуру ОИЯИ, стремиться сделать ее похожей на европейские институты - многопрофильные лаборатории преобразовать в более или менее унитарные. И на это должно уйти полтора-два года. Такой задачи нет в программе, но многие понимают, что это необходимо сделать и работать дальше.

Н.Роули (Великобритания): Область моих научных интересов - ядерная физика, и я могу прокомментировать программу только в этой области. По-моему, очень хорошо, что специалисты ОИЯИ в области ядерной физики и в других областях широко участвуют в выездных экспериментах самого высокого уровня во всем мире. А в ОИЯИ создаются такие установки, которые становятся привлекательными для большого числа исследователей из многих стран. Это движение в обоих направлениях - очень важное, пожалуй, основное свойство для поддержания жизнеспособности Института как международного центра.

В области ядерной физики я не могу не упомянуть проект DRIBs. Первая фаза его выполнения уже завершена, вторая уже начата, и предполагается, что она будет выполнена в ближайшем будущем. Создаваемый комплекс ускорителей имеет высокую конкурентоспособность. Конечно, нельзя не упомянуть о работах по синтезу сверхтяжелых элементов. Это действительно выдающиеся исследования, идущие сегодня впереди. Исследования, проводимые на комплексе циклотронов, привлекательны для ученых всего мира, которые хотят приезжать сюда со своей регистрирующей аппаратурой. Это, я подчеркиваю, взаимовыгодный процесс: исследователи из других институтов получат доступ к установкам ЛЯР, а ученые этой лаборатории - к современным системам регистрации, с помощью которых смогут проверить свои данные.

Так же хорошо, на мой взгляд, обстоят дела с ядерной физикой с помощью нейтронов. Физики ЛНФ ведут фундаментальные исследования в других мировых центрах, например, в ИЛЛ в Гренобле, и одновременно реализуют у себя проект ИРЕН. Это будет хорошая установка мирового уровня и это один из проектов семилетней программы.

Необходимо сказать о важном значении модернизации реактора ИБР-2, которую также планируется выполнить в течение семи лет. Не могу не отметить также эксперименты, которые проводятся в ЛЯП - по физике слабых взаимодействий и физике нейтрино.

Академик В.А.Матвеев (Россия): Судя по мнению членов Ученого совета, с которыми мне довелось обменяться впечатлениями, они очень высоко оценивают итоги деятельности Института. Это очень существенно. И поэтому план, который был предложен, воспринят весьма положительно, потому что есть очень большая уверенность в том, что заложенные в нем хорошие перспективы с высокой степенью уверенности могут быть реализованы. Действительно, есть хороший прогресс в деятельности Института, в его позициях. Ну и, вообще, ситуация начала меняться в России, и в поддержке науки тоже.

Особенно большой резонанс и одобрение членов Ученого совета вызывает энергичная деятельность дирекции по привлечению потенциальных новых членов, в том числе ассоциированных. С удовлетворением воспринято сообщение дирекции о переговорах, проведенных в Индии и в Китае. Если бы действительно удалось достичь решения о возвращении Китая в Институт, это было бы историческим моментом и поставило бы Дубну в положение, исключительное в мире. Даже по сравнению с таким выдающимся международным центром, как Европейская организация ядерных исследований. Дубна играла бы роль евроазиатского центра, своеобразного моста, который позволил бы объединить ученых и Азии, и Европы, и Америки. Это исключительно правильно выбранное направление. Так что мы могли бы только пожелать Дубне успеха в осуществлении представленных планов.

Профессор Матей Матеев (Болгария): Первое, что было особенно важно, - очертить некую перспективу на достаточно длительный срок, чтобы страны-участницы могли себе представить, как будет развиваться Институт, и планировали соответствующее финансирование. С другой стороны, в обозримом будущем у нас очень много важных задач по модернизации базовых установок, прежде всего собственных, - ИБР-2, ИРЕН, комплекс тяжелых ионов, нуклотрон, и это все в зависимости от физической программы. Надо решить, каким образом все это будет делаться. И сравнительно долгосрочное планирование именно на этот этап было крайне необходимо.

К счастью, дирекция это все хорошо понимала, и сделано первое приближение к перспективному планированию. Мы получили один документ, который был предложен лабораториями, и сейчас он стал основой для широкого обсуждения как в стенах ОИЯИ, так и в странах-участницах. На этом Ученом совете мы уже имеем проект семилетней программы, который довольно четко обозначает контуры будущего развития Института и расчеты необходимых финансовых затрат.

Сейчас мы переживаем важный переходный период - от начала девяностых годов, когда Институт в некотором смысле выживал, мы вышли на уровень ведущего мирового центра во всех трех направлениях научных исследований. И план, который мы принимаем, гарантирует ведущее положение Института в мировом масштабе. Так что лично я высоко оцениваю и план, который предложила дирекция на эту сессию Ученого совета, и то, что дирекция довела Институт до уровня, который позволяет этот план осуществлять.

После этой сессии проект будет представлен Комитету Полномочных представителей, чтобы они имели в виду перспективы и могли соответствующим образом планировать участие своих стран, а на летней сессии Ученого совета, я думаю, мы примем окончательный вариант плана по главным направлениям развития. А потом, без сомнения, он будет совершенствоваться, и проекты будут рассматриваться на соответствующих комитетах. То есть жизнь не останавливается с принятием плана. Но получает четкие очертания.

Материал подготовили
Евгений Молчанов,
Галина Мялковская,
Ольга Тарантина
Фото Юрия Туманова,
Елены Пузыниной