1 сентября - День знаний


27 августа в гимназии № 11 собрались учителя, представители родительских комитетов, гости для большого и обстоятельного разговора о проблемах образования и воспитания школьников нашего города. С докладом выступила начальник Управления народного образования Т.К.Виноградова.

Образование в Дубне всегда отличалось высоким качеством и стремлением учителей к новому. По итогам прошлого года успеваемость составила 99,7 процента, а качество знаний уже несколько лет держится на уровне 46-47 процентов. Это означает, что в городе всего 0,3 процента второгодников, а ребят, занимающихся на "4" и "5" почти половина. Второгодничество, чаще всего, является следствием пропусков без уважительных причин уроков, а отсюда - отставание по предметам и потеря интереса к обучению. Оживление в зале вызвала цифра, которую назвала Т.К.Виноградова, - в минувшем учебном году зафиксировано только 3 случая пропуска школьных занятий без уважительных причин.

Педагогическая запущенность детей приводит ко многим негативным последствиям, поэтому, как отметила Т.К.Виноградова, профилактическая работа должна вестись постоянно, учитель должен не ставить в известность в конце учебного года педсовет и родителей о том, что ребенок не усвоил материал, а вовремя принимать меры.

Среди негативных явлений особую тревогу вызывают разные формы насилия в школе - психологическое, физическое, моральное. Проще говоря, в школе все чаще можно услышать грубую речь, окрики, увидеть потасовки. И это не только по отношению учеников друг к другу, иногда жертвами грубости становятся и учителя. Интересна цифра, прозвучавшая в докладе - по признанию учителей, 26 процентов из них подвергались шантажу и психологическому насилию со стороны родителей учеников. 97 процентов опрошенных социологами родителей заявили, что нуждаются в психологической помощи.

В Дубне постепенно внедряются альтернативные формы получения образования - домашнее и заочное обучение. Заочная форма - это примерно то, что раньше называли вечерней школой для работающей молодежи.

Большое место в докладе было уделено состоянию здоровья школьников. В этом году вводятся новые санитарно - гигиенические правила, более жесткие по сравнению с предыдущими, требующие от администрации школ и учителей более серьезного отношения ко всему комплексу оздоровительной работы. С этой точки зрения пересмотрены школьные программы, оздоровительные мероприятия, физподготовка, требования к школьной мебели и помещениям, питание детей. В этом году из городского бюджета выделено 12 миллионов рублей для замены во всех школах мебели, школы переведены на занятия только в первую смену, оборудованы современные компьютерные классы, проводится большая профилактическая работа по программе "Полезные привычки". Острой остается проблема с питанием школьников - из федерального бюджета на это отводится полтора рубля на человека в день. Как говорится - "без комментариев". А заболеваемость среди школьников растет. Об этом свидетельствует тот факт, что освобождены от занятий физкультуры в прошлом году было 2 процента учеников против 0,5 в предыдущие годы. Заболеваемость распределяется таким образом - на первом месте болезни опорно-двигательной системы, на втором - желудочно-кишечного тракта и на третьем - центральной нервной системы и зрения.

Введение программы "Полезные привычки" позволило сократить количество курильшиков и употребляющих алкоголь и наркотические вещества в начальной и средней школах. Особое внимание - подчеркнула Т.К.Виноградова - должно быть уделено девочкам - среди них растет количество употребляющих алкоголь и наркотики. Девочкам труднее порвать с компаниями - им угрожают. Воспитание детей и подростков, их нравственное и физическое здоровье должны стать заботой всего общества.

Большое место в докладе было отведено анализу выпускных экзаменов и той работе, которая предстоит педколлективам по переходу на систему единого экзамена. Анализ показывает, что наиболее успешно ребята сдают экзамены по профильным дисциплинам, то есть по тем предметам, которые они выбрали для углубленного изучения. В этой связи предстоит вскоре расширить сеть профильного обучения, тем более что из года в год подтверждается высокий уровень поступления в ВУЗы выпускников профильных школ и классов.

Заметно снижается качество знаний по литературе. В этом году выпускникам 11 классов был предоставлен выбор - они могли писать изложение вместо сочинения. Желающих оказалось 16 процентов от числа всех выпускников. Остальные писали сочинение, причем, подавляющее большинство по драме "Гроза" и роману "Преступление и наказание". Но, как сказала Т.К.Виноградова, по-настоящему глубоких, интересных сочинений было очень мало. Комиссия ГУРОНО выявила завышение оценок за сочинения в 7 процентах случаев.

Проблема овладения родной русской речью стоит сейчас очень остро: анализ знаний учеников начальной школы показал - 15 процентов учеников имеют неудовлетворительные знания по русскому языку.

В своем докладе Т.К.Виноградова поблагодарила всех, кто помогает решать школе непростую задачу образования и воспитания подрастающего поколения, - директоров профессионально-технических лицеев 95 и 67, на базе которых старшие школьники получают профессиональные навыки без отрыва от учебы, ректорат университета "Дубна", с которым осуществляется много интересных проектов, дирекцию ОИЯИ, всегда поддерживающую любое начинание Управления образования и администрацию города, уделяющих школам большое внимание.

На совещании учителей были награждены грамотами и памятными подарками педагоги учреждений дополнительного образования. Г.В.Рудковская, директор ДЮСШ, как было объявлено, получила премию губернатора Московской области за высокие достижения в работе.

Через три дня распахнутся школьные двери, прозвенят первые звонки, коридоры и классы наполнятся шумной, еще не пришедшей в себя после каникул детворой, и праздник знаний очень скоро станет повседневными буднями. Главное, чтобы они не были скучными.

Надежда Кавалерова