Интервью в номер


Какие формы обучения сейчас имеются в филиале? Можно говорить об очной и заочной формах обучения, естественно, с некоторыми оговорками. Очное обучение пока что не локализовано в филиале полностью: вступительные экзамены проходят в Москве и, кстати, в этом году будут проводиться там же; в филиале работают только две кафедры, возглавляемые профессорами И.Н. Мешковым и И.В. Пузыниным, осуществляющие ежегодно прием по целевому набору, - 20 и 10 студентов соответственно.

Наша задача на перспективу - проводить очное обучение в филиале в полном объеме: от вступительных экзаменов до получения диплома. При этом, естественно, эта задача будет решаться именно так, чтобы сохранить обучение на военной кафедре, которая имеется в МИРЭА. В своей работе и развитии филиал будет больше ориентироваться на потребности экономики города в целом: вновь открывающиеся кафедры будут учитывать реальную необходимость предприятий города в кадрах. Сейчас мы ведем переговоры с руководителями нескольких городских предприятий, стараемся определить каковы реальные нужды в молодых специалистах, измеряемые и в количестве и в качественной составляющей - специальностях и специализациях. Очевидно, что в нашем городе, скорее всего, нет предприятия, которому требовалось бы более пяти молодых сотрудников в год по какой-нибудь одной инженерной специальности, быть может, исключая ОИЯИ. Значит, и поддерживать собственную базовую кафедру в филиале в полном объеме никто не сможет, поэтому необходимы интегрированные действия предприятий города для обеспечения их собственных нужд в кадрах.

МИРЭА обладает лицензиями на обучение по 27 различным специальностям. Мы планируем провести небольшое, но достаточно иллюстративное исследование потребностей предприятий города в специалистах, после этого филиал МИРЭА начнет процесс получения необходимых лицензий по соответствующим специальностям. Если городу потребуется специальность, которой нет в МИРЭА, - мы будем ее лицензировать. Понятно, что это длительная работа. У нас уже есть некоторые предварительные договоренности по подготовке и трудоустройству наших выпускников, причем, одним из обязательных условий при ведении переговоров является обеспечение молодых специалистов достойной зарплатой. Надеемся найти для начала одну, а позже, возможно, несколько специальностей и специализаций, по которым будущие инженеры смогут получать образование практически прямо на предприятиях. Здесь возможны различные формы взаимодействия. Планируем и открытие аспирантуры, но это вопрос не ближайшего времени.

Исторически в филиале ведется обучение студентов-заочников, оно будет сохранено. МИРЭА не имеет собственных общежитий, работа с заочниками поручена филиалам в Дубне, Фрязино и Махачкале. Каждый из филиалов имеет свою направленность, наш можно назвать универсальным, многопрофильным, и поэтому у нас есть шансы стать региональным центром заочного обучения инженерным специальностям на севере и северо-западе России. Надеемся, что имеющийся экономический подъем в стране вызовет и рост интереса к этой форме обучения. В наших планах - развитие дистанционного обучения, которое активно внедряется в МИРЭА, и в этом деле мы надеемся на сотрудничество с Дубненским университетом и ОИЯИ.

Не секрет, что средний возраст преподавательского состава филиала выше пенсионного. Хочу отметить, что эти люди - золотой фонд нашего филиала, их опыт, знания и умения на сегодняшнем рынке образовательных услуг являются востребованными и, нередко, уникальными.

Система вечернего образования в филиале МИРЭА сегодня фактически отсутствует. Я считаю, что она необходима, и также должна ориентироваться на потребности города, а возможно, и близлежащего региона. В определенном смысле заочная форма сложнее вечерней - отвлекает от работы на целый месяц, а отдать пару часов два-три раза в неделю занятиям, быть может, и легче.

Один из наиболее частых вопросов, связанных с развитием филиала, - так называемая "платная", внебюджетная форма обучения: конкурс на дубненском потоке целевого набора на бюджетные места сегодня очень высокий, люди готовы прийти к нам учиться, оплачивая собственное обучение. К сожалению, филиал пока не имеет полновесной лицензии для ведения обучения в этой форме, и это тоже одна из срочных и важных проблем, требующих пристального внимания и скорейшего решения. В филиале МИРЭА в обязательном порядке будут развивать все формы платного обучения, в наших планах присутствует и активизация работы со школьниками.

На реализацию первой ступени наших планов - локализацию в филиале и становление очной формы обучения, я считаю, потребуется от одного до трех лет, учитывая время на создание новых базовых кафедр и лицензирование соответствующих специальностей. Кто будет реализовывать эти планы? Надеюсь, что мне удастся собрать работоспособную команду, и наши усилия будут поддержаны городскими властями и предприятиями города. При этом, что вполне естественно, некоторые руководящие работники ОИЯИ мне нередко намекают, что нельзя перетаскивать команду, работающую в Объединении молодых ученых и специалистов ОИЯИ, для решения задач развития филиала МИРЭА, ослабляя тем самым ту инициативную группу, которая реализует программу ОИЯИ по работе с молодежью. Впрочем, без определенной консолидации усилий все равно не обойтись, это вполне очевидно. Сейчас одной из основных моих задач является подготовка концепции развития филиала МИРЭА как одной из структур нашего наукограда.

Мы надеемся занять свою нишу среди высших учебных заведений города: филиал НИИЯФ МГУ готовит, по большому счету, физиков, у Дубненского университета в основном гуманитарная и экономическая направленность, а наш филиал готовит инженеров. МИРЭА в Дубне - это всерьез и надолго, и мы приложим все силы, чтобы филиал соответствовал статусу наукограда, способствовал развитию максимально возможного числа научно-технических направлений.

Заведующий кафедрой "Электроника физических установок" дубненского филиала МИРЭА член-корреспондент РАН, профессор И.Н. Мешков:

Во-первых, я хочу поздравить наш филиал с наступающим 40-летием и поблагодарить профессора М.Н. Омельяненко, долгие годы его возглавлявшего. С новым назначением мы связываем определенные надежды на развитие нашего филиала. Филиал в подготовке специалистов ориентируется на городские предприятия, прежде всего, это ОИЯИ и ГосМКБ "Радуга". В этом году первые студенты проходят практику в НИИ прикладной акустики, и это направление будет расширяться. Вообще, мы предполагаем, что число кафедр филиала будет расти. С приходом нового директора мы связываем надежды на улучшение лабораторного обеспечения и некоторое обновление аудиторий в самом здании филиала. Средств никогда не бывает достаточно, нужно искать альтернативные пути, спонсоров среди городских предприятий, поддержку городской администрации, но филиал должен привлекать студентов.

Городу необходима общая стратегия высшего образования. Нужно, там, где это возможно, объединить преподавание аналогичных курсов в Университете, Учебно-научном центре ОИЯИ, филиалах НИИЯФ МГУ и МИРЭА для того, чтобы иметь общие лабораторные практикумы, читать совместные в той части, где они перекрываются, курсы лекций, объединять преподавательский состав, поскольку опытных и квалифицированных преподавателей не хватает. И такую работу мы уже начали: профессор В.А. Никитин читает курс "Физика элементарных частиц" студентам НИИЯФ и кафедры ЭФУ, ассистент Г.В. Трубников - курс ускорителей студентам УНЦ и кафедры ЭФУ. Мы будем и дальше расширять этот опыт.

Имеет смысл объединить и молодежь всех вузов Дубны, от чего только все выиграют - если у студентов университета имеется какая-то культурно-спортивно-развлекательная программа, то в УНЦ она уже меньше, а в филиале МИРЭА и того нет. А может быть, необходимо и единое городское студенческое объединение. Я думаю, в этих вопросах поможет многолетний опыт работы М. А. Назаренко в Объединении молодых ученых и специалистов ОИЯИ.

Есть планы организации вечернего обучения, которое в филиале фактически когда-то велось, но без формального статуса.

Планы развития филиала обсуждались в ректорате МИРЭА и получили полную поддержку. Согласился с нашими предложениями и заместитель главы города по образованию, здравоохранению и социальным вопросам Ю.Н. Комендантов.

Дубна - город инженерно-технического профиля, и перекос в сторону гуманитарного образования в городе в значительной мере не оправдан и даже опасен - это подготовка потенциальных безработных или (что не лучше) подготовка специалистов, которые будут вынуждены покинуть Дубну! Это серьезная социальная и политическая проблема, которой должны озаботиться администрация города и руководители градообразующих предприятий. Нужна стратегия развития высшего образования в Дубне, социально и экономически обоснованная!

Ольга ТАРАНТИНА