Маршруты Дома ученых
Москва Серебряного века
Экскурсия началась с сада "Эрмитаж", ограда которого возобновлена в стиле модерн. Само здание театра, выполненное в том же стиле, несколько раз перестраивалось. Здесь начинался театр Мамонтова "Фаустом" Шаляпина, несколько лет работал театр Станиславского и Немировича-Данченко, а сам Станиславский жил через улицу напротив театра. Здесь начинал свой театральный путь режиссер Таиров. Стиль модерн продолжается в построенном на месте бывшего Летнего театра в конце прошлого века здании "Новой оперы, а в саду строятся беседки.
Следующая остановка - сквер в парке между Путинковским Большим переулком и Страстным бульваром, у памятника выдающемуся композитору и дирижеру Большого театра Сергею Рахманинову работы скульптора О. Комова. На Тверском бульваре, у здания Литературного института, - знаменитая статуя Герцена и множество мемориальных досок, в том числе напоминающих и о том, что в общежитии института когда-то жили Анна Ахматова и Осип Мандельштам. Рядом - театр имени Пушкина, до 1949 года это был театр Таирова.
Есть в Москве и места, связанные с именем Александра Блока. Это памятник работы того же О.Комова, установленный на том месте Арбата, где жил поэт в начале прошлого века. Оттуда Блок ходил в издательство и на Никольскую (старое название Арбата) навестить своего друга поэта Андрея Белого… Рядом - мемориальный дом-музей Максима Горького в стиле модерн.
Автобус наш немного попетлял по арбатским переулкам и вырулил на Старосадский к храму Святых Петра и Павла, построенному для евангелистской общины Вебером, Косовым и Шехтелем. В этом здании сочетаются многие архитектурные стили прошлых веков. В Большом Трехсвятительском переулке - усадьба Морозовых, где Сергей Морозов, один из известных московских меценатов, построил для себя мастерскую и передал ее Исааку Левитану, который работал здесь в 1892-1900 гг. до самой своей кончины. Ему установлена великолепная мемориальная доска, но здания в плачевном состоянии…
Две последних остановки - на Большой Ордынке: первая -связанная с памятными местами, где часто бывала АннаАхматова, здесь в ее честь установлен памятник, изваянный скульптором Виктором Суровцевым по знаменитому эскизу Модильяни. Поэтесса часто останавливалась, когда бывала в Москве, здесь, в доме писателя Виктора Ардова, и встречалась со многими своими выдающимися современниками. В будущем планируется создать в этом районе настоящий музей под открытым небом "Ордынка. Серебряный век". Вторая остановка - Марфо-Мариинская обитель сестер милосердия, основанная великой княгиней Елизаветой Федоровной. Обитель вновь действует. Покровский собор построил в начале прошлого века знаменитый московский архитектор А.В. Щусев, чье имя носит известный музей архитектуры в начале бывшего Калининского проспекта. Внутри собора - иконы работы Нестерова и Корина, снаружи - мозаики по эскизам Нестерова.
Иосифо-Волоцкий монастырь
С историей монастыря нас познакомила мать Наталия. Она заведует монастырским архивом, контролирует реставрационные работы и, по благословению настоятеля митрополита Питирима, сопровождает экскурсии. С 1922 по 1989 годы мужской монастырь был закрыт. Главный храм Успенский собор - уже третий на том месте, которое, по преданию, всевышний указал основателю обители ударом молнии. Первый храм был построен из дерева, второй - каменный собор расписывали иконописец Дионисий с сыновьями. Кстати, брат Иосифа женился на сестре Дионисия, так что великие русские просветители приходились друг другу родственниками.
Основатель монастыря и его первый игумен был выдающимся деятелем русской православной церкви и политиком. Уже в 1591 году Иосиф Волоцкий был причислен к лику святых. В 16-17-м веках основанный им монастырь был одним из значительных культурных центров Московского государства. Мы побывали в трапезной, построенной в 16-м веке русскими зодчими по образу Грановитой палаты Московского Кремля. Крепостная стена украшена семью башнями, совершенно не похожими друг на друга. На башнях Петропавловский церкви и Успенского собора можно полюбоваться великолепными многоцветными изразцами. К сожалению, реставрационные работы в монастыре по понятным причинам идут медленно, здесь еще очень много работы - в верхней церкви сохранились великолепные пятиярусный резной иконостас и серебряная люстра, но все это нуждается в тщательном восстановлении.
Антонин Яната