Выставки


Так называется выставка, которая открыта в Государственном историческом музее в Москве. Экспозиция, представленная крупнейшими музеями страны - Эрмитажем, Третьяковкой, ГИМ и другими - посвящена праздникам в Петербурге XIII века.

"300 лет назад, - гласит аннотация выставки,- родился Петербург. Именно с этого времени можно начать отсчет новой праздничной культуры, ее нового, уже светского характера". А в музейном зале можно проследить своего рода эволюцию празднеств. Сначала это были чествования военных побед, заключения мирных договоров, со временем торжественно и с размахом стали отмечать события монаршей семьи - тезоименитства, бракосочетания. Соответственно изменился характер увеселений - от помпезных, "монументальных" парадов к вполне светским балам и развлекательным маскарадам и гуляниям.

Сценарии к праздникам составлялись так, чтобы воздействовать на четыре основные чувства - зрение, слух, вкус и обоняние. Предусматривалось все - от кваканья специально разведенных в пруду лягушек до грандиозных фейерверков. Отсюда и обилие и разнообразие праздничных атрибутов - великолепная посуда, наряды и аксессуары, музыкальные инструменты. И всюду - элемент игры, интриги, потехи. Например, весьма популярными были так называемые "обманки" - живописные изображения людей, животных, растений, выполненных на деревянных досках и вырезанных по контуру. Они устанавливались в парках и садах и создавали иллюзию присутствия.

Пригласительные билеты, бальные платья, ювелирной роботы табакерки, лорнеты, украшения, музыкальные шкатулки - приятные и забавные мелочи, не смотря на холод витрин и муляжей, хранят ауру праздника, радости, мечты. И придворным сценаристам надо отдать должное - того не зная сами, они воздействовали и на память не только участников веселья, но и на их потомков. Именно благодаря тщательной подготовке и таланту устроителей и мастеров мы имеем возможность почувствовать атмосферу увеселений, слегка пофантазировав, представить звуки вальса, жеманные помахивания веерочков, манерничанье кавалеров, блеск глаз в прорезях маски... и слегка позавидовать.

Галина Мялковская