Молодежь и наука


Образовательная составляющая в Семилетней научной программе развития ОИЯИ занимает особое место: сегодняшние студенты и аспиранты к 2009 году станут ведущими учеными и специалистами, будут заняты в основных проектах, которые осуществляет ОИЯИ как на крупнейших ускорителях мира, так и на собственных базовых установках. Об этом мы беседовали в Лаборатории теоретической физики имени Н. Н. Боголюбова с организаторами и руководителями нового научно-образовательного проекта DIAS-TH - "Дубненская международная школа современной теоретической физики" - ведущими учеными ЛФТ имени Н.Н. Боголюбова. А.Т. Филиппов: Реальное начало организации Школы можно отнести к лету прошлого года. Выяснилось, что такой процесс идет независимо в разных местах. Люди в научных учреждениях начинают больше заботиться об образовании, о том, как готовить молодых... Общая проблема состоит в том, что приток молодежи в науку в последние годы довольно сильно уменьшился, в особенности в теоретической и математической физике, без которой вообще никакая физика существовать не может: эксперименты не могут выполняться без новых теоретических конструкций, новых идей и теорий.

Недавно я услышал от одного очень известного немецкого ученого, который занимается решеточными теориями поля, что самый сильный молодой человек из его группы ушел в банк: там сейчас новые идеи нужны, и очень ценятся физики-теоретики, люди с идеями, которые владеют компьютерами и умеют ставить и решать новые задачи.

Сегодня в обществе несколько смещены понятия о том, что такое фундаментальная наука и какова ее роль в развитии мировой цивилизации. В телеканале "Евроньюс" есть раздел науки. Что такое наука с точки зрения "Евроньюс"? Это телефоны, компьютеры, электронные игры и тому подобное. То есть под наукой подразумевают технологии. Что замечательно, необходимо и понятно. Поскольку в фундаменте технологий лежит наука и вообще все эти приборы - воплощенная в материалах, в металле, в программах теория, то, казалось бы, все ясно - надо заниматься фундаментальной наукой.

Конечно, в разных странах имеются программы перестройки системы образования, направленные на то, чтобы люди, которые хотят заниматься фундаментальной наукой, например, теоретической физикой, имели такую возможность. Во Франции есть совместная с Россией программа по современной теоретической и математической физике, в которой участвует и Боголюбовская лаборатория. Для начала шесть французских и шесть российских институтов будут совместно участвовать в этой программе и собирать молодых людей. Это программа на много лет. С Германией имеется достаточно много программ, и я думаю, что возникнут новые. Есть такие мысли по сотрудничеству с Италией. Я уже не говорю про многие наши страны-участницы, бывшие республики Советского Союза, там вообще наука в загоне и единственное надежда - на участие в международных программах. Таким образом, по разным причинам, но все заинтересованы в том, чтобы собрать такие силы, заботясь о будущем.

Наша теоретическая лаборатория, как это отмечалось и на ПКК, и на Ученом совете, имеет большой потенциал для того, чтобы работать не только со студентами, аспирантами, но, может быть, даже и со школьниками. Вопрос в том, как этот потенциал использовать. И по моему ощущению сейчас настал подходящий момент, чтобы что-то сделать. Раньше нам было совсем не до этого, да и не было такого движения в других странах - участницах и неучастницах ОИЯИ. А сейчас настал благоприятный момент для реализации таких программ, связанных не только с развитием исследований, но и с воспитанием молодых ученых.

Такая идея существует в разных странах. Если выдвигается какой-то проект, который включает молодых ученых, например, по ИНТАСу - там есть требования привлекать молодых ученых, правда, несколько формальные. Но такого рода программы уже успешно работают. Например, в Москве этим занимается заведующий лабораторией ИТЭФ Алексей Юрьевич Морозов - он готовит кадры для науки буквально от школьной скамьи до студентов и аспирантов. Большие усилия предпринимает, много времени этому посвящает. Я уверен, что он хотел бы с нами сотрудничать, понимая, что у нас в лаборатории есть дополнительные возможности и кооперироваться надо. Также и в Стекловском Математическом институте серьезно занимаются с молодыми людьми - там есть приток молодежи из Московского университета.

У нас тоже есть свои программы. Уже более десяти лет работает УНЦ, но у нас разные задачи. В УНЦ успешно готовятся кадры экспериментаторов, инженеров, но серьезной и глубокой теоретической подготовки там нет. Я имею в виду современную теоретическую физику, физику сегодняшнего дня. Такая задача и не стоит перед УНЦ. Это как бы дополнительная программа для УНЦ, аспирантского уровня. Когда я говорю - аспирантский уровень, это не возрастной критерий. У нас проходила школа молодых ученых, и студенты 2 - 4-го курсов из Киева работали на одном уровне с аспирантами. Мы будем, конечно, помогать УНЦ с теоретической физикой, математической физикой, а УНЦ будет помогать нам с притоком молодых людей. Это было и раньше, из УНЦ приходили к нам в аспирантуру и оставались работать в ЛТФ. Сейчас этот поток уменьшился. А часть людей подготовленных уехала на Запад.

Мы будем готовить молодых людей по приоритетным темам, которые развиваются в лаборатории, тут нам изобретать ничего не надо.

В.И. Журавлев: есть действительно некоторая существенная разница в подходе между нами и УНЦ. У нас всегда была очень важна и в этом проекте особенно исследовательская компонента. Что такое "Research Workshop" (RW)? Это мероприятие, когда люди собираются не только для того, чтобы сделать какие-то доклады, послушать, кто чем занимается, но также и поработать, что называется, на месте. Поэтому и по времени такие совещания продолжительнее - не неделя, а месяц, и это позволяет завязать более тесные контакты, принять участие в работах, встретиться с руководителями. И особенность проекта DIAS именно в этом - не только выбор тематики, но и особенный подход к работе с молодыми людьми. Чтобы сократить путь от студенческой скамьи до исследовательской деятельности.

А.Т. Филиппов: от организации RW мы плавно перешли к "Research Workshop and School" (RWS) - совмещению RW с обучением аспирантов и студентов. Сначала мы получили деньги от программы Гейзенберг - Ландау, BMBF (Федеральное министерство образования, исследований и технологий, Германия) от нашего Института, от ЮНЕСКО, и пригласили туда больше молодых ученых. И с самого начала были лекционные циклы, обзорные доклады нескольких уровней и оригинальные доклады, в том числе и молодых участников. Таким образом, участники школы слушают обзорные лекции, потом оригинальные доклады по самым современным направлениям (предполагается, что первые - всем понятны, вторые - не всем, а третьи по узким проблемам далеко не всем). Тем не менее, человек начинает ориентироваться в том, что происходит в науке. И таких школ-совещаний у нас уже состоялось несколько.

Здесь финансовая сторона очень существенна. И то, что у нас такой опыт уже есть: привлечение финансов, приглашение лекторов, докладчиков, аспирантов, молодых исследователей, - предполагает следующий шаг - установить круглогодичную программу проведения разного уровня школ, в том числе при поддержке разных фондов, и целенаправленных небольших школ, необязательно широких и международных.

До сих пор материалы этих школ только частично становились доступными, и мы хотели бы организовать дело так, чтобы ими можно было пользоваться на расстоянии. Записывать лекции и особенно дискуссии, в которых могут неожиданно возникать интересные идеи. Мы хотим вложить в это определенные средства. И такой опыт есть уже в разных местах, вспомним хотя бы Триест, где почти все теоретики в разное время бывали. Мы, конечно, ориентируемся больше на страны-участницы ОИЯИ и Германию, Францию, Италию, ЦЕРН, тесно связанные с нами научным сотрудничеством.

В.И. Журавлев: постоянно действующая научно-образовательная структура помимо деятельности, связанной с молодыми людьми, на институтском уровне ставит перед собой очень важную задачу: выступать перед экспериментаторами с лекциями и обзорами по современным проблемам физики. Такие лекции и просьбы от многих лабораторий есть, и ЛТФ должна это делать. Уже в этом году мы определим такую программу на следующий год, чтобы договориться с лекторами и сориентировать научное сообщество в Институте.

Давид Бляшке: В Германии в начале 90-х годов обратили внимание на такой процесс - аспиранты сосредоточивались на узкой тематике своего профессора. Это противоположная тенденция по сравнению с той, которая развивается в Соединенных Штатах - систематическое образование аспирантов по всем теоретическим и экспериментальным направлениям современной физики. Министерство решило, что это негативная тенденция, и образовались центры при университетах - своеобразные школы для молодых исследователей, которые готовятся работать в науке. Этот опыт был очень положительно оценен, и такой процесс продолжается, так что теперь можно говорить о различии между университетами, где организованы такие центры, и теми, где этого нет. И в будущем этот процесс будет продолжаться.

Следующий шаг - как организовать контакты между этими центрами. В начале этого года мы начали именно такой процесс объединения. И я возвращаюсь к основной теме нашей беседы - у нас не хватает перспектив для молодых людей именно в фундаментальной физике. В промышленности, в банках физиков с удовольствием принимают на работу, но мы хотим, чтобы лучшие из них остались в физике. Инициатива Общества Гельмгольца, которое объединяет ядерно-физические центры ФРГ, в том числе ДЭЗИ, Дармштадт, Юлих, всего около 20, состоит в том, что выделяется фонд, который позволяет соединить университетские центры для крупномасштабного сотрудничества с исследовательскими лабораториями, чтобы воспитать новое поколение физиков, которое нацелено на перспективу.

Сегодня для работы на современном уровне мало иметь диплом об образовании и даже ученую степень - нужен новый качественный уровень этого образования. И этот процесс идет довольно интенсивно. В Германии выделяются деньги для некоторых проектов. Например, сформирована группа шести университетов, которая работает в GSI в Дармштадте - там уже выделено федеральное финансирование для расширения ускорительного комплекса, и сейчас очень актуален вопрос - кто будет работать в этом новом комплексе. Это только один пример.

Теперь возвращаемся к Дубне. Одно из непременных условий успешного развития Института - это интеграция науки и образования. И у нас есть все возможности для создания на базе Института крупномасштабного центра образования и воспитания молодых ученых Восточноевропейского и Азиатского регионов. Такой центр должен работать целый год, и кроме постоянно действующих школ и совещаний, которые практикуются много лет, формировать программы по различным тематикам. Как это организовать - мы сейчас обсуждаем. Примеры есть на Западе, например, Европейский центр теоретических исследований по ядерной физике в Тренто (Италия), который привлекает для проведения рабочих совещаний, семинаров, школ европейские деньги и средства региона, в котором расположен центр. Район очень заинтересован - сюда приезжают специалисты со всего мира и выигрывает местная экономика. Здесь созданы прекрасные условия, инфраструктура не только для проведения лекций, но и для жизни, работы, научного общения. И в мире существует несколько таких центров. Это хороший пример и для Дубны, где исторически сложились прекрасные условия для общения ученых.

1 февраля в ИКФА обсуждались планы, и профессор В. Вайзе - директор центра в Тренто сказал: "Нам не хватает теоретиков". Сложилась такая ситуация: раньше были хорошие теоретики, они предсказали новое состояние материи, кварк-глюонную плазму и так далее, мечтали о том, что у нас будут какие-то новые ускорительные комплексы, чтобы исследовать эти состояния... Теперь такие коллайдеры есть и будут в Брукхейвене, ЦЕРН, в Дармштадте, но не хватает теоретиков, которые объяснят данные новых экспериментов. Накоплено уже большое количество экспериментальных данных, которые плохо поняты. И есть большая потребность на более высоком уровне систематически готовить молодых людей, физиков-теоретиков.

А.С. Сорин: образовательная компонента является одной из приоритетных в семилетней научной программе ОИЯИ. Не случайно наш Институт на всех уровнях называют школой высшей квалификации для ученых из стран-участниц, а в докладах на ученых советах все чаще упоминается о суперуниверситете. И надо готовить молодых людей по максимуму. У нас есть все возможности работать на самом современном уровне, ориентируясь на будущее. Этот конкретный проект может помочь в развитии инфраструктуры ОИЯИ, в частности, Ратминского комплекса, на базе которого часто проводятся научные школы и конференции.

В.И. Журавлев: есть такая точка зрения, что фундаментальная наука сегодня России не по карману. Но если мы не в состоянии вкладывать деньги в создание крупных ускорителей, базовых установок, в достаточном количестве, то что мы можем? Прежде всего - обучать, воспитывать. Вот это ни в коем случае не надо упускать, и это мы в состоянии сделать.

А.Т. Филиппов: поддерживать огонь. Все, о чем мы говорим, заставляет вспомнить известную фразу: "Студент - не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь". Другой вопрос - нужны некоторые инвестиции, чтобы развивать проект на должном уровне. Компьютерное оснащение лаборатории совершенно не достаточно, да и помещений нам не хватает. Нужен большой компьютерный зал, терминал с хорошей связью и Интернетом, основными программами научных центров мира. В принципе мы это все могли бы обеспечить, но это тоже требует инвестиций. Видеозаписи докладов и дискуссий, обработка этой информации, хранение, издание лучших лекций и докладов, их публикация в Интернете. Для этого нужны люди. Частично мы обойдемся своими силами, но надо привлекать и специалистов по компьютерному делу, людей, умеющих создавать программы и готовить веб-сайты.

А структура будет такая. Во главе центра - совет директоров, ученых из разных стран, естественно. У нас когда-то в Институте был Совет по теоретической физике, и это будет некий его аналог. Мы будем периодически этот совет собирать, если будет достаточно денег. Было бы интересно представить хотя бы часть совета на одной из школ. И будут свои консультанты, эксперты в разных научных центрах, которые должны нам помогать. Например, в Германии, Франции, Италии. А организаторами будут молодые активно работающие люди.

Давид Бляшке: есть надежда, что после того, как наши специалисты поработают на Западе, накопят хороший опыт, они могут сюда возвращаться на лучших условиях. Например, известный японский физик Нагамия после того, как участвовал в строительстве коллайдера в США, вернулся в Японию и основал там новое направление.

А.С. Сорин: Центр сейчас в стадии становления. Большинство проблем уже названо. Это проблемы, естественные для начала деятельности любой организации. И мы рассчитываем на поддержку и помощь всех институтских структур. И такую поддержку мы уже находим со стороны всех, с кем имеем опыт совместной работы.

Евгений Молчанов