Коллектив и его дело


На фотографии слева направо:
начальник МТО А.А. Беляков,
начальник группы ПО А.Ф. Зацепин,
механики Р.С. Яровиков,
Н.А. Шилин, В.А. Комиссарчиков,
главный технолог МТО В.П. Воронкин.

Начальник группы ПО А.Ф. Зацепин: Это даже не промежуточный финиш, это, можно сказать, начало пути. Но тем не менее, необходимо всю механическую часть подвижного отражателя без кожуха проверить на стенде. Естественно, что в процессе работы возникают недоделки, выявляются конструкторские просчеты. Нам их приходится устранять самим, что-то дорабатывают конструкторы, часть оборудования дорабатываем до сих пор.

Подвижный отражатель - очень сложный агрегат. Можно сказать, что четвертый ПО - машина нового поколения, при изготовлении которой использовались новейшие технологии. Его ресурс возрастет по сравнению с прошлым ПО в три раза, но и требования к нему - также повышенные. Тем более повышенные требования ко всем - кто участвует в сборке, - инженерам, механикам, рабочим. Но пока могу сказать, что механики, электрики, киповцы с задачей успешно справляются.

Сегодня все зависит от нашей общей квалификации - когда машину поставим к реактору, устранить какие-то недоделки будет невозможно. Рабочие наши опытные, но все мы уже немолоды, а молодежь к нам, по-прежнему, не идет. Взяли в отделение одного молодого механика, так мы и сами его готовим, стараемся научить всему, что умеем. От старой системы подготовки рабочих кадров, к сожалению, почти ничего не осталось.

Ведущий технолог механико-технологического отдела (МТО) ИБР-2 В.П. Воронкин: Хочу подчеркнуть, что новый подвижный отражатель - сложная машина. В ее конструировании и изготовлении участвовали НИКИЭТ, Опытное производство ОИЯИ, опытно-экспериментальное производство (ЦОЭП) ЛНФ, часть узлов и деталей изготовлена на машиностроительных предприятиях других городов. Сложный узел - передняя опора ПО изготовлен в ЦОЭП ЛНФ. Стандарты точности изготовления деталей сейчас возросли.

Простые на первый взгляд узлы - трубопроводы, маслопроводы - требуют очень качественного соединения, которое должно оставаться надежным в процессе работы. Кожух, передняя опора, редуктор, которые заполняются гелием, должны быть герметичны. Тем более, что надо обеспечить двадцать лет непрерывной работы нового ПО.

Мы собрали все узлы на стенде, проверили, была разработана программа испытаний. Контролируем работу узлов при нагрузках, как они стыкуются друг с другом, проводим полное ресурсное испытание.

Были сложности при установке и монтаже, поскольку есть детали многотонные, а точность - сотые доли миллиметра. Нашу работу можно сравнить с ювелирной наладкой часов с очень тяжелыми деталями. После окончания стендовых испытаний отражатель разберем и смонтируем в здании реактора. Это тоже непростая задача. Лопасти отражателя должны подойти, а точнее подъехать по рельсам к реактору, образовав зазор в 2,5 мм.

Начальник МТО ИБР-2 А.А. Беляков: Когда будет готов кожух для отражателя, смонтируем все вместе на стенде и проведем новые испытания. В них будут участвовать специалисты из НИКИЭТ, которые проверят машину на вибрацию, шумы и т.д. А нам еще предстоит разобрать и откатить в хранилище старый ПО.

К этому пуску подвижного отражателя мы шли несколько лет. В плане модернизации это небольшой, промежуточный этап, но многотонная машина ожила, а для всех участников работ это очень важный психологический момент.

Главный инженер ЛНФ В.Д. Ананьев: Запуск подвижного отражателя на стенде - важный этап, но все самое трудное - впереди. НИКИЭТ в изготовлении кожуха сильно выбился из графика. Мы решили воспользоваться этой задержкой, чтобы собрать машину без кожуха, чего раньше никогда не делали. Можно проверить, все ли правильно изготовлено и собрано, и переделать, пока есть время. Это решение себя оправдало - было выявлено немало неувязок. Сейчас используем по максимуму имеющийся запас времени до получения кожуха, чтобы полностью обследовать машину.

Сборка с кожухом существенно сложнее. Если в этом году сможем провести испытания на стенде с кожухом и перевезти машину в здание № 117, будет очень хорошо.

Я уже отмечал, но хочу повторить еще раз: Опытное производство ОИЯИ справилось со сложным заданием. Они все сделали в срок, в цехах проявили большую ответственность. На это, конечно же, повлиял и постоянный, жесткий контроль с нашей стороны. Выполнение этого заказа показало, что Опытному производству можно доверять изготовление сложных установок. Что касается нашего персонала, то не могу кого-то выделить - все работают очень хорошо.

Научный руководитель реактора ИБР-2 В.Л. Аксенов: Запуск подвижного отражателя на стенде - событие действительно радостное. Для нашей радости есть две причины. Основная - прошел первый этап испытаний одного из ключевых узлов реактора. Здесь нелишне напомнить, что реактор ИБР-2 - уникальное в прямом смысле этого слова сооружение, поражающее смелостью технического решения. Его принципиальная схема довольно проста. Но для того, чтобы эту идею только предложить, не реализовать, потребовалась большая инженерно-техническая смелость, основанная на глубоком опыте, знании физики реакторов и ядерной физики вообще. Сердце реактора ИБР-2, по существу, составляют активная зона и подвижный отражатель. В сложнейшем процессе модернизации эти два узла как наиболее принципиальные требуют повышенного внимания.

Вторая причина - вся эта работа проходила в достаточно трудных условиях. И инженерно-технический персонал, который успешно с ней справился, заслуживает самой высокой оценки. Это хорошее начало большого пути до запуска ПО на реакторе.

Новый ПО - не просто повторение предыдущей конструкции. Это достижение наших инженеров и физиков, позволяющее улучшить параметры реактора. Надо заметить, что модернизация ИБР-2 - это реализация большой научно-технической программы развития реактора. Она включает в себя три составляющих. Первая - сам реактор, и его развитие включает много новых элементов: новая компоновка активной зоны, новый подвижный отражатель, новая система защиты.

Вторая - разработка и создание нового поколения холодных замедлителей. Холодный замедлитель - специальное устройство, которое размещается около активной зоны реактора и предназначено для понижения энергии нейтронов с тем, чтобы длина их волны была как можно больше, то есть заведомо больше 4 ангстрем. Необходимость в таких холодных нейтронах последнее время все больше возрастает при исследованиях мезоскопических структур, к которым относятся биологические объекты, полимеры, наноструктуры. Такие структуры в последнее время становятся все больше и больше в центре внимания исследователей. Именно биофизика, биомедицина, фармакология и современные технические устройства наноразмеров по существу являются движущей силой развития науки и техники в XXI веке.

Нашими инженерами-физиками под руководством Е.П. Шабалина предложена новая концепция комбинированных холодных замедлителей, которые будут установлены на трех направлениях выхода нейтронов из реактора. В настоящее время совместно сотрудниками сектора ядерной безопасности и отдела нейтронных исследований конденсированных сред проводятся расчеты по моделированию конструкции замедлителей, а также экспериментальные и расчетные работы по поиску подходящего вещества для этих замедлителей. Эксперименты, проведенные в группе И. Натканца, показали, что весьма перспективным веществом является мезителен, который, по-видимому, и будет использован в окончательной конструкции. Существенной составной частью этой программы является развитие криогенного оборудования, соответствующего уровню поставленной задачи. Это важнейшая часть общей работы, которая проводится под руководством А.А. Белякова, в настоящее время, к сожалению, из-за финансовых трудностей находится в сложном положении.

Третья часть этой программы - разработка принципов и идеологии новых спектрометров, которые будут работать с холодными нейтронами. Главная задача этой части состоит в оптимизации всего комплекса "Реактор - замедлитель - спектрометр" с целью наиболее эффективного использования реактора ИБР-2.

Ольга Тарантина, фото автора.