Точка зрения


Оценка знаний. Ныне существующая система оценок - качественная (хорошо, плохо). А нужна количественная: как далеко человек продвинулся в данном предмете. Чтобы установить такую систему оценок, нужно составить карту предмета и определить на ней расстояния. Важно, что в этом случае каждый человек сам сможет определить свое положение и решить: удовлетворен он или нет.

Аттестат зрелости. Он должен содержать информацию о том, как далеко продвинулся ученик по различным предметам. Это - портрет ученика к моменту окончания школы, который никак не регламентирует его дальнейшую судьбу. Аттестат зрелости - это информация, полезная, главным образом, для самого ученика.

Экзамены в вузы. Эти экзамены должны быть компьютерными. Все могут принимать в них участие, независимо от аттестата. Диплом, так же как и аттестат, - это портрет студента. Это информация, полезная, в основном, только для него самого.

Экзамены при приеме на работу. Прием на работу только - через экзамены, а не по диплому. Человек может сдать эти экзамены, не учась в вузе.

Суть реформы. Освобождение общества от коррупции в сфере образования и приема на работу. Избавление общества от таких негативных явлений, как торговля дипломами или аттестатами. Каждый желающий получить ту или иную работу должен иметь возможность самостоятельно повышать свое образование до соответствующего уровня. Необходимо установить объективные критерии, по которым каждый в любой момент может оценить свой уровень, создать такую конкурентную среду, которая способствовала бы постоянному росту уровня образованности каждого члена общества и всего общества в целом.

Коррупция Существует в двух видах: злостная и непреднамеренная. Злостная коррупция - это, например, взятки. Непреднамеренная совершается в сфере чисто человеческих отношений из-за лени, мягкотелости, нежелания портить отношения. Лично для меня большой проблемой являются экзамены. Во многих случаях я завышаю оценки, не желая лишать студента стипендии, или в качестве поощрения за то, что студент регулярно посещал занятия. Для меня лично было бы большим облегчением, если бы экзамены были компьютерными.

Итак!Конечная цель реформы: установить объективные оценки знаний, изменить суть аттестата зрелости и диплома, возвысить роль учителя (не пастух, а проводник), перейти на компьютерные экзамены при приеме в вузы и на работу.

Ближайшая цель - разработка компьютерных программ для приема экзаменов у студентов и школьников. Здесь уже есть результаты, которые можно продемонстрировать. В свое время, когда я преподавал в школе (№ 9 в начале 90-х годов), Андрей Алфименков по моей просьбе составил экзаменационную систему. Тогда он это сделал по молодости на чистом энтузиазме. Программа работает и может быть продемонстрирована. Предпринятые в свое время попытки убедить вузы перейти на такую систему экзаменов не принесли успеха. Оказалось, что в такой реформе мало кто заинтересован, потому что она многих лишает власти и доходов. Сейчас экзаменационная система требует совершенствования и, соответственно, средств.

Чтобы провести указанную выше реформу, нужна заинтересованность и поддержка общественности и властных кругов. Чтобы привлечь их внимание, нужна местная инициатива. Дубна заслуживает того, чтобы стать инициатором одной из наиболее важных реформ человеческого общества.

В. Игнатович,
кандидат физико-математических наук,
преподаватель кафедры нейтронографии физфака МГУ