"НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ". Выпуск 2.
Приглашение к знакомству


Участники и докладчики семинара

Два с лишним года тому назад в главной русскоязычной газете Израиля вышла статья о нашем семинаре. Ну, как рассказать, что это за семинар, писали мы тогда. В так называемом "научном мире" семинары - дело обычное. Специалисты делают доклады для специалистов той же специальности. Докладчиков как бы выращивают под заданную тему или, во всяком случае, проблему. У нас гораздо более низкая, как сказали бы марксисты, "общественная формация" - еще доземледельческая. Семинар междисциплинарный, и докладчиков не выращиваем, не сеем и не жнем, а добываем охотой и собирательством. Докладчики, как правило, уже немало сделали в науке и (главное!) могут об этом интересно рассказать. Докладывают, обычно, собственные работы и результаты. Но - специальности-то у всех разные. Поэтому надо, чтобы доклады были в меру популярными, но и строгими. Иначе квалифицированная аудитория "заклюет" или, еще хуже, обмолчит. А ведь обсуждения иногда чуть ли не интереснее докладов. И, наверное, что-то получается - участники уже восемь лет "голосуют ногами", а докладчики приезжают иногда просто обескураживающе охотно. И ведь совсем бесплатно.

Научный руководитель семинара "Интеллектуальные системы", профессор Константин Бравый говорит: "раз возникнув, система стремится выжить". Иногда это ей удается. Например, наш семинар живет в Ашдоде с 6 июля 1993 года. Говорю "наш", потому что уже больше шести с половиной лет состою ученым секретарем семинара. Как бы "зав.репертуарной частью". Положение обязывает, и потому немного статистики.

Прошло уже 389 заседаний семинара - каждую неделю все восемь лет. За эти годы участниками побывало более 250 человек. Сейчас общее число участников около 150. Из них 20 профессоров (4-я ученая степень) и 52 доктора (3-я степень). Есть один лауреат Ленинской и три - Государственных премий бывшего Союза и России. Докладчиками побывало 47 профессоров, 56 докторов, 59 магистров (2-я степень) и 10 политических деятелей - министр и заместители министров, советник премьер-министра, депутаты Кнессета (из них еще профессор и два доктора), мэр Ашдода и его заместители. Давно уже докладчики не только наши, ашдодские. Из 172 докладчиков 79 приезжали из Иерусалима и Тель Авива, из Беэр Шевы, Хайфы и других городов, с "территорий" и т.д. Десять было из России, Канады и Штатов. Даже, так получилось, из Австралии были двое. То есть приезжают из других стран - понятно, не на семинар. Но если, так или иначе, узнаем, что приехал интересный русскоязычный "научник" - стараемся пригласить. Не так редко и удается. Обычно в заседании участвуют 25-40 человек. Когда больше - занятия проходят в большом зале. Семинар стал известен в Израиле. Как говорилось когда-то, "широко известен в узких кругах". Короче - семинар живет. Каждую среду в 19 часов в доме N 1 по улице Шавей Цион.

Такой семинар в Израиле не один. Мы поддерживаем хорошие связи со сходными русскоязычными научными семинарами и объединениями - профессор И.Фейгенберга в Иерусалиме, профессор К.Штивельмана в Кфар-Сабе, профессор Л.Красильщикова в Беэр-Шеве. Обмениваемся докладчиками. Пусть у этих семинаров пока короче стаж, может быть другая регулярность, но главное - на них тоже ходят уже много лет, делаются и хорошо обсуждаются интересные доклады. Они живут. И еще есть в Израиле многое множество русскоязычных "интеллигентских" объединений. Объединяются вокруг литературы, истории Земли Израиля и сионизма (на русском языке!), вокруг театра, музыки и изобразительных искусств, есть разнообразные объединения "смешанного типа", да мало ли... Хотя поддержка их государственными, муниципальными и другими деньги и власть имущими структурами, как правило, более чем скромная. Почему они возникают? Чем живут?

Сначала мы (и многие) считали, что главное в таких объединениях - помочь вновь прибывшим ученым и специалистам внести свой вклад в израильские науку, производство и культуру. Дать трибуну людям, которым есть что сказать, а в новых условиях - некому. Быть эдакой "таблеткой от депрессии". Ну и, конечно, способствовать трудоустройству. И действительно, семинар для многих стал спасательной лодкой в незнакомом море. На основе нашего семинара профессор К.Бравый провел ряд научно-практических работ, многим помог в трудоустройстве. На той же основе еще в 1999 году под эгидой муниципалитета он основал Ашдодский Центр науки и технологии. Но это - тема отдельной статьи. Здесь только хочу сказать, что семинар помог Центру, но не перетек в Центр. Больше того, оказалось, что многие внепрофессиональные "интеллигентские" объединения разного рода, которые ставили задачей быстро получить материальный результат, сравнительно быстро и распадались. Оказалось - они не для этого. А для чего?

Сейчас уже не умиляются по поводу Бен-Гурионовского "плавильного котла". Во всяком случае, не пихают туда насильно. Хотя название министерства по проблемам новых репатриантов, "олим", как у нас говорят, так и переводится: "министерство абсорбции". То есть "всасывания". Но чем больше узнают "олимы" сегодняшнее израильское общество, тем меньше становится охотников так уж безоглядно "всасываться" в него. Оказалось, что "олим ми руссия" - вовсе не кратковременная переходная стадия. И как ни спеленывай эту немного даже чуждоватую сегодняшнему Израилю гусеницу в более-менее удобную для окружающих куколку, бабочка "классического" израильтянина из нее не выпорхнет. Русскоязычная "алия" 90-х образовала в Израиле некоторую общину, не так уж растворимую даже в следующих поколениях. Со своими, только ей присущими особенностями. И уже не так важно, хорошо ли это с чьей-то точки зрения. Шутят: "Если 20 процентов населения, миллион людей, говорит с акцентом, то это уже не акцент, а диалект". Кстати сказать, оглядевшись, мы увидели, что, например, "марокканская", "йеменская" общины, не говоря об "эфиопской", тоже не так уж "абсорбируются". А "классического" израильтянина, может, и вообще в природе нет.

Не скажу, что все особенности нашей общины так уж хороши. Да все и не знаю. Но одна видна явно - привезенное с собой отношение к образованию, какой-то даже культ образования. И уровень образованности. Это создает некоторую, можно сказать, субкультуру "интеллигентства". Пусть оно бывает прагматизировано, искомсомолено, частью подменено "образованщиной". Пусть "наша советская интеллигенция" вовсе не такая уж прямая наследница той, что Россия когда-то дала миру. Но через книжки, еще как-то, через "недорезаных буржуев" что-то все-таки перепросочилось, а что-то и свое наросло. Интеллигенция, говорят, как монослой окисла на металле - уничтожить (хоть напильником) очень легко, но и восстановится сразу. Не успеешь напильник отнять. Мы с вами - свидетели и участники этого процесса. На наших глазах и с нашим участием распрямляется скукожившаяся было интеллигентность нашей "алии". Растет общинное самосознание русскоязычных репатриантов, растет потребность сохранять культуру и язык страны исхода. Потребность расширять эту культуру, приобщаясь к традиционным еврейским культурным ценностям, от которых были оторваны. Вот отчего живут и множатся многочисленные культурные объединения интеллигенции нашей общины. Включая научные.

Стало ясно, что дело не в непосредственной практической пользе от них, даже если она будет. Главное - расширять русскоязычное общение, поднимать его уровень, уровень его интеллигентности. Укреплять изрядно потрепанное самоуважение "олим", а с ним и роль русскоязычной общины как опоры каждого из нас. Сегодня это сразу работает на само качество жизни репатриантов. А завтра, которое, как известно, у евреев начинается уже сегодня, с вечера, это даст нашей общине силу помочь израильскому обществу. Помочь идти нелегким путем слияния общин и групп, населяющих страну, на основе сближения их культур. Без потери общинами и группами дорогих им особенностей, при взаимной терпимости и обмене культурными ценностями. Даст нам силу войти в такое общество полноправной частью, делясь сохраненной нами культурой и перенимая подходящее из других. А не "всасываться" неясно пока во что, при сегодняшней разобщенности израильского общества.

Вот зачем наши семинары.

Так заканчивалась статья, повторяю, два с лишним года назад. На днях прошла 471-я еженедельная "среда". Соответственно изменились цифры "отчетности", но остальное не устарело. И это под привычным дамокловым мечом: пара-тройка неудачных докладов, на очередную "среду" народ не придет и семинар скончается. Никто же никого не заставляет, не платят ни участникам, ни докладчикам. И даже организаторам и руководителям, к большому моему сожалению. Но уже скоро десять лет семинар живет, создает и поддерживает среду интеллектуального общения. Как магнит, притягивает "своих". В книгу рекордов Гиннеса это еще не вошло - считают, должно быть, что такого просто быть не может.

Есть и новое. Сегодня нам становится, как бы тесен круг ученых и специалистов, охваченных очными семинарами в относительно крупных городах. Началась работа над электронным журналом-семинаром. Он позволит участвовать всем желающим - независимо от места и даже страны проживания. Нащупываются связи с русскоязычными учеными и специалистами в России, Украине, Соединенных Штатах.

Наш опыт, мне кажется, мог бы оказаться интересным и "общине" российских ученых и специалистов. Многие в России оказались чуть ли не эмигрантами в своих квартирах и лабораториях, когда за окнами стремительно изменилась страна.