Письмо из Русского музея


Сегодня мы приглашаем вас на необычную экскурсию. По просьбе редакции ее проводит Ольга Михайловна КИССЕЛЬ - заведующая сектором мультимедиа отдела компьютеризации Государственного Русского музея.

Что же представляет собой Русский музей XXI века? Это не только великолепные дворцы нашего города - Михайловский, Строгановский, Мраморный и Михайловский замок, с расположенными в них экспозициями русского искусства от XI века до современного. И не только замечательные выставки произведений искусства из фондов музея. Теперь это и виртуальные представительства музея в городах России (в ближайшие 5 лет информационно-образовательные центры Русского музея откроются в Твери, Нижнем Новгороде, Самаре). Но это и виртуальный Русский музей в городе Санкт-Петербург, который есть и в Америке - в штате Флорида! Да и выставки теперь Русский музей организует еще и виртуальные: совсем недавно выставка "От иконы до авангарда" (две иконы и два произведения мастеров русского авангарда Малевича и Кандинского) прошла в Лондоне в рамках Дней Санкт-Петербурга. Представлены эти экспонаты были в электронном виде с таким высоким разрешением, что посетитель мог рассмотреть их до мельчайших деталей. И как дополнение - интереснейший рассказ искусствоведа, сопоставляющего эти, на первый взгляд, несопоставимые вещи.

Применение новейших компьютерных технологий в экспозиционной и выставочной деятельности современного музея - уже достаточно привычная вещь. Информационные компьютерные киоски, объединенные в локальную сеть и имеющие выход в Интернет, компьютерные гиды по постоянной экспозиции, мультимедиа презентации временных выставок, виртуальные выставки и экскурсии и сами "виртуальные музеи" как дополнения к реальным - это уже не понятия музея будущего, а конкретные примеры использования новейших технологий в музейной деятельности.

Дальнейшее развитие и совершенствование технических и программных средств (3D миры, круговые панорамы, "человеческий фактор" - голосовое и видеосопровождение экскурсий) делает виртуальное представление музейных коллекций реальным, а цифровые технологии становятся частью набора интерпретирующих экспонаты средств, наряду с традиционной музейной этикеткой и аннотацией. И я думаю, что читателям газеты интересно узнать об опыте Русского музея по созданию мультимедиа приложений в выставочной и экспозиционной деятельности.

Ключевым атрибутом экспертизы качества разработанного с помощью компьютерных технологий музейного приложения остается качество содержания (контент). Однако создание информационного обеспечения, особенно в цифровом виде, - на наш взгляд, самый дорогостоящий и трудоемкий процесс в разработке мультимедиа. В основе нашего технологического процесса лежит идея "одноразового ввода, многоразового использования" одного и того же материала в различных музейных приложениях, который соответствующим образом "адаптируется" для различных целей, категорий пользователей, различных режимов доступа (on-line, off-line) WWW, CD). Для того чтобы этот процесс был эффективным, требуется четко структурированная среда - в ней информация может храниться, обновляться, извлекаться и применяться для различных целей. Все материалы, переведенные в цифровой вид (документы, изображения, видео), должны храниться в специальном служебном электронном архиве (в мультимедийной базе данных). Такой архив предназначен только для специалистов: разработчиков мультимедиа приложений, редакторов музейных каталогов, специалистов настольных издательских систем.

(Окончание следует)